г. Челябинск |
|
14 апреля 2015 г. |
Дело N А07-26179/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 апреля 2015 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Малышева М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.02.2015 по делу N А07-26179/2015 (судья Галимова Н.Г.).
Общество с ограниченной ответственностью "Башкиртеплоэнерго" (в последующем название изменено на общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Уфа") (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, учреждение, Фонд) о признании недействительными: решения от 27.10.2014 N 60 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части выявления недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 2934,98 руб., начисления штрафов в размере 704,77 руб. и пени в размере 1482,26 руб.; решения от 05.11.2014 N 108н/с о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части выявления недоимки в размере 202,41 руб., а также начисления пени в размере 21,52 руб. и штрафа в размере 48,61 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.02.2015 (резолютивная часть решения объявлена 16.02.2015) требования заявителя удовлетворены, решения от 27.10.2014 N 60 и от 05.11.2014 N 108н/с в оспоренной части признаны недействительными. Также судом взыскано с заинтересованного лица в пользу заявителя в возмещение расходов по оплате госпошлины 4000 руб.
Учреждение не согласилось с указанным судебным актом и обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права. Обращает внимание на то, что оспоренной заявителем сумме страховых взносов - 2934,98 руб. соответствуют суммы пени - 179,73 руб. и штрафа - 587 руб., а сумме страховых взносов 202,41 руб. соответствуют суммы пени - 10,66 руб. и штрафа - 40,49 руб., тогда как это обстоятельство судом не учтено. Также пролагает, что суммы, выплаченные работникам общества в оплату дополнительных выходных дней, предоставленных для ухода за детьми-инвалидами, подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, так как эти суммы представляют собой оплату в рамках трудовых отношений. Такие расходы, по мнению Фонда, должны осуществляться за счет страхователя.
Представители сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. От сторон в материалы дела поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы без участия их представителей. Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей сторон.
В представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу общество возражает против удовлетворения апелляционной жалобы. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, считает, что решение суда первой инстанции подлежит частичной отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 12.07.2001, имеет основной государственный регистрационный номер 1020202856233 и состоит на учете в качестве страхователя в Государственном учреждении - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан.
В период с 25.09.2014 по 30.09.2014 Фондом в отношении заявителя проведены документальная выездная проверка правильности исчислении, полноты и своевременности уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2011 по 31.12.2013. Результаты проверок отражены в актах от 30.09.2014 N 294н/с и N 236.
По результатам рассмотрения акта проверки от 30.09.2014 N 294н/с Фондом принято решение от 05.11.2014 N 108н/с, которым общество привлечено к ответственности по п.1 ст.19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, в сумме 48,61 руб., а также заявителю предложено в добровольном порядке уплатить недоимку по страховым вносам в сумме 243,03 руб. и пени в сумме 21,52 руб.
По результатам рассмотрения акта проверки от 30.09.2014 N 236 Фондом принято решение от 27.10.2014 N 60, которым общество привлечено к ответственности по ч.1 ст.47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, в виде штрафа в сумме 704,77 руб., а также предложено перечислить пени по состоянию на 31.12.2013 в сумме 1482,26 руб. и недоимку в сумме 3523,85 руб.
Как следует из содержания этих решений, основанием для доначисления указанных сумм недоимок, пеней и штрафов послужил вывод учреждения о неправомерном невключении страхователем в базу для начисления страховых взносов в 2011-2013 гг. сумм оплаты четырех дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами в общей сумме 101206,21 руб., а также непринятие к зачету в счет уплаты страховых взносов расходов в сумме 19797,04 руб., произведенных страхователем с нарушением требований законодательства.
Считая неправомерным доначисление страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 2934,98 руб. (по решению от 27.10.2014 N 60), а также страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 202,41 руб. (по решению от 05.11.2014 N 294н/с), заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции руководствовался выводом о наличии совокупности обстоятельств, свидетельствующих о недействительности оспоренной части указанных ненормативных правовых актов.
Оценивая позицию суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
Порядок оспаривания ненормативных правовых актов и решений государственных органов регламентирован положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемые ненормативный правовой акт и решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
В силу положений ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспоренного решения закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения, возлагается на орган, принявший акт.
Отношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством урегулированы положениями Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с ч.1 ст18 Закона N 212-ФЗ, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Своевременность уплаты страховых взносов обеспечивается пенями, под которыми в силу ст.25 Закона N 212-ФЗ понимается установленная этой статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов (ч.5 ст.25 Закона N 212-ФЗ). Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч.6 ст.25 закона N 212-ФЗ).
Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов (ч.1 ст.47 Закона N 212-ФЗ).
Отношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний урегулированы положениями Закона N 125-ФЗ.
Пунктом 2 ст.17 Закона N 125-ФЗ установлено, что страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Обеспечение исполнения обязанности по уплате этих страховых взносов, включая взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному положениями статей 18-23, 25-27 Закона N 212-ФЗ (ст.22.1 Закона N 125-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ установлено, что страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него настоящим Федеральным законом обязанностей по своевременной регистрации в качестве страхователя у страховщика, своевременной и полной уплате страховых взносов, своевременному представлению страховщику установленной отчетности, а также за своевременную и полную уплату назначенных страховщиком страховых выплат застрахованным. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
Из материалов дела следует, что в рассматриваемой ситуации основанием для доначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в оспоренных заявителем суммах послужил вывод Фонда о необходимости включения в облагаемую базу для начисления страховых взносов выплат, произведенных работнику общества Кобузовой Н.С. в 2011-2013 гг. за дополнительные выходные дни родителям по уходу за ребенком-инвалидом (Кобузовой М.А. 1987г.р.), в соответствии с п.10 Постановления Минтруда и соцпразвития России N 3 и Фонда социального страхования России N 02-18/05-2256 от 04.04.2000 "О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами".
В силу ч.1 ст.7 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 этого Федерального закона (к числу которых относится заявитель), признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 этого Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для этих плательщиков страховых взносов, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
База для начисления страховых взносов для указанных плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 указанного Федерального закона (ч.1 ст.8 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии со ст.20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных страхователями в пользу застрахованных лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 20.2 указанного Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.9 Закона N 212-ФЗ и пп.1 п.1 ст.20.2 Закона N 125-ФЗ, не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
В силу статьи 262 Трудового кодекса Российской Федерации одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
В соответствии с п.17 ст.37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования в Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и п.8 Положения о Фонде социального страхования в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет производится за счет средств Фонда социального страхования
Таким образом, поскольку оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом предусмотрена законом и осуществляется за счет средств Фонда социального страхования, такая оплата в силу прямого указания в законе не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.
В этой связи включение указанных сумм в облагаемую базу, доначисление обществу сумм страховых взносов (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в размере 2934,98 руб., на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - в сумме 202,41 руб.), соответствующих пеней и штрафов произведено Фондом без достаточных оснований. Изложенные в апелляционной жалобе возражения в этой части подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании закона.
Учитывая, что такими незаконными решениями в указанной части нарушаются экономические права заявителя, следует признать подтвержденным наличие совокупности обстоятельств для признания решений в этих частях недействительными.
В то же время, суд апелляционной инстанции полагает обоснованным довод апелляционной жалобы о том, что оспоренным обществом суммам недоимок соответствуют пени и штрафы в следующих размерах: сумме страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 2934,98 руб. - пени в сумме 179,73 руб. и штраф в сумме 587 руб.; сумме страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 202,41 руб. - пени в сумме 10,66 руб. и штраф в сумме 40,49 руб.
Пени и штрафы в остальных оспоренных заявителем суммах (по решению от 27.10.2014 N 60 штраф - 117,77 руб., пени - 1302,53 руб.; по решению от 05.11.2014 N 108н/с штраф - 8,12 руб. и пени - 10,86 руб.) начислены на указанную в этих решениях не оспариваемую обществом недоимку по страховым взносам, начисленную в связи с непринятием Фондом к зачету в счет уплаты страховых взносов расходов, произведенных с нарушением законодательства. Оснований для признания решений незаконными в части начисления этих сумм пеней и штрафов у суда не имелось.
С учетом этих обстоятельств, суд апелляционной инстанции полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в соответствии с п.1 ч.1 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в части удовлетворения заявленных требований о признании недействительным решения от 27.10.2014 N 60 в части начисления штрафа в размере 117,77 руб. и пени в размере 1302,53 руб., а также о признании недействительным решения от 05.11.2014 N 108н/с в части начисления штрафа в размере 8,12 руб. и пени в размере 10,86 руб. Требования заявителя в этой части удовлетворению не подлежат.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции в остальной части не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.02.2015 по делу N А07-26179/2014 отменить в части удовлетворения требований заявителя о признании недействительным решения от 27.10.2014 N 60 в части начисления штрафа в размере 117,77 руб. и пени в размере 1302,53 руб., а также о признании недействительным решения от 05.11.2014 N 108н/с в части начисления штрафа в размере 8,12 руб. и пени в размере 10,86 руб.
В удовлетворении требований заявителя в указанной части отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.02.2015 по делу N А07-26179/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.А. Арямов |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-26179/2014
Истец: ООО "ГАЗПРОМ ТЕПЛОЭНЕРГО УФА"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН, Уфимский филиал N 1 ГУ-РО Фонда социального страхования РФ по РБ
Хронология рассмотрения дела:
07.08.2015 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4401/15
02.06.2015 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4401/15
14.04.2015 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2959/15
25.02.2015 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-26179/14