Екатеринбург |
|
18 августа 2015 г. |
Дело N А07-22883/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Купреенкова В.А., Краснобаевой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - Министерство) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.02.2015 по делу N А07-22883/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства - Егоров Г.В. (доверенность от 23.06.2015 N 13/06065), Хаматдинова Э.Р. (доверенность от 27.11.2014 N 13/10337);
Регионально й общественной организации "Ассоциация охотников и рыболовов Республики Башкортостан" (далее - организация "Ассоциация охотников и рыболовов") - Газизов М.Т. (доверенность от 08.04.2013 N 22-114).
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 22.07.2015 на основании ч. 1 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы Министерства отложено на 13.08.2015 на 10 ч 00 мин.
После отложения в судебном заседании принял участие представитель организации "Ассоциация охотников и рыболовов" - Газизов М.Т. (доверенность от 08.04.2013 N 22-114).
От Министерства поступило письменное ходатайство об обращении суда кассационной инстанции в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности ч. 9 ст. 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте).
В силу ст. 36 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям настоящего Федерального конституционного закона.
В соответствии с ч. 4 ст. 125 Конституции Российской Федерации по запросам судов Конституционный Суд Российской Федерации проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
Согласно ч. 3 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении конкретного дела арбитражный суд придет к выводу о несоответствии закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом деле, Конституции Российской Федерации, арбитражный суд обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этого закона. Аналогичное указание содержится в ст. 101 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Суд кассационной инстанции не усматривает в данном случае оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для обращения с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации, в связи с чем ходатайство заявителя удовлетворению не подлежит. Министерство при наличии мнения о том, что нормы права, примененные судами по данному делу, не соответствуют Конституции Российской Федерации, вправе самостоятельно обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с соответствующим ходатайством или жалобой.
Кроме того, от организации "Ассоциация охотников и рыболовов" в судебном заседании 13.08.2015 заявлено ходатайство о приобщении к делу нотариально заверенной копии охотхозяйственного соглашения от 05.08.2015 N 113 и квитанции от 31.07.2015 N 492 на сумму 2 082 000 руб.
Ходатайство о приобщении доказательств рассмотрено в судебном заседании, состоявшемся 13.08.2015. В удовлетворении ходатайства отказано, Указанные документы не могут быть приобщены к делу, поскольку в силу ч. 1 ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сбор и оценка дополнительных доказательств не входят в компетенцию суда кассационной инстанции, который проверяет законность принятых судебных актов на основании имеющихся в деле доказательств, исследованных и оцененных судами первой и апелляционной инстанций. Возможность переоценки выводов судов с учетом представленных в суд кассационной инстанции дополнительных документов арбитражное процессуальное законодательство не предусматривает.
Организация "Ассоциация охотников и рыболовов" обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству о признании незаконным отказа в заключении охотхозяйственного соглашения на предоставление охотничьих угодий в Учалинском районе Республики Башкортостан площадью 208 000 га, установленной в заключенном между Правительством Республики Башкортостан и организацией "Ассоциация охотников и рыболовов" договоре о предоставлении в пользование территорий, акваторий от 31.10.2005 и долгосрочной лицензии от 31.10.2005 серии ХХ N 6303, выданной Управлением Россельхознадзора по Республике Башкортостан; об обязании заключить указанное охотхозяйственное соглашение.
Решением суда от 04.02.2015 (судья Абдуллина Э.Р.) заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Министерства в заключении с заявителем охотхозяйственного соглашения на предоставление охотничьих угодий в Учалинском районе Республики Башкортостан площадью 208 000 га, установленной в заключенном между Правительством Республики Башкортостан и организацией "Ассоциация охотников и рыболовов" договоре от 31.10.2005 и долгосрочной лицензии от 31.10.2005 серии ХХ N 6303, выданной Управлением Россельхознадзора по Республике Башкортостан, выраженный в письме от 01.10.2014 N 14/08283. В целях устранения допущенных нарушений прав заявителя суд обязал Министерство в 15-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу направить в адрес заявителя проект охотхозяйственного соглашения.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 (судьи Суспицина Л.А., Богдановская Г.Н., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе и дополнении к ней Министерство просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное толкование ч. 9, 10 ст. 71 Закона об охоте в части определения случаев, при которых право юридического лица, индивидуального предпринимателя на заключение охотхозяйственного соглашения распространяется на площадь охотничьих угодий в пределах максимальной площади таких соглашений. По мнению заявителя, из толкования указанных норм следует, что по истечении пяти лет право досрочного пользования животным миром, возникшее на основании долгосрочной лицензии на пользование животным миром (в случае, если площадь территорий или акваторий, переданных в пользование, превышает данную максимальную площадь охотничьих угодий), прекращается при условии, что указанное лицо не воспользовалось правом на заключение охотхозяйственного соглашения, следовательно, в этом случае право юридического лица распространяется на площадь охотничьих угодий в пределах максимальной площади охотничьих угодий. Как полагает заявитель, заявка организации "Ассоциация охотников и рыболовов" о заключении с ней охотхозяйственного соглашения на ту площадь, которая указана в ранее выданной долгосрочной лицензии размером 208 000 га, указывает на то, что данное юридическое лицо отказывается воспользоваться своим правом на заключение соглашения в пределах максимальной площади охотничьих угодий (70 000 га). Заявитель также указывает на то, что ответ Министерства не содержит отказа в заключении соглашения, а предлагает заключить охотхозяйственное соглашение в пределах установленной максимальной площади охотничьих угодий, что не может являться нарушением интересов заявителя. Кроме того, согласно доводам заявителя, суды, удовлетворяя требования организации "Ассоциация охотников и рыболовов", неправомерно основывались на письмах Минприроды России от 21.09.2012 N 15-45/15112 "О разъяснении положений законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов" и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21.12.2012 N АА-03-06-27/17484 "О соблюдении требований законодательства в области охраны и сохранения охотничьих ресурсов". Как указывает заявитель, данные письма не опубликованы и не зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации, следовательно, в соответствии с п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений. Заявитель также ссылается на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П "По делу о проверке конституционности ч. 3 ст. 71 Закона об охоте" в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации", которое, по мнению Министерства, подтверждает его позицию о возможности заключения охотхозяйственного соглашения с юридическим лицом лишь в пределах максимальной площади охотничьих угодий, установленной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.05.2012 N 137 "Об установлении максимальной площади охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом или группой лиц, за исключением случаев, предусмотренных ч. 31 ст. 28 Закона об охоте" (далее - приказ Минприроды России от 18.05.2012 N 137.
В отзывах на кассационную жалобу и дополнении к ней организация "Ассоциация охотников и рыболовов" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 25.10.2005 N 980-р организации "Ассоциация охотников и рыболовов" предоставлено в пользование территория в Учалинском районе Республики Башкортостан, необходимая для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, в пределах границ согласно приложению N 26.
На основании указанного распоряжения между Правительством Республики Башкортостан и организацией "Ассоциация охотников и рыболовов" (охотпользователь) 27.10.2005 заключен договор о предоставлении в пользование территорий, акваторий Республики Башкортостан, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, в соответствии с которым охотпользователю в пользование предоставлены территории, акватории, площадью и в границах согласно приложению к договору, расположенные в пределах границ, согласно распоряжению Правительства Республики Башкортостан от 25.10.2005 N 980-р.
Управлением Россельхознадзора по Республике Башкортостан 31.10.2005 организации "Ассоциация охотников и рыболовов" выдана лицензия серии ХХ N 6303 сроком действия с 31.10.2005 по 31.10.2015 на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, с указанием перечня объектов животного мира, передаваемых в пользование (виды, отнесенные к объектам охоты, разрешенные к добыче на территории Учалинского района Республики Башкортостан) на площади 208 000 га на территории Учалинского района Республики Башкортостан.
Согласно данной лицензии границы и площадь территории, акватории для осуществления пользования животным миром на территории Учалинского района Республики Башкортостан установлены в размере 208 000 га на основании протокола от 25.07.2005 N 3 заседания конкурсной комиссии и приложения N 26 к распоряжению Правительства Республики Башкортостан от 25.10.2005 N 980-р.
Организация "Ассоциация охотников и рыболовов" обратилась в Министерство с заявлением от 05.09.2014 N 22-287 о заключении охотхозяйственного соглашения по Учалинскому району и выдаче расчета единовременной платы на заключение охотсоглашения, согласно справке Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Учалинскому району от 01.06.2012 N 07/874, со ссылкой на долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира от 31.10.2005 серии ХХ N 6303 и указанием площади, пригодной для ведения охотхозяйства, в размере 178 700 га.
Письмом от 01.10.2014 N 14/08283 Министерство заявило о возможности заключения охотхозяйственного соглашения с установлением площади охотничьих угодий в 70 000 га, сославшись на приказ Минприроды России от 18.05.2012 N 137.
Организация "Ассоциация охотников и рыболовов", полагая, что отказ в заключении охотхозяйственного соглашения в отношении заявленной площади, пригодной для ведения охотхозяйства, противоречит действующему законодательству и нарушает его права в области предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования заявителя, правомерно исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу ч. 3 ст. 10 Закона об охоте уполномоченным федеральным органом исполнительной власти может устанавливаться максимальная площадь охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом, группой лиц, за исключением случаев, предусмотренных ч. 31 ст. 28 названного Федерального закона.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу названного Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений (ч. 3 ст. 71 Закона об охоте).
В части 9 ст. 71 Закона об охоте установлено, что по истечении пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий, предусмотренной ч. 3 ст. 10 названного Федерального закона, право долгосрочного пользования животным миром, возникшее на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром (в случае, если площадь территорий или акваторий, переданных в пользование одному лицу или группе лиц по договорам о предоставлении в пользование территорий или акваторий в соответствии с указанными лицензиями, превышает данную максимальную площадь охотничьих угодий), прекращается при условии, что указанные лицо или группа лиц не воспользовались правом на заключение охотхозяйственных соглашений, предусмотренным ч. 3 данной статьи.
В случаях, указанных в части 9 названной статьи, право юридического лица, индивидуального предпринимателя на заключение охотхозяйственного соглашения, предусмотренное ч. 3 данной статьи, распространяется на площадь охотничьих угодий в пределах максимальной площади охотничьих угодий, предусмотренной ч. 3 ст. 10 Закона об охоте (в случае, если такая максимальная площадь охотничьих угодий установлена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, ч. 10 ст. 71 Закона об охоте).
Во исполнение Закона об охоте приказом Минприроды России от 18.05.2012 N 137, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 09.06.2012 за N 24514, утверждены максимальные площади охотничьих угодий по субъектам Российской Федерации, в отношении которых охотхозяйственные соглашения могут быть заключены одним лицом или группой лиц. В соответствии с п. 3 приложения к названному приказу Минприроды России, максимальная площадь охотничьих угодий по Республике Башкортостан, в отношении которых возможно заключение охотхозяйственных соглашений, установлены в 70 000 га.
Между тем, границы территории, предоставленной организации "Ассоциация охотников и рыболовов" для целей пользования животным миром, установлены в распоряжении Правительства Республики Башкортостан от 25.10.2005 N 980-р и воспроизведены в долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 31.10.2005 серии ХХ N 6303 с указанием площади территории.
В силу ст. 70 Закона об охоте положения ранее действовавшего законодательства сохраняют свою силу, если они не противоречат названному Закону.
Следовательно, как верно указали суды первой и апелляционной инстанций, организация "Ассоциация охотников и рыболовов" воспользовалась своим правом, обратившись в Министерство о заключении охотхозяйственного соглашения в пределах срока (5 лет) после принятия приказа Минприроды России от 18.05.2012 N 137 об установлении максимальной площади (70 000 га) и в период действия долгосрочной лицензии (срок действия лицензии с 31.10.2005 по 31.10.2015).
В силу ч. 4 ст. 71 Закона об охоте органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с лицами, указанными в части 3 названной статьи, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, при установленных обстоятельствах, суды пришли к верному выводу о несоответствии обжалуемого отказа закону и нарушении прав и охраняемых интересов заявителя, в связи с чем в силу указанной выше правовой нормы в целях устранения допущенных нарушений прав заявителя правомерно обязали Министерство в 15-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу направить в адрес организации "Ассоциация охотников и рыболовов" проект охотохозяйственного соглашения на предоставление охотничьих угодий в Учалинском районе Республики Башкортостан площадью 208 000 га, установленной в договоре от 31.10.2005, заключенного между Правительством Республики Башкортостан и заявителем, и долгосрочной лицензии от 31.10.2005 серии ХХ N 6303, выданной Управлением Россельхознадзора по Республике Башкортостан.
При таких обстоятельствах доводы заявителя кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены обстоятельства дела, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменение или отмену судебных актов, допущено не было.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.02.2015 по делу
N А07-22883/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Смирнов |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.