Екатеринбург |
|
14 сентября 2015 г. |
Дело N А71-9606/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Сулейменовой Т.В., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Удмуртской Республики в лице Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.02.2015 по делу N А71-9606/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От Администрации города Ижевска в электронном виде поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия ее представителя. Данное ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Администрация города Ижевска (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к Удмуртской Республике в лице Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики г. Ижевск (далее - Министерство) о признании права государственной собственности на земельный участок площадью 75 кв. м, категория земель: земли поселений, кадастровый номер 18:26:050658:1 по адресу: г. Ижевск, ул. Советская, 20 недействительным и о признании права собственности муниципального образования "город Ижевск" на вышеуказанный земельный участок.
Определением от 19.08.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее - Управление Росреестра).
Министерство обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к Администрации о признании права собственности Удмуртской Республики на объект недвижимости: склад (Литер Б) общей площадью 37 кв. м, расположенный по адресу: г. Ижевск, ул. Советская, 20а, кадастровый номер 18:26:050658:630 (далее - Склад), о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности муниципального образования "город Ижевск" на Склад и о признании сделки по изъятию Администрацией у муниципального учреждения здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 1 Управления здравоохранения Администрации города Ижевска" (далее - Стоматологическая поликлиника) Склада на основании приказа Администрации города Ижевска от 15.06.2011 N 791у недействительной.
Определением от 10.09.2014 дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением номера делу N А71-9606/2014.
Определением от 02.10.2014 на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено ходатайство Министерства, об уточнении требований, изложенных в п. 3 просительной части искового заявления, согласно которому истец просит признать сделку по изъятию Администрацией у Стоматологической поликлиники Склада на основании приказа Администрации города Ижевска от 15.06.2011 N 791у, недействительной.
Определением от 12.11.2014 в порядке ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено ходатайство Министерства о привлечении к участию в дело в качестве соответчика Управления имущественных отношений Администрации города Ижевска (далее - Управление).
Определением от 02.12.2014 удовлетворено ходатайство Министерства об уточнении требований к каждому из ответчиков, согласно которому требование о признании сделки по изъятию Администрацией у Стоматологической поликлиники Склада на основании приказа Администрации г. Ижевска от 15.06.2011 N 791у, недействительной предъявлено к Управлению; требование о признании права собственности Удмуртской Республики на Склад и о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности муниципального образования "город Ижевск" на Склад предъявлено к Администрации города Ижевска.
В ходе рассмотрения дела Администрацией заявлено ходатайство об изменении предмета иска, согласно которому просит признать право муниципальной собственности муниципального образования "город Ижевск" на земельный участок площадью 75 кв. м, категория земель: земли поселений, кадастровый номер 18:26:050658:1 по адресу: г. Ижевск, ул. Советская, 20, которое удовлетворено судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 26.02.2015 (судья Яцинюк Н.Г.) исковые требования Администрации удовлетворены, признано право муниципальной собственности муниципального образования "город Ижевск" на земельный участок площадью 75 кв. м, категория земель: земли поселений, кадастровый номер 18:26:050658:1 по адресу: г. Ижевск, ул. Советская, 20, в удовлетворении исковых требований Министерства отказано в полном объеме.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 (судьи Панькова Г.Л., Дюкин В.Ю., Макаров Т.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит указанные судебные акты отменить, удовлетворить исковые требования Министерства в полном объеме, в удовлетворении требований Администрации отказать, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неприменения закона подлежащего применению.
Заявитель жалобы полагает, что поскольку им заявлено требование только о признании недействительной сделки об изъятии Склада из оперативного управления Стоматологической поликлиники, о применении последствий недействительности не заявлялось, применение положений п. 1 ст. 181 Гражданского кодекса Российской Федерации о пропуске срока исковой давности в отношении требований о признании сделки недействительной в данном случае является необоснованным; в случае признания данной сделки оспоримой срок для ее признания недействительной исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, то есть со дня получения от Администрации искового заявления 14.08.2014, в связи с чем срок исковой давности в отношении требования о признании сделки по изъятию имущества не пропущен. Заявитель не согласен с выводом суда об отсутствии доказательств, подтверждающих, что склад не является для Стоматологической поликлиники, излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению, поскольку, по его мнению, обязанность доказывания указанного обстоятельства лежит на Администрации. Министерство считает, что право оперативного управления Стоматологической поликлиники на склад было прекращено с момента внесения записи об этом в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 05.04.2012, то есть позднее даты передачи Удмуртской Республике права собственности на имущественный комплекс учреждения, в связи с чем полагает, что спорный Склад находился в составе имущественного комплекса учреждения на момент его передачи по передаточному акту 30.12.2011, право собственности муниципального образования "город Ижевск" на Склад было прекращено 01.01.2012, спорное имущество принадлежит Удмуртской Республике до настоящего времени в силу закона, вывод судов о том, что им не представлено доказательств наличия у Стоматологической поликлиники в составе имущества Склада на момент передачи имущественного комплекса не соответствует обстоятельствам дела.
В письменном отзыве Администрация просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке, предусмотренном ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что решением Ижевского городского Совета городских депутатов Удмуртской АССР от 28.10.1992 N 81 утверждено решение исполкома горсовета от 01.10.1992 N 483 "О передаче предприятий в муниципальную собственность" на основании постановлений Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы, Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27.12.1991 N 3020-1, Верховного Совета Удмуртской Республики от 11.03.1992 N 325-XП, распоряжения Президента Российской Федерации "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности" от 18.03.1992 N 114-рп (решение исполкома горсовета от 01.10.1992 N 483).
Государственным комитетом Удмуртской Республики по управлению государственным имуществом от 21.12.1993 N 190-ОВ принято решение передать в муниципальную собственность г. Ижевска нежилых отдельно стоящих, встроено-пристроенных, цокольных и полуподвальных помещений, построенных за счет 5-7 процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения согласно Перечня объектов, утвержденного решением Ижевского городского Совета народных депутатов от 28.10.1992 N 81, за исключением объектов, находящихся на балансе управлений Спецстроя -17, Спецстроя -18, завода ячеистого бетона.
Согласно перечню нежилых отдельно стоящих, встроенно-пристроенных, цокольных и полуподвальных помещений, построенных за счет 5-7 процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения в муниципальную собственность стоматологическая поликлиника N 1 по ул. Советской, 20.
Решением Управления имущественных отношений Администрации города Ижевска Удмуртской Республики от 26.05.2003 N 01-04у/563 на праве оперативного управления за Стоматологическая поликлиникой закреплено имущество балансовой стоимостью 6286938 руб., в том числе нежилое помещение (Литер А), расположенное по адресу: ул. Советская, 20, площадью 692,7 кв. м и Склад, площадью 37,4 кв. м.
Право муниципальной собственности на нежилое помещение в подвале и на 1 этаже жилого дома (назначение: нежилое; площадь: 962,7 кв.м.; этаж: -1, 1; по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Советская, 20, кадастровый номер объекта: 18:26:00:00:31483/А1нж зарегистрировано за муниципальным образованием "город Ижевск" в лице Управления имущественных отношений Администрации города Ижевска 11.06.2003, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.06.2003 N 420712.
Право собственности на Склад зарегистрировано за муниципальным образованием "город Ижевск" 11.06.2003, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.06.2003 N 420711 (05.04.2012 выдано повторное свидетельство N 482673).
На основании приказа Управления имущественных отношений Администрации города Ижевска от 15.06.2011 г. N 791у из оперативного управления Стоматологической поликлиники изъят склад, площадью 37,4 кв.м., расположенный по адресу: г. Ижевск, ул. Советская, 20.
Данным приказом на главного врача Стоматологической поликлиники возложена обязанность подготовить документы для прекращения права оперативного управления на Склад в Управление Росреестра.
По акту о приеме-передаче здания (сооружения) от 11.08.2011 Стоматологическая поликлиника передала, а Управление приняло Склад.
На основании постановления Администрации от 06.07.2011 N 667/7 в состав имущества имущественной казны города Ижевска включен Склад, изъятый ранее из оперативного управления Стоматологической поликлиники.
Согласно справке от 16.04.2012, выданной Управлению Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска существующему зданию склада, расположенного по ул. Советская в Первомайской районе г. Ижевска, согласно свидетельству о государственной регистрации права 18 АА N 420711 от 17.06.2003, взамен адреса г. Ижевск, ул. Советская, 20 присвоен почтовый адрес г. Ижевск, ул. Советская, 20 "А".
На основании изложенного судами установлено, что объекты недвижимости: склад, назначение: нежилое, 1-этажный (подземных этажей - 0), общая площадь 37 кв. м., инв. N 31483, лит. Б, адрес объекта: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Советская, 20, кадастровый (или условный) номер: 18:26:00:00:31483/Б и склад, назначение: нежилое, 1-этажный (подземных этажей - 0), общая площадь 37 кв. м., инв. N 31483, лит. Б, адрес объекта: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Советская, 20а, кадастровый (или условный) номер: 18:26:00:00:31483/Б, являются одним и тем же объектом.
Городской Думой города Ижевска 30.06.2011 принято решение за N 133 о передаче в государственную собственность Удмуртской Республики безвозмездно муниципальных учреждений здравоохранения Управления здравоохранения Администрации города Ижевска в целом как имущественные комплексы. Главой муниципального образования "город Ижевск" 30.12.2011 утвержден передаточный акт, согласно которому из собственности муниципального образования "Город Ижевск" в собственность Министерства следует передать муниципальные учреждения здравоохранения как имущественные комплексы, в том числе Стоматологическую поликлинику, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Советская, 20.
Согласно распоряжению Правительства Удмуртской Республики от 05.09.2011 N 731-р "О приеме в собственность Удмуртской Республики муниципальных учреждений" рекомендовано органам местного самоуправления муниципального образования "Город Ижевск" осуществить передачу из собственности муниципального образования "Город Ижевск" в собственность Удмуртской Республики муниципальных учреждений, как имущественных комплексов, указанных в приложении к настоящему распоряжению с 01.01.2012.
Согласно приложению к данному распоряжению Правительства установлен перечень муниципальных учреждений как имущественных комплексов, предлагаемых к передаче в собственность Удмуртской Республики, в который вошла Стоматологическая поликлиника (п. 30).
Министерством издано распоряжение 28.12.2011 за N 2405-р о подписании передаточного акта муниципальных учреждений здравоохранения как имущественных комплексов, передаваемых из собственности муниципального образования "город Ижевск" в собственность Удмуртской Республики.
В приложении N 1 к распоряжению Министерства от 28.12.2011 за N 2405-р указан перечень муниципальных учреждений, принимаемых в собственность Удмуртской Республики. Так в п. 30 указано - бюджетное учреждение здравоохранения Удмуртской Республики "Стоматологическая поликлиника N 1 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" (новое наименование в связи с передачей).
В приложении N 2 к вышеназванному распоряжению указан перечень недвижимого имущества, особо ценного движимого имущества, иного имущества учреждений здравоохранения, принимаемых в собственность Удмуртской Республики, в п. 30 которого указано - бюджетное учреждение здравоохранения Удмуртской Республики "Стоматологическая поликлиника и N 1 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" и в сведениях о приложениях к передаточному акту, содержащих перечни имущества учреждения: перечень недвижимого имущества - 2.30.1.
Согласно перечню N 2.30.1 к передаточному акту в собственность Удмуртской Республики передано встроенное здание в жилом доме, площадью 962,7 кв.м., по адресу: г. Ижевск, ул. Советская, 20.
Между тем, на земельный участок, площадью 75 кв. м, категория земель: земли поселений, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Советская, 20, кадастровый (или условный) номер 18:26:050658:01, расположенный под Складом, зарегистрировано право собственности за Удмуртской Республикой и согласно Выписке из ЕГРП данный земельный участок числится на праве постоянного (бессрочного) пользования за Стоматологической поликлиникой.
В ответ на письмо Управления от 03.04.2013 N 01-19/461 с предложением передать в муниципальную собственность города Ижевска земельный участок, площадью 75 кв. м., расположенный под зданием Склада по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Советская, 20а, Министерство письмом от 31.07.2013 N 01-14/3252 сообщило, что по сведениям из ЕГРП за Стоматологической поликлиникой закреплены следующие объекты недвижимости на праве оперативного управления: нежилое помещение в подвале и на 1 этаже жилого дома (18:26:00:00:31483/А1нж), находящееся по адресу: г. Ижевск, ул. Советская, д. 20; Склад и на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым номером 18:26:050658:05 (04-06), площадью 305 кв. м, находящийся по тому же адресу, разрешенное использование: эксплуатация и обслуживание многофункциональных общественных и жилых зданий; земельный участок с кадастровым номером 18:26:050658:01, площадью 75 кв. м, находящийся по адресу: г. Ижевск, ул. Советская, д. 20, разрешенное использование: размещение склада едких веществ, на который проведена регистрация права собственности Удмуртской Республики, но здание склада, находящееся на нем, осталось в собственности муниципального образования "город Ижевск".
Удмуртская Республика возразила относительно передачи в собственность муниципального образования "город Ижевск" указанного земельного участка и предложила рассмотреть вопрос о передаче из собственности муниципального образования "город Ижевск" в собственность Удмуртской Республики склада, площадью 37 кв. м, находящегося по адресу: г. Ижевск, ул. Советская, д. 20а, с последующим закреплением его на праве оперативного управления за Стоматологической поликлиникой.
Вышеуказанный Склад включен в Прогнозный план приватизации муниципального имущества города Ижевска на 2014 на основании решения Городской думы г. Ижевска от 19.12.2013 N 514.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Администрации и Министерства в Арбитражный суд Удмуртской Республики с рассматриваемыми исками.
Отказывая в удовлетворении требования Министерства о признании сделки по изъятию собственником из оперативного управления Стоматологической поликлиники склада (Литер Б) общей площадью 37 кв.м., расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Советская, 20а, кадастровый номер 18:26:050658:630 на основании приказа Управления от 15.06.2011 N 791у недействительной, суды по заявлению стороны по делу применили исковую давность по заявленному требованию об оспаривании сделки, придя к выводу об истечении ее срока на момент обращения Министерства с соответствующим иском в суд, и исходили из того, что данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в иске.
В силу ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (здесь и далее - в редакции, действующей на момент совершения сделки).
В п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что Гражданский кодекс Российской Федерации не исключает возможность предъявления иска о признании недействительной ничтожной сделки, и споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.
Согласно п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
На основании п. 3 ст. 299 Гражданского кодекса Российской право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В соответствии с п. 2 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
При исследовании имеющихся в материалах дела доказательств по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами установлено, что право собственности на Склад зарегистрировано за муниципальным образованием "город Ижевск" 17.06.2003; данное имущество, ранее закрепленное на праве оперативного управления за Стоматологической поликлиникой на основании решения Управления от 26.05.2003 N 01-04у/563, было изъято собственником из оперативного управления Стоматологической полклиники на основании Приказа Управления от 15.06.2011 N 791у и передано последним Управлению по акту о приема- передачи здания (сооружения) 11.08.2011.
В соответствии с п. 1 ст. 181 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки (в редакции Федерального закона от 21.07.2005 N 109-ФЗ).
Поскольку ответчиком заявлено о применении исковой давности по указанному требованию Министерства, суды, установив, что сделка по изъятию имущества исполнена 11.08.2011 путем передачи Стоматологической поликлиникой спорного имущества Управлению, иск о признании названной сделки недействительной предъявлен Министерством в арбитражный суд 09.09.2014, пришли к обоснованному выводу о пропуске заявителем установленного срока исковой давности по требованию об оспаривании названной сделки.
Согласно п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении требования Министерства о признании недействительной сделки по изъятию собственником из оперативного управления Стоматологической поликлиники Склада (Литер Б) общей площадью 37 кв.м..
Доводы Министерства о том, что к данным требованиям срок исковой давности применению не подлежит, а требований о применении последствий недействительности сделки им не заявлялось, отклонены судом апелляционной инстанции как основанные на неверном толковании норм права.
Отказывая в удовлетворении требований Министерства о признании права собственности Удмуртской Республики на Склад и признании отсутствующим зарегистрированного права собственности муниципального образования "город Ижевск" на Склад суды исходили из следующего.
Согласно п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации для обеспечения выполнения переданных полномочий являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений как юридических лиц, а также регистрация права государственной или муниципальной собственности на их имущественные комплексы как объекты недвижимости при передаче имущества не требуется. Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном указанным Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой в соответствующем решении.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе перечень N 2.30.1 к передаточному акту, в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что склад, площадью 37 кв.м, расположенный по адресу: г. Ижевск, ул. Советская, 20а принадлежит муниципальному образованию "город Ижевска" на праве собственности и в собственность Удмуртской Республики не передавался.
При этом суды учли вышеизложенные обстоятельства изъятия спорного имущества его собственником из оперативного управления Стоматологическая поликлиника и признали недоказанным, что на момент передачи в государственную собственность Удмуртской Республики безвозмездно муниципальных учреждений здравоохранения Стоматологическая поликлиника как имущественный комплекс имела в своем составе не только встроенное помещение в жилом доме по ул. Советская, 20, общей площадью 962,7 кв.м, но и отдельно стоящее здание склада, площадью 37 кв.м, расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. Советская, 20а, отметив, что регистрация права собственности Удмуртской Республики на спорный земельный участок, расположенный по адресу: г. Ижевск, ул. Советская, 20, находящийся под складом, произведена ошибочно вследствие не совершения руководителем (главным врачом) Стоматологической поликлиники своевременных действий по регистрации прекращения права оперативного управления на Склад,
При изложенных обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Министерства о признании права собственности Удмуртской Республики на объект недвижимости - Склад, общей площадью 37 кв.м. и признании отсутствующим зарегистрированного права собственности муниципального образования "город Ижевск" на указанное имущество.
Согласно ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений и разрешения спора) в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Согласно ч. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Действующим земельным законодательством определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, в соответствии с которым все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
Пунктом 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Установив, что на земельном участке с кадастровым номером 18:26:050658:1 общей площадью 75 кв. м расположен объект недвижимости - Склад, находящийся в муниципальной собственности, руководствуясь положениями вышеуказанных норм с учетом сложившейся практики их применения, суды пришли к выводам о том, что спорный земельный участок является муниципальной собственностью, в связи с чем основания для регистрации права собственности Удмуртской Республики на данный земельный участок отсутствовали.
При изложенных обстоятельствах, исходя из того, что наличие зарегистрированного права собственности Удмуртской Республики на спорный земельный участок нарушает права муниципального образования "город Ижевск" в лице его уполномоченных органов на распоряжение этим участком, в силу п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП, в частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП, суды удовлетворили требования Администрации к Министерству о признании права муниципальной собственности муниципального образования "город Ижевск" на земельный участок площадью 75 кв.м., категория земель: земли поселений, кадастровый номер 18:26:050658:1, расположенный по адресу: г. Ижевск, ул. Советская, 20.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств в соответствии с требованиям ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании заявителем указанных им норм права, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов о фактических обстоятельствах, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции в силу ч. 1, 3 ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части постановления.
Довод Министерства о необоснованности вывода судов о том, что на момент передачи в государственную собственность Удмуртской Республики имущественного комплекса Стоматологической поликлиники спорный склад был изъят из оперативного управления данного учреждения, так как запись в ЕГРП об оперативном управлении на склад была погашена только 05.04.2012 и существовала на момент передачи имущества в государственную собственность, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку законодатель не связывает момент прекращения права оперативного управления в связи с правомерным изъятием имущества у предприятия или учреждения по решению собственника с внесением соответствующей регистрационной записи о прекращении права в ЕГРП. Кроме того, как правильно отмечено судами, обязанность подготовить документы для прекращения права оперативного управления на Склад в Управление Росреестра была возложена на главного врача Стоматологической поликлиники приказом Управления еще 15.06.2011, и сохранение в ЕГРП записи о праве оперативного управления Стоматологической поликлиники после передачи 11.08.2011 изъятого имущества собственнику до 05.04.2012 является следствием не своевременного исполнения руководителем названного учреждения здравоохранения возложенной на него обязанности.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции или постановления апелляционного суда в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции также не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.02.2015 по делу N А71-9606/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Удмуртской Республики в лице Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив, что на земельном участке с кадастровым номером 18:26:050658:1 общей площадью 75 кв. м расположен объект недвижимости - Склад, находящийся в муниципальной собственности, руководствуясь положениями вышеуказанных норм с учетом сложившейся практики их применения, суды пришли к выводам о том, что спорный земельный участок является муниципальной собственностью, в связи с чем основания для регистрации права собственности Удмуртской Республики на данный земельный участок отсутствовали.
При изложенных обстоятельствах, исходя из того, что наличие зарегистрированного права собственности Удмуртской Республики на спорный земельный участок нарушает права муниципального образования "город Ижевск" в лице его уполномоченных органов на распоряжение этим участком, в силу п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП, в частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП, суды удовлетворили требования Администрации к Министерству о признании права муниципальной собственности муниципального образования "город Ижевск" на земельный участок площадью 75 кв.м., категория земель: земли поселений, кадастровый номер 18:26:050658:1, расположенный по адресу: г. Ижевск, ул. Советская, 20."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14 сентября 2015 г. N Ф09-5899/15 по делу N А71-9606/2014