Екатеринбург |
|
07 августа 2015 г. |
Дело N А07-26179/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Сухановой Н.Н., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (Уфимский филиал N 1) (ИНН: 0275016083, ОГРН: 1020202556659; далее - учреждение, фонд) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.02.2015 по делу N А07-26179/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2015 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Фондом и обществом с ограниченной ответственностью "Башкиртеплоэнерго" (в последующем название изменено на общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Уфа" (ИНН: 0276066471, ОГРН: 1020202856233); далее - общество) заявлены ходатайства о рассмотрении дела в отсутствии их представителей. Названные ходатайства рассмотрены судом кассационной инстанции и удовлетворены.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к учреждению о признании недействительными: решения от 27.10.2014 N 60 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части выявления недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 2934,98 руб., начисления штрафов в сумме 704,77 руб. и пени в сумме 1482,26 руб.; решения от 05.11.2014 N 108н/с о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части выявления недоимки в сумме 202,41 руб., а также начисления пени в сумме 21,52 руб. и штрафа в сумме 48,61 руб.
Решением суда от 25.02.2015 (судья Галимова Н.Г. ) требования общества удовлетворены, решения от 27.10.2014 N 60 и от 05.11.2014 N 108н/с в оспоренной части признаны недействительными.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2015 (судьи Арямов А.А., Плаксина Н.Г., Малышев М.Б.) решение суда отменено в части удовлетворения требований заявителя о признании недействительным решения от 27.10.2014 N 60 в части начисления штрафа в сумме 117,77 руб. и пени в сумме 1302,53 руб., а также о признании недействительным решения от 05.11.2014 N 108н/с в части начисления штрафа в сумме 8,12 руб. и пени в сумме 10,86 руб. В удовлетворении требований общества в указанной части отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на то, что судами не исследованы полностью обстоятельства дела. По мнению фонда, суммы, выплаченные работникам общества в оплату дополнительных выходных дней, предоставленных для ухода за детьми-инвалидами, подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, так как эти суммы представляют собой оплату в рамках трудовых отношений; такие расходы, должны осуществляться за счет средств страхователя.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения; возражает против доводов, изложенных в жалобе.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 12.07.2001, имеет основной государственный регистрационный номер 1020202856233 и состоит на учете в качестве страхователя в учреждении.
Фондом в период с 25.09.2014 по 30.09.2014 в отношении общества проведена документальная выездная проверка правильности исчислении, полноты и своевременности уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2011 по 31.12.2013. Результаты проверок отражены в актах от 30.09.2014 N 294н/с и N 236.
По результатам рассмотрения акта проверки от 30.09.2014 N 294н/с фондом принято решение от 05.11.2014 N 108н/с, которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, в сумме 48,61 руб., а также заявителю предложено в добровольном порядке уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 243,03 руб. и пени в сумме 21,52 руб.
По результатам рассмотрения акта проверки от 30.09.2014 N 236 фондом принято решение от 27.10.2014 N 60, которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, в виде штрафа в сумме 704,77 руб., а также предложено перечислить пени по состоянию на 31.12.2013 в сумме 1482,26 руб. и недоимку в сумме 3523,85 руб.
Основанием для доначисления указанных сумм недоимок, пеней и штрафов послужил вывод учреждения о неправомерном невключении обществом в базу для начисления страховых взносов в 2011-2013 гг. сумм оплаты четырех дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами в общей сумме 101 206,21 руб., а также непринятие к зачету в счет уплаты страховых взносов расходов в сумме 19 797,04 руб., произведенных страхователем с нарушением требований законодательства.
Считая неправомерным доначисление страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 2934,98 руб. (по решению от 27.10.2014 N 60), а также страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 202,41 руб. (по решению от 05.11.2014 N 294н/с), общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции руководствовался выводом о наличии совокупности обстоятельств, свидетельствующих о недействительности оспоренной части указанных ненормативных правовых актов.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о том, что оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов. Вместе с тем решение суда отменил в части удовлетворения требований общества о признании недействительным решения от 27.10.2014 N 60 в части начисления штрафа в сумме 117,77 руб. и пени в сумме 1302,53 руб., а также о признании недействительным решения от 05.11.2014 N 108н/с в части начисления штрафа в сумме 8,12 руб. и пени в сумме 10,86 руб., в удовлетворении требований общества в указанной части отказал, установив, что указанные суммы пеней и штрафов начислены на не оспариваемую обществом недоимку.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Из содержания ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ следует, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Частью 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 данного Федерального закона.
В силу п. 1, 2 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 названной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в ст. 20.2 названного Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ и подп. 1 п. 1 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что в 2011-2013 гг. работнику общества Кобузовой Н.С. произведены выплаты за дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом в соответствии с п. 10 Постановления Минтруда и соцразвития России N 3 и Фонда социального страхования России N 02-18/05-2256 от 04.04.2000 "О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами".
В силу ст. 262 Трудового кодекса Российской Федерации одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
В соответствии с п. 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно п. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 213-ФЗ) с 01.01.2010 финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 Трудового кодекса Российской Федерации, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Межбюджетный трансферт из федерального бюджета является источником доходов Фонда социального страхования Российской Федерации (подп. 1 п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 и на плановый период 2012 и 2012 годов"). Фонд социального страхования Российской Федерации является главным администратором данного вида дохода бюджета Фонда (п. 1 ст. 2 указанного Федерального закона).
Таким образом, выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, при этом указанная гарантия не относится ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что, поскольку оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом предусмотрена законом и осуществляется за счет средств Фонда социального страхования, такая оплата в силу прямого указания в законе не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов, в связи с чем
включение указанных сумм в облагаемую базу, доначисление обществу сумм страховых взносов (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в сумме 2934,98 руб., на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - в сумме 202,41 руб.), соответствующих пеней и штрафов является необоснованным.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные в указанной части.
Вместе с тем, как верно отмечено судом апелляционной инстанции, оспоренным обществом суммам недоимок соответствуют пени и штрафы в следующих размерах: сумме страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 2934,98 руб. - пени в сумме 179,73 руб. и штраф в сумме 587 руб.; сумме страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 202,41 руб. - пени в сумме 10,66 руб. и штраф в сумме 40,49 руб.
Пени и штрафы в остальных оспоренных обществом суммах (по решению от 27.10.2014 N 60 штраф - 117,77 руб., пени - 1302,53 руб.; по решению от 05.11.2014 N 108н/с штраф - 8,12 руб. и пени - 10,86 руб.) начислены на указанную в этих решениях не оспариваемую обществом недоимку по страховым взносам, начисленную в связи с непринятием фондом к зачету в счет уплаты страховых взносов расходов, произведенных с нарушением законодательства.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для признания решений фонда незаконными в части начисления указанных сумм пеней и штрафов.
Доводы фонда, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, не опровергают выводов судов, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменение или отмену судебного акта, не допущено.
С учетом изложенного постановление суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2015 по делу N А07-26179/2014 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (Уфимский филиал N 1) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.