Екатеринбург |
|
26 августа 2015 г. |
Дело N А47-3395/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Токмаковой А. Н., Гусева О. Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства по недропользованию на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.09.2014 по делу N А47-3395/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель закрытого акционерного общества "Карбон" (далее - заявитель, ЗАО "Карбон", общество, должник) - Соломкин Я.Д. (доверенность от 27.08.2014).
ЗАО "Карбон" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению по недропользованию по Оренбургской области (далее - управление, Оренбургнедра), Федеральному агентству по недропользованию (далее - Роснедра, агентство) об обязании управления продлить обществу срок действия лицензии ОРБ 01133 НЭ на разработку Северо-Копанского нефтегазоконденсатного месторождения на три года до 01.02.2017, выдав зарегистрированное дополнение к лицензии ОРБ 01133 НЭ на разработку Северо-Копанского нефтегазоконденсатного месторождении, и о признании незаконным приказа Роснедр N 110 от 19.02.2014 "О прекращении права пользования недрами лицензией ОРБ 01133 НЭ" (далее - Приказ N 110).
По ходатайству общества судом приняты обеспечительные меры в виде запрета агентству и его территориальным органам в проведении торгов на право пользования недрами Северо-Копанского нефтегазоконденсатного месторождении.
Определением суда произведена замена заинтересованного лица с управления на Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (далее - департамент), в связи с присоединением управления к департаменту.
Решением суда от 02.09.2014 (судья Третьяков Н.А.) заявленные требования удовлетворены частично: указанный приказ агентства признан недействительным; департамент обязан осуществить административные процедуры по исполнению государственной функции по внесению изменений и дополнений в лицензию на право пользования участком недр в отношении заявления ЗАО "Карбон" о продлении лицензии и продлить срок действия лицензии ОРБ 01133 НЭ на право пользования недрами Северо-Копанского нефтегазоконденсатного месторождения на срок 170 календарных дней и незамедлительно с момента вступления в законную силу решения суда выдать обществу специальное государственное разрешение в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации и текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой частью лицензии, и определяющие основные условия пользования недрами Северо-Копанского нефтегазоконденсатного месторождения, на срок 170 календарных дней. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Также в пользу общества с Роснедр взысканы судебные расходы по уплате госпошлины в размере 4000 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2014 названое решение отменено полностью, заявление общества оставлено без рассмотрения. Определение суда о принятии обеспечительных мер отменено.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 25.02.2015 указанное апелляционное постановление отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 (судьи Тимохин О.Б., Арямов А.А., Малышева И.А.) решение суда от 02.09.2014 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе агентство просит указанные судебные акты отменить, отказать в удовлетворении требований общества в полном объеме, ссылаясь на то, что согласно абз. 2 п. 16 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользования недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользования участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом от 29.09.2009 N 315 Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Административный регламент) к основаниям для приостановления исполнения государственных функций относится волеизъявление соискателя лицензии, выраженное в письменной форме, об отзыве заявки о внесении изменений и дополнений в лицензию. Письмо об отзыве заявочных материалов за подписью О.Г. Еранова поступило в Оренбургнедра 09.12.2013, направлено в агентство письмом от 10.12.2013 и Роснедра вернуло заявочные материалы письмом от 19.12.2013, соответственно, вся процедура по отзыву заявки на продление срока действия лицензии была завершена до 23.12.2013, когда управлением было получено (23.12.2013) письмо конкурсного управляющего Шклярова А.А. (далее - КУ Шкляров). При этом, отмечает, что ни Роснедр, ни у его территориальных органов нет полномочий на самовольное принятие решений за того или иного пользователя недр.
Настаивает, что возвращая 31.12.2013 заявление от 15.11.2013 о внесении изменений в лицензию с заявочными материалами, Управление действовало в соответствии с действующим законодательством и не нарушило права и законные интересы заявителя, основания для осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению внесения изменений и дополнений в лицензию на пользование участками недр в соответствии с п. 38 Административного регламента отсутствовали.
Указывает, что согласно п. 1 ч. 1 ст. 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1, Закон о недрах) право пользования недрами прекращается по истечении установленного в лицензии срока ее действия. Срок действия лицензии ОРБ 01133 НЭ истек 01.02.2014, соответственно, Роснедра было обязано прекратить право пользования недрами по указанной лицензии. Пунктом 7 Временных методических рекомендаций о порядке прекращения права пользования недрами в связи с истечением срока действия лицензии, утвержденных приказом Роснедр от 17.05.2006 N 394 (далее - Приказ N 394) заинтересованные лица в течение 30 дней со дня истечения срока действия лицензии принимают решение (издают приказ) об исключении в установленном порядке участка недр из Государственного реестра лицензии и внесения соответствующих изменений в автоматизированный банк данных. При этом, действующим законодательством не предусмотрена возможности восстановления лицензии, которая снята с учета.
Кроме того, для продления срока пользования участком недр необходимо сочетание двух условий: 1) обоснованная необходимость завершения разработки месторождения полезных ископаемых; 2) отсутствие нарушений недропользователем условий лицензии на пользование недрами, в то время как общество допустило ряд нарушений пользования недрами по лицензии.
Общество представило возражения на кассационную жалобу, в которых просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
При рассмотрении дела судами установлено, что обществу ЗАО "Карбон" выдана лицензия на право пользования недрами Северо-Копанского нефтегазоконденсатного месторождения серии ОРБ N 01133 НЭ со сроком окончания действия 01.02.2014.
ЗАО "Карбон" 15.11.2013 обратилось в управление с заявлением о внесении изменений в лицензию на право пользования участком недр Северо-Копанского нефтегазоконденсатного месторождения путем продления срока действия лицензии, приложив документы согласно перечню.
Обществом 29.11.2013 сопроводительным письмом от 29.11.2013 N 91 переданы управлению дополнительные документы.
ЗАО "Карбон" в письме от 09.12.2013 N 93, подписанном директором Ерановым О.Г., обратилось в управление с просьбой отозвать пакет документов на внесение изменений в лицензию, принятый 15.11.2013.
Согласно уведомлению-запросу от 23.12.2013, поступившему в управление 23.12.2013 (согласно штампу) от конкурсного управляющего ЗАО "Карбон" Шклярова А.А., полномочий директора ЗАО "Карбон" прекращены с 05.12.2013.
Письмом от 31.12.2013 N НК-02/3216 управление сообщило директору ООО "Карбон" О.Г. Еранову о возврате заявочных материалов.
ЗАО "Карбон" 10.01.2014 письмом, подписанным Ерановым О.Г., обратилось в управление с заявлением о внесении изменений в лицензию на право пользования участком недр Северо-Копанского нефтегазоконденсатного месторождения.
Письмом от 21.01.2014 управление уведомило директора ООО "Карбон" Еранова О.Г. о том, что им на основании информации, полученной от конкурсного управляющего Шклярова А.А., запрошена выписка из ЕГРЮЛ в целях проверки полномочий Еранова О.Г. на обращение 10.01.2014 с заявлением о внесении изменений в лицензию.
Управление письмом от 29.01.2014 уведомило общество об отказе в приеме заявочных материалов по внесению изменений в лицензию по мотивам подписания такого заявления неуполномоченным лицом.
Приказом N 110 право пользования недрами по лицензии ОРБ 01133 НЭ прекращено в связи с окончанием срока действия лицензии.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 02.04.2013 по делу N А47-1392/2012 ЗАО "Карбон" признано банкротом с открытием конкурсного производства сроком на 6 месяцев; конкурсным управляющим утвержден Шкляров Александр Александрович (далее - КУ Шкляров) с прекращением полномочий руководителя должника, иных органов управления должника.
Определением суда от 16.07.2013 по делу N А47-1392/2012 Арбитражного суда Оренбургской области оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013 производство по делу о признании ЗАО "Карбон" несостоятельным (банкротом) прекращено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12.12.2013 по данному делу упомянутые судебные акты отменены, дело направлено на рассмотрение в Арбитражный суд Оренбургской области.
При новом рассмотрении определением Арбитражного суда Оренбургской области суда от 26.08.2014 по указанному делу, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2014 производство по делу о несостоятельности (банкротстве) ЗАО "Карбон" вновь прекращено.
Исследовав представленные в дело доказательства, с учетом положений Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ, Закон о банкротстве), постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" (далее - Постановление N 35), Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), апелляционный суд обоснованно отметил, что в период с 12.12.2013 по 24.10.2014 общество находилось в процедуре конкурсного производства, в связи с чем, лишь конкурсный управляющий был вправе действовать от имени ЗАО "Карбон", тогда как общество обратилось с заявлением в арбитражный суд по настоящему делу 10.04.2014, то есть в период нахождения в процедуре конкурсного производства.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из неосмотрительности Оренбургнедр при возвращении 31.12.2013 заявления от 15.11.2013 о внесении изменений в лицензию с заявочными материалами. Суд при этом указал, что следствием такой неосмотрительности явилось нерассмотрение в установленном законом порядке заявления общества о внесении изменений в лицензию; срок действия лицензии закончился как в результате его фактического истечения, так и в результате не- соответствующего действующему законодательству и нарушающего права и законные интересы ЗАО "Карбон" бездействия управления, выразившегося в неосуществлении административных процедур по исполнению государственной функции по внесению изменений и дополнений в лицензию на право пользования участками недр.
Суд апелляционной инстанции при новом рассмотрении дела согласился с указанными выводами.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с абз. 2 ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ.
На основании ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В силу ст. 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии с п. 4.3.6 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по недропользованию по федеральному округу, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации 30.03.2007 N 72 (далее - Типовое положение) территориальный орган осуществляет выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами.
Согласно п. 4.3.7 Типового положения территориальный орган осуществляет внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформление лицензий.
В силу абз.7 ст. 10 Закона РФ N 2395-1 срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
Пункт 15 Административного регламента устанавливает, что государственная функция по внесению изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами, не должны превышать 140 дней без учета времени, указанного в п. 55 настоящего регламента.
Пункт 55 Административного регламента устанавливает 30-дневный срок для выражения согласия заявителя на внесение изменений и дополнений в лицензию.
Признавая недействительным Приказ N 110, суды пришли к верному выводу о том, что действиями и бездействием заинтересованных лиц нарушено право заявителя на рассмотрение в установленном законом порядке заявки на продление лицензии.
В связи с тем, что в судебном порядке заявленные обществом требования рассмотрены после формального окончания срока действия лицензии, а Приказ признается судом недействительным, то суд в целях восстановления нарушенного права правомерно обязал Департамент осуществить административные процедуры по рассмотрению заявки общества по продлению лицензии, а также продлить срок действия указанной лицензии на срок 170 дней посредством выдачи специального разрешения в виде лицензии, поскольку без указанных действий невозможно устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом, судами верно отмечено, что поскольку административным органом не было осуществлено рассмотрение заявки по существу, то оснований для оценки выводов и решений административного органа о наличии либо отсутствии оснований для продления срока действия лицензии не имеется, вви- ду их отсутствия. В свою очередь суд не наделен полномочиями по исполнению государственных функций в сфере недропользования.
Данные выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно ст. 71 АПК РФ, и основаны на правильном применении норм права.
На основании п. 16 Административного регламента основанием для приостановления исполнения государственных функций является волеизъявление соискателя лицензии, выраженное в письменной форме, об отзыве заявки о внесении изменений и дополнений в лицензию, а также о переоформлении лицензии на право пользования недрами.
В соответствии с подп. "а" п. 17 Административного регламента основаниями для отказа в исполнении государственных функций по внесению изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами являются представление документов с нарушением требований п. 39, 42 настоящего Административного регламента.
В силу п. 38 Административного регламента основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр является заявка пользователя недр с просьбой о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование.
Заявка на внесение изменений и дополнений подписывается уполномоченным лицом заявителя и подается в соответствующий территориальный орган Роснедр (п. 39).
Согласно п. 41 Административного регламента (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) основанием для отказа в рассмотрении заявки на внесение изменений и дополнений является представление документов с нарушением требований п. 39, 42 настоящего Административного регламента.
На основании п. 43 Административного регламента исполнение Роснедрами и его территориальными органами государственной функции по осуществлению внесения изменений и дополнений в лицензию на право пользования участком недр включает в себя: 1) регистрацию заявки на внесение изменений и дополнений; 2) рассмотрение заявки на внесение изменений и дополнений, подготовка и направление материалов в Комиссию, осуществляющую рассмотрение материалов по внесению изменений и дополнений в лицензии на пользование недрами, а также переоформлению лицензий на пользование недрами (далее - Комиссия по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий); 3) рассмотрение материалов на Комиссии по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий и принятие решения; 4) принятие Роснедрами или его территориальным органом решения о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами, оформление внесения изменений и дополнений в лицензию; 5) государственную регистрацию и выдачу изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами.
В соответствии с п. 44 Административного регламента регистрация заявки на внесение изменений и дополнений с приложениями (далее - заявочные материалы) осуществляется должностным лицом территориального органа Роснедр, ответственного за делопроизводство, в день подачи заявочных материалов.
В течение 3 рабочих дней со дня регистрации заявочных материалов должностное лицо, ответственное за делопроизводство, направляет их на рассмотрение в структурное подразделение территориального органа Роснедр, ответственное за лицензирование (п. 45 Административного регламента).
Пунктами 46 - 50 Административного регламента подробно определен и установлен порядок рассмотрения заявочных материалов, подготовка и направление материалов в Комиссию по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий.
В соответствии с п. 51 Административного регламента в целях обеспечения объективного, качественного и комплексного анализа документов, связанных с внесением изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами, в соответствии с приказом Роснедр (его территориального органа) образуется постоянно действующий совещательный орган - Комиссия по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий.
Суды, исследовав материалы дела, в порядке ст. 71 АПК РФ, установили, что предусмотренная действующим Административным регламентом процедура отзыва заявки о внесении изменений и дополнений в лицензию как волеизъявление соискателя лицензии, выраженное в письменной форме, содержится только в его п. 16 (абзац второй), и является одним из оснований для приостановления исполнения соответствующих государственных функций. При этом, процедура и сроки такого приостановления и возобновления исполнения соответствующих государственных функций этим же Административным регламентом, либо иным нормативным правовым актом в сфере недропользования, не урегулирована.
Волеизъявление соискателя лицензии, выраженное в письменной форме, об отзыве заявки о внесении изменений и дополнений в лицензию, не предусматривает возвращения заявителю (в данном случае ЗАО "Карбон") заявочных материалов (заявка с приложениями). Возвращение заявочных материалов соискателю лицензии не предусмотрено Административным регламентом, о чем указано в п. 47 названного регламента.
Суды пришли к выводу, что письмо от 31.12.2013 N НК-02/3216 Оренбургнедр о возврате обществу заявочных материалов по заявке от 15.11.2013 не соответствует действующему законодательству. Сведений о принятом управлением решении о приостановлении исполнения государственных функций, о возобновлении такого исполнения и уведомлении о совершении этих действий (решений) подателя заявки - ЗАО "Карбон", в материалы дела не представлено.
Указанные выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
Кроме того, судами верно отмечено, что, получив сопроводительное письмо Роснедр от 19.12.2013 N 03-30/14944, Оренбургнедра по состоянию на 30.12.2013 уже обладало информацией о том, что директор общества Еранов О.Г. является неуполномоченным лицом, соответственно, принимая во внимание, что процедура осуществления государственных функций по заявке от 15.11.2013 ЗАО "Карбон" не вступила в стадию рассмотрения на Комиссии по существу, у Оренбургнедр имелась возможность не возвращать обществу 31.12.2013 заявочные материалы, а, проверив полномочия Еранова О.Г., отказать ЗАО "Карбон" в исполнении государственных функций по основанию представления документов с нарушением требований п. 39 Административного регламента (п. 17, 41 Административного регламента).
Между тем, как установлено судами и подтверждено материалами дела, управление не приостановило исполнение соответствующих государственных функций и не отказало в рассмотрении заявки по вышеуказанным основаниям, предусмотренным Административным регламентом, вернув обществу 31.12.2013 заявочные материалы, что Административным регламентом не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, суды пришли к верному выводу о том, что принятие управлением заявления от 15.11.2013 N 87 ЗАО "Карбон" о внесении изменений и дополнений в лицензию на право пользования участком недр в части продления срока действия такой лицензии является основанием для начала осуществления административных процедур по исполнению соответствующей государственной функции. Между тем такая процедура заинтересованными лицами не окончена: не приостановлена, срок действия лицензии не продлен, в продлении срока действия лицензии не отказано. Установив изложенные обстоятельства дела, суды обоснованно обязали их окончить начатую по заявке от 15.11.2013 ЗАО "Карбон" процедуру о внесении изменений и дополнений в лицензию на право пользования участком недр, что направлено на восстановление права заявителя на судебную защиту его законных интересов в соответствующей сфере деятельности.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.09.2014 по делу N А47-3395/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального агентства по недропользованию - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
А.Н. Токмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.