г. Пермь |
|
02 июля 2015 г. |
Дело N А50-26508/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е.Ю.,
судей Риб Л.Х., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Головановская энергетическая компания": Ромазанов А.М., паспорт, доверенность от 01.01.2015;
от заинтересованного лица Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края: Сергеева В.В., паспорт, доверенность от 12.01.2015;
от третьего лица Ожгибецова Александра Николаевича: не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Головановская энергетическая компания"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 16 апреля 2015 года
по делу N А50-26508/2014, принятое судьей Катаевой М.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Головановская энергетическая компания" (ОГРН 1085907000244, ИНН 5907035928)
к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН 1035900084054, ИНН 5902292939)
третье лицо: Ожгибецов Александр Николаевич
о признании предписания недействительным,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Головановская энергетическая компания" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее - инспекция, заинтересованное лицо) от 17.10.2014 N 1507.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 16 апреля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции признать незаконным и отменить.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что вывод суда о законности предписания неправомерен, не соответствует нормам материального права, так как в связи с утратой силы Постановления Правительства Пермского края от 14.09.2012 N 869-п с 01.08.2014 на территории Пермского края при расчетах за отопление перешли с формулы, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, на формулу, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, то есть расчет тепловой энергии не поменялся. Начисление платы за отопление за август 2014 года соответствовало действующему Постановлению Правительства Пермского края от 21.05.2012 N 320-п (оплата в течение календарного года). Нормативы по отоплению согласно Постановлению N 624-п стали применяться с 01.10.2014.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решения ссуда первой инстанции отменить, его апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Инспекции в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение оставить в силе, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании обращения гражданина Ожгибецова А.Н. заместителем начальника инспекции издано распоряжение от 12.09.2014 N 1507 о проведении внеплановой документарной проверки ООО "ГЭК" по месту фактического осуществления деятельности: г. Пермь, ул. Мозырьская, 26.
По результатам проверки составлен акт от 17.10.2014 N 1507, в котором отражено, что в многоквартирном доме при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии начислена плата за коммунальную услугу по отоплению за август 2014, не относящийся в семи месяцам отопительного периода, для которых рассчитан норматив потребления коммунальной услуги, что является нарушением пунктов 1.1, 3, 4, 5 Постановления Правительства Пермского края от 16.07.2014 N 624-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Пермского края".
В целях устранения выявленного в ходе проверки нарушения обществу выдано предписание N 1507 от 17.10.2014, согласно которому заявитель в срок до 30.11.2014 обязан произвести изменение размера платы за коммунальную услугу по отоплению за август 2014 года в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Считая вынесенное предписание незаконным и нарушающим его права в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Головановская энергетическая компания" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 16.04.2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Для признания ненормативного акта государственного органа недействительным в судебном порядке в соответствии с гл. 24 АПК РФ суду следует установить совокупность следующих обстоятельств: несоответствие ненормативного акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Поддерживая выводы суда первой инстанции по существу спора, апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, а при отсутствии приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно п. 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Пермского края от 16.07.2014 N 624-п (далее - Постановление N 624-п) утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Пермского края.
Пунктом 3 Постановления N 624-п признано утратившим силу Постановление Правительства Пермского края от 14 сентября 2012 N 869-п "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению".
Согласно пп.1.1 Постановления N 624-п, в постановлении утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях, рассчитанные на 7 месяцев отопительного периода в зависимости от групп муниципальных образований Пермского края, в которых многоквартирные и жилые дома расположены в аналогичных климатических условиях.
В соответствии с п. 4 Постановления N 624-п на территории муниципальных образований Пермского края необходимо применять порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренный Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 N 354, со дня вступления в силу настоящего Постановления, то есть с 01.08.2014.
Согласно пункту 5 Постановления N 624-п утвержденные нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях, рассчитанные на 7 месяцев отопительного периода, в зависимости от групп муниципальных образований Пермского края, в которых многоквартирные и жилые дома расположены в аналогичных климатических условиях, и нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях, рассчитанные на 8 месяцев отопительного периода, в зависимости от групп муниципальных образований Пермского края, в которых многоквартирные и жилые дома расположены в аналогичных климатических условиях, применяются при начислении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилых помещениях за каждый месяц отопительного периода начиная с 1 октября 2014 г.
В пункте 6 Постановления N 624-п указано, что оно вступает в силу с 1 августа 2014 года.
Из изложенных положений следует, что, поскольку новые правила начисления платы за отопление (предъявление платы только в течение отопительного сезона) вступают в силу с 01 августа 2014 года, то ресурсоснабжающие организации не вправе начислять потребителям коммунальной услуги плату за отопление за месяцы: август и сентябрь 2014 года.
Исходя из вышеприведенного нормативного регулирования, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что поскольку постановление Правительства Пермского края от 14.09.2012 N 869-п утратило силу с 01.08.2014, а начисление платы за отопление согласно постановлению N 624-п производится только с 01 октября 2014 года (с начала отопительного сезона), начисление платы за коммунальную услугу по отоплению за август 2014 года является неправомерным.
В связи с чем вывод Инспекции о наличии в действиях заявителя требований нарушения пунктов 1.1, 3, 4, 5 Постановления Правительства Пермского края от 16.07.2014 N 624-п является правильным.
Выдача предписания, которое основано на законе, не может нарушать права и законные интересы заявителя.
Таким образом, предписание от 17.10.2014 N 1507, выданное Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края, соответствует закону и не нарушает права и законные интересы общества, совокупность предусмотренных ст. 201 АПК РФ оснований для признания предписания недействительным судом первой инстанции не установлена и не подтверждена материалами дела.
Судом первой инстанции проанализированы все обстоятельства дела в совокупности, сделаны правомерные выводы по существу спора со ссылками на действующие нормы законодательства РФ, не соглашаться с указанными выводами у суда апелляционной инстанции нет оснований.
Следовательно, оспариваемое предписание Инспекции N 1507 от 17.10.2014 правомерно признано судом первой инстанции соответствующим действующему законодательству в сфере регулирования нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению.
Указанная правовая позиция судов первой и апелляционной инстанции по настоящему делу подтверждается позицией Пермского краевого суда в апелляционном определении от 14.01.2015 по делу N 33-259, где указано, что начисление платы за услугу по подаче тепловой энергии (отопление) потребителям необходимо производить за период 8 месяцев с 01.10.2014, поскольку данная дата определена началом отопительного сезона по п. 5 Постановления Правительства Пермского края от 16.07.2014 N 624-п; а также позицией, изложенной в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2015 по делу N А50-19957/2014, который содержит аналогичный вывод о том, что постановление Правительства Пермского края от 14 сентября 2012 г. N 869-п утратило силу с 01.08.2014, в связи с чем начисление платы за отопление согласно постановлению Правительства Пермского края от 16.07.2014 N 624-п должно производиться только с октября 2014.
Доводы общества о сохранении до октября 2014 года предыдущего порядка расчетов за отопление (при котором плата за отопление начислялась в течение всего календарного года) основаны на неверном толковании норм материального права, а именно, п. 3, 6 Постановления N 624-п, а также порядка вступления в силу нормативных актов и порядка их применения.
Изложенные в апелляционной жалобе общества доводы судом апелляционной инстанции отклонены в полном объеме, так как они не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права, не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены лишь на переоценку установленных судом обстоятельств и подтверждающих данные обстоятельства доказательств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Новых доводов и доказательств, не известных суду первой инстанции и способных повлиять на оценку характера правонарушения, податель апелляционной жалобы в суд апелляционной инстанции не представил.
При таких обстоятельствах оснований, указанных в ст. 270 АПК РФ, для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта, принятого судом первой инстанции законно и обоснованно, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Заявителем представлено платежное поручение от N 539 от 14.05.2015, подтверждающее уплату государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб.
Поскольку при обращении с апелляционной жалобой на решение арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов государственная пошлина составляет 1 500 руб. (подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации), заявителю подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1 500 руб.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 16 апреля 2015 года по делу N А50-26508/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Головановская энергетическая компания" (ОГРН 1085907000244, ИНН 5907035928) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 539 от 14.05.2015.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.Ю.Муравьева |
Судьи |
Л.Х.Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-26508/2014
Истец: ООО "ГОЛОВАНОВСКАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ПЕРМСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Ожгибецов Александр Николаевич