Екатеринбург |
|
11 сентября 2015 г. |
Дело N А50-26508/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А. Н.,
судей Гусева О.Г., Жаворонкова Д.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Головановская энергетическая компания" (далее - ООО "ГЭК", Общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 16.04.2015 по делу N А50-26508/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель заявителя - Ромазанов А.М. (доверенность от 01.01.2015 N 2).
ООО "ГЭК" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее - инспекция) от 17.10.2014 N 1507.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Ожгибецов Александр Николаевич.
Решением суда от 16.04.2015 (судья Катаева М.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 (судьи Муравьева Е.Ю., Риб Л.Х., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит принятые по делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Заявитель полагает, что вступление в силу с 01.08.2014 постановления Правительства Пермского края от 16.07.2014 N 624-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Пермского края" (далее - постановление N 624-п) не означает, что в августе 2014 года не подлежало применению постановление Правительства Пермского края от 14.09.2012 N 869-п в части расчёта и предъявления платы за тепловую энергию при отсутствии общедомового (коллективного) прибора учета. Начисление платы за отопление за август 2014 года соответствовало постановлению Правительства Пермского края от 21.05.2012 N 320-п, предусматривавшему оплату в течение 12 месяцев. Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, рассчитанные на 7 месяцев отопительного периода, согласно постановлению Правительства Пермского края от 16.07.2014 N 624-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Пермского края" (далее - постановление N 624-п), стали применяться с 01.10.2014. Заявитель также считает, что при переходе с 01.08.2014 при расчетах за отопление с формулы, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, на формулу, предусмотренную постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, порядок расчета платы за тепловую энергию при отсутствии общедомового (коллективного) прибора учета тепловой энергии не поменялся.
Как установлено судами, на основании обращения гражданина Ожгибецова А.Н. проведена внеплановая документарная проверка ООО "ГЭК".
В акте проверки от 17.10.2014 N 1507 отражено, что в многоквартирном доме при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии начислена плата за коммунальную услугу по отоплению за август 2014, не относящийся к семи месяцам отопительного периода, для которых рассчитан норматив потребления коммунальной услуги, что является нарушением п. 1.1, 3, 4, 5 постановления N 624-п.
Обществу выдано предписание N 1507 от 17.10.2014, согласно которому заявитель в срок до 30.11.2014 обязан произвести изменение размера платы за коммунальную услугу по отоплению за август 2014 года в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Считая вынесенное предписание незаконным и нарушающим его права в сфере предпринимательской деятельности, ООО "ГЭК" обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Для признания ненормативного акта государственного органа недействительным в судебном порядке в соответствии с гл. 24 АПК РФ суду следует установить совокупность следующих обстоятельств: несоответствие ненормативного акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, а при отсутствии приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу п. 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением N 624-п, вступившим в силу с 1 августа 2014 года (п. 6 постановления), утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Пермского края.
Согласно п. 5 постановления N 624-п утвержденные Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях, рассчитанные на 7 месяцев отопительного периода, в зависимости от групп муниципальных образований Пермского края, в которых многоквартирные и жилые дома расположены в аналогичных климатических условиях, и нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях, рассчитанные на 8 месяцев отопительного периода, в зависимости от групп муниципальных образований Пермского края, в которых многоквартирные и жилые дома расположены в аналогичных климатических условиях, применяются при начислении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилых помещениях за каждый месяц отопительного периода начиная с 1 октября 2014 г.
Пунктом 3 постановления N 624-п признано утратившим силу постановление Правительства Пермского края от 14.09.2012 N 869-п "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению".
В постановлении N 624-п утверждены Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях, рассчитанные на 7 месяцев отопительного периода в зависимости от групп муниципальных образований Пермского края, в которых многоквартирные и жилые дома расположены в аналогичных климатических условиях (п. 1.1).
В соответствии с п. 4 постановления N 624-п на территории муниципальных образований Пермского края необходимо применять порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренный Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, со дня вступления в силу настоящего постановления, то есть с 01.08.2014.
Учитывая изложенное, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует закону.
Вместе с тем, заявителем не представлено суду обоснования того, что данным предписанием нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, в результате судебного разбирательства установлено отсутствие совокупности предусмотренных законом оснований для признания предписания недействительным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку к установленным обстоятельствам нормы права применены судами правильно.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 16.04.2015 по делу N А50-26508/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Головановская энергетическая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
О.Г. Гусев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.