Екатеринбург |
|
17 августа 2015 г. |
Дело N А47-8651/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А. Ю.,
судей Рябовой С. Э., Тороповой М. В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.02.2015 по делу N А47-8651/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Министерства обороны Российской Федерации - Федерова А. В. (доверенность от 20.07.2015 N 212/1/282).
Индивидуальный предприниматель Сорокин Михаил Владимирович (далее - предприниматель Сорокин М.В., истец) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Оренбургской области" (далее - ФКУ "Военный комиссариат Оренбургской области", ответчик) о взыскании 1 265 772 руб. денежной компенсации на возмещение затрат по изготовлению и установке памятников для лиц, имеющих право на установку памятников за счет средств Министерства обороны Российской Федерации. Кроме того, истец ходатайствовал о возмещении ему судебных издержек на оплату услуг представителя в размере 120 000 руб.
Определениями суда первой инстанции от 13.08.2014, 14.10.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Локшин Алексей Юрьевич (далее - Локшин А. Ю.), Авдеева Марина Борисовна, Белоусова Елена Васильевна, Буркин Анатолий Петрович, Валиева Зоя Александровна, Денисов Анатолий Иванович, Денисов Виктор Константинович, Запасчикова Лидия Захаровна, Деулина Валентина Ивановна, Карпова Елена Александровна, Ковалев Геннадий Николаевич, Рябова Нина Григорьевна, Козырева Нина Васильевна, Пустовалова Тамара Николаевна, Култышева Людмила Михайловна, Федосова Наталья Евгеньевна, Филиппова Антонина Егоровна, Мелехин Владимир Иванович, Подкопаева Наталья Николаевна, Седякина Ольга Вячеславовна, Черноусова Наталья Витальевна, Шмагарева Валентина Марковна, Равгалеев Тургалей Равгалеевич, Рахматуллин Дамир Талгатович; Герман Ирина Викторовна, Саламатина Оксана Борисовна, Свиридова Тамара Васильевна, Серов Сергей Николаевич, Фризена Любовь Петровна, Форостова Ольга Николаевна, Шепелева Нина Ивановна, Степанова Надежда Николаевна, Тупаев Николай Николаевич, Филимоненко Нина Моисеевна, Филиппов Юрий Николаевич, Томина Наталья Ивановна, Шурманова Галия Тулешевна, Администрация Новосергиевского района Оренбургской области, Администрация Переволоцкого района Оренбургской области, Администрация Судьбодаровского района Оренбургской области, Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 06.02.2015 (судья Вишнякова А.А.) исковые требования удовлетворены, кроме того, в порядке распределения судебных расходов с ответчика в пользу истца взысканы судебные издержки по оплате услуг представителя в сумме 50 000 руб. и расходы по оплате госпошлины в сумме 25 657 руб. 75 коп.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2015 (судьи Ширяева Е.В., Деева Г.А., Мальцева Т.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство обороны Российской Федерации просит указанные судебные акты отменить. Заявитель ссылается на то, что согласно договору заказчик - Локшин А.Ю, имеющий право на льготы доверяет исполнителю получение от его имени денежных средств от Министерства обороны Российской Федерации для возмещения расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробных памятников на месте погребения умерших. По мнению заявителя, заключенный договор между Локшиным А.Ю. и предпринимателем Сорокиным М.В. является не целесообразным, так как согласно выписке ЕГРЮЛ Локшин А. Ю. является предпринимателем оказывающий услуги по организации похорон, следовательно отсутствуют правовые основания для передоверия Локшиным А. Ю. права на получение от его имени денежных средств от Министерства обороны Российской Федерации для возмещения расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробных памятников на месте погребения умерших, поскольку обязательства по оказанию содействия изготовлению и установке надгробных памятников на местах захоронения умерших были возложены на предпринимателя Локшина А. Ю. как участника гражданско - правовых отношений.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что между предпринимателем Сорокиным М.В. (исполнителем) и Локшиным А.Ю. (заказчиком) заключены договоры на изготовление и установку надгробных памятников: от 28.03.2013 N 11/2; от 08.04.2013 N 120; от 24.02.2013 N 101/2; от 11.03.2013 N 115/2; от 28.02.2013 N 49; от 15.05.2012 N 228; от 28.02.2013 N 59; от 30.04.2013 N 164; от 10.02.2013 N 216; от 30.04.2013 N 157; от 04.01.2013 N 1; от 28.02.2013 N 60; от 22.04.2013 N 21/2; от 24.02.2013 N 110/2; от 08.05.2013 N 165; от 28.02.2013 N 62; от 30.04.2013 3 158; от 25.02.2013 N 27; от 30.04.2013 N 162; от 25.02.2013 N 15; от 20.10.2012 N 394; от 20.10.2012 N 395; от 28.02.2013 N 56; от 28.02.2013 N 54; от 20.03.2013 N 9/2; от 29.04.2013 N 26/2; от 22.02.2013 N 12; от 24.02.2013 N 113/2; 28.02.2013 N 65; от 24.02.2013 N 38/2; от 25.04.2013 N 22/2; от 28.02.2013 N 53; от 24.02.2013 N 92/2; от 11.03.2013 N 92; от 08.04.2013 N 113; от 08.04.2013 N 121; от 27.04.2011 N 134/2; от 20.03.2012 N 136; от 18.04.2013 N 138; от 17.05.2013 N 35/2; от 20.10.2012 N 396; от 24.02.2013 N 6/2; от 06.03.2013 N 73; от 22.02.2013 N 93/2; от 20.10.2012 N 391; от 05.10.2012 N 374; от 24.02.2013 N 84/2; от 08.04.2013 N 110 (т. 1 л.д. 70, 86, 113, 138, 149, 165, 176, 190, 205 т. 2, л.д. 12, 26, 35, 50, 67, 87, 98, 111, 122, 132, 144, 155, 165 т. 3 л.д. 7, 20, 36, 47, 58, 71, 82-83, 94, 107, 123, 135, 146, 165 т. 4 л.д. 9, 19-20, 41, 52, 71, 84, 93, 106, 118, 128, 141, 154, 169).
Согласно п.2.2.3 названных договоров заказчик, имеющий право на льготы, доверяет исполнителю получение от его имени денежных средств от Минобороны России для возмещения расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробных памятников на месте погребения умерших (погибших).
Истец в 2012-2013 осуществил изготовление и установку надгробных памятников умершим (погибшим) военнослужащим и участникам Великой Отечественной войны, имеющим право на установку памятников за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно квитанциям истец понес расходы на изготовление и установку надгробных памятников в сумме 1 265 772 руб.
Истцом в адрес ответчика 11.08.2014 была направлена претензия с требованием о выплате компенсаций в связи с понесенными расходами.
Не получив в добровольном порядке удовлетворения требований, содержащихся в претензии, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия оснований для взыскания с ответчика понесенных истцом расходов.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно ст. 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле". В соответствии с п. 1 ст. 11 названного Закона погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, осуществляется в соответствии с данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" утвержден Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников (далее - Порядок).
Пунктом 35 Порядка предусмотрено, что оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в п. 2 Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребении или учета. В соответствии с п. 2 данного Порядка порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны Российской Федерации на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются на участников Великой Отечественной Войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.
В соответствии с п. 36 названного Порядка родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в п. 38 вышеназванного Порядка.
На основании п. 38 Порядка для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справка о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.
По смыслу положений ст. 5, 6 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" лицо, взявшее на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов. Соответствующие государственные органы обязаны оплатить таким лицам расходы на изготовление и установку памятников погибшим (умершим), принадлежавшим к перечисленным категориям лиц.
Исследовав и оценив по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили, что истец, взявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов, что соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформированной в постановлении Президиума от 28.07.2009 N 5622/09.
Установив данные обстоятельства и принимая во внимание, что предприниматель Сорокин М.В. исполнил обязательства по изготовлению и установке надгробных памятников вышеназванным лицам, при этом данные расходы Комиссариатом по размеру требований не оспорены и не возмещены, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили исковые требования.
Доводы заявителя жалобы о предъявления иска ненадлежащим истцом, поскольку акты приема выполненных работ составлялись непосредственно Локшиным А. Ю. и родственниками или законными представителями умерших (погибших) военнослужащих и участников Великой Отечественной войны подлежат отклонению как не опровергающие факт несения расходов предпринимателем Сорокиным М.В.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.02.2015 по делу
N А47-8651/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю.Смирнов |
Судьи |
С.Э.Рябова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.