Екатеринбург |
|
02 октября 2015 г. |
Дело N А07-23975/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Василенко С.Н., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Башкортостан (ИНН: 0275069800, ОГРН: 1100280001260; далее - управление, ответчик) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.04.2015 по делу N А07-23975/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2015 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан (далее - УФССП по Республике Башкортостан) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к управлению о взыскании убытков в сумме 714 000 руб.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью Торгово-Сервисный Комплекс "Демский" (далее - общество ТСК "Демский"), временный управляющий общества ТСК "Демский" Дьяченко Александра Николаевича (далее - Дьяченко А.Н.).
Решением суда от 14.04.2015 (судья Журавлева М.В.) заявленное требование удовлетворено. Суд взыскал с управления в пользу УФССП по Республике Башкортостан убытки в сумме 714 000 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2015 (судьи Малышев М.Б., Плаксина Н.Г., Арямов А.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Управление указывает на то, что УФССП по Республике Башкортостан не представило доказательств предъявления к нему требований со стороны должников об утрате арестованного имущества, отсюда следует, что оно не может быть признано лицом, которому в рамках спорных отношений причинены убытки; суды при вынесении обжалуемых судебных актов не приняли во внимание, что согласно п. 5.1, 5.1.1 Порядка взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), утвержденного приказом Федеральной службы судебных приставов от 25.07.2008 N 347, приказом Росимущества N 149, Федеральная служба судебных приставов, ее территориальные органы, судебный пристав-исполнитель обеспечивают контроль за организацией реализации арестованного имущества должников, соблюдают положения Порядка, однако, факт принятия мер к предотвращению убытков со стороны УФССП по Республике Башкортостан отсутствует.
По мнению управления, оно предпринимало все необходимые меры для возврата имущества, что подтверждается письмами от 13.11.2013 N 10420, 22.01.2014 N 01/286, 13.05.2014 N 04/2150 в адрес общества "ТСК Демский" с требованием о возврате арестованного имущества, поскольку данным обществом имущество не было возвращено, управление обратилось в Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан с письмом от 21.06.2014 N 05/2327; суды при вынесении судебных актов не приняли во внимание факт ареста денежных средств общества ТСК "Демский" в ноябре 2013 года, данное обстоятельство подтверждается письмом общества ТСК "Демский" в адрес УФССП по Республике Башкортостан, в котором директор общества ТСК "Демский" сообщает о невозможности перечисления в структурное подразделение УФССП по Республике Башкортостан денежных средств от реализации имущества в связи с арестом денежных средств, находящихся на расчетном счете общества ТСК "Демский", отсюда можно сделать вывод об отсутствии вины третьего лица и ответчика в неперечислении денежных средств от реализации и, соответственно, оснований для взыскания убытков в порядке ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на исполнении в Туймазинском межрайонном отделе судебных приставов находится исполнительное производство от 29.07.2010 N 2049/09/25/02/СД о взыскании с должника - Шарафутдиновой Г.Я. задолженности в пользу взыскателя - Миниахметовой Г.М..
В рамках указанного исполнительного производства в соответствии с положениями ст. 80 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) 28.06.2012 судебным приставом-исполнителем наложен арест на имущество должника - Шарафутдиновой Г.Я. на общую сумму 880 000 руб., о чем составлен соответствующий акт.
Аресту (описи) подвергнуто следующее имущество Шарафутдиновой Г.Я: помещение Литер А2 общей площадью 98,4 кв.м, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, ст. Туймазы, ул. Школьная, д. 1 Б: склад общей площадью 47,3 кв.м; торговый зал общей площадью 51.1 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права от 27.09.2007 серии 04 АБ N 053936); земельный участок общей площадью 366 кв.м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, ст. Туймазы, ул. Школьная, д. 1 Б; помещение Литер А1 общей площадью 164,4 кв.м, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, ст. Туймазы, ул. Школьная, д. 1 Б: тамбур общей площадью 1,2 кв.м; торговый зал общей площадью 80,8 кв.м; склад общей площадью 82,4 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права от 29.07.2007 серии 04 АБ N 053935); земельный участок общей площадью 473 кв.м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, ст. Туймазы, ул. Школьная, д. 1 Б.
Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя рыночная стоимость арестованного имущества составила 766 000 руб.
В поручении от 26.04.2013 N 4602 управление сообщило, что реализация указанного арестованного имущества, поручена специализированной торгующей организации - обществу ТСК "Демский"; по акту приема-передачи от 06.06.2013 имущество передано судебным приставом-исполнителем представителю общества ТСК "Демский".
Согласно протоколу заседания комиссии об определении победителя торгов по продаже арестованного имущества от 05.11.2013 торги по продаже имущества: помещения Литер А2 - общей площадью 98,4 кв.м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, ст. Туймазы, ул. Школьная, д. 1 Б: склада общей площадью 47,3 кв.м; торгового зала общей площадью 51.1 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права от 27.09.2007 серии 04 АБ N 053936); земельного участка общей площадью 366 кв.м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, ст. Туймазы, ул. Школьная, д. 1 Б, признаны состоявшимися, победителем торгов признан Халяпов Азамат Шайхылисламович, предложивший наибольшую цену - 714 000 руб.
По результатам торгов 25.11.2013 между управлением, в лице генерального директора общества ТСК "Демский" Варнасова В.М. и победителем торгов Халяповым А.Ш. заключен договор купли-продажи арестованного имущества, реализованного на торгах от 25.11.2013 N 04/11.
В письме от 17.12.2013 N 133 общество ТСК "Демский" сообщило, что денежные средства, поступившие от Халяпова А.Ш. на счет указанного общества по договору купли-продажи арестованного имущества, реализованного на торгах от 25.11.2013 N 04/11, перечислить на депозитный счет Туймазинского межрайонного отдела судебных приставов не имеет возможности в связи с арестом расчетного счета 03.12.2013.
Поскольку арестованное имущество в установленные сроки управлением не возвращено и денежные средства, полученные от реализации арестованного имущества, на депозитный счет УФССП по Республике Башкортостан не перечислены, оно обратилось в суд с требованием о взыскании убытков.
Суды, удовлетворяя исковые требования и руководствуясь ст. 15, 16, 403, 891, 901, 971, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 86, 87, Закона об исполнительном производстве, Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Порядком взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, утвержденного Приказом Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25.07.2008 N 347/149, и исходили из того, что факт утраты арестованного в ходе осуществления исполнительных действий имущества должника не опровергнут ответчиком в порядке ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; управление не представило доказательств исполнения принятых на себя обязательств по перечислению денежных средств, полученных от реализации арестованного имущества должника.
При таких обстоятельствах суды сделали вывод о том, что УФССП по Республике Башкортостан вправе потребовать в судебном порядке исполнения управлением его обязанности, предусмотренной Положением о Росимуществе, по перечислению денежных средств не только за реализованное, но и за утраченное при реализации имущество.
Вывод судов является правильным, соответствует действующему законодательству и материалам дела.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон о судебных приставах) на судебных приставов возлагаются задачи по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренные Законом об исполнительном производстве.
Обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его принудительную реализацию либо передачу взыскателю (ч. 1 ст. 69 Закона об исполнительном производстве).
Статьей 86 Закона об исполнительном производстве установлено, что судебный пристав-исполнитель принимает меры для сохранности арестованного имущества.
В силу ч. 1 ст. 87 Закона об исполнительном производстве реализация имущества должника, если иное не установлено данным законом, осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество (п. 1); организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом, имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений (п. 5.5); обеспечивает перечисление в установленном порядке денежных средств, полученных в результате реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений (п. 5.33).
Совместным Приказом Федеральной службы судебных приставов и Росимущества от 25.07.2008 N 347/149 утвержден Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Росимущества по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым представлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество (далее - Порядок).
Указанный Порядок определяет общие условия взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Росимущества (их территориальных органов, судебных приставов-исполнителей) по вопросам, связанным с передачей на реализацию имущества, реализацией имущества, учетом и распределением средств, полученных от реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, осуществления контроля соблюдения порядка реализации арестованного имущества.
В силу п. 1.2 Порядка реализацию арестованного имущества осуществляет Росимущество и привлекаемые им физические и юридические лица, отобранные им на конкурсной основе (далее - специализированные организации).
Росимущество в течение пяти рабочих дней после даты получения уведомления о готовности к реализации арестованного имущества и постановления (заверенных копий постановления) о передаче имущества должника на реализацию (в качестве организатора реализации арестованного имущества в постановлении указывается Росимущество) принимает решение о самостоятельной реализации арестованного имущества либо о реализации арестованного имущества через специализированные организации, о чем письменно извещает территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (п. 2.1 Порядка).
Постановление о передаче арестованного имущества на реализацию является основанием для реализации арестованного имущества (п. 2.2 Порядка).
В силу п. 2.5 Порядка реализация арестованного имущества осуществляется в срок, установленный законодательством Российской Федерации.
Этот срок установлен в п. 10 и 11 ст. 87 Закона об исполнительном производстве и не может превышать двух месяцев со дня передачи имущества на реализацию.
Согласно п. 3.1 Порядка денежные средства, полученные от реализации арестованного имущества, перечисляются Росимуществом (специализированными организациями) на соответствующий счет структурного подразделения (отдела) территориального органа Федеральной службы судебных приставов не позднее пяти рабочих дней с даты их зачисления на счет Росимущества (специализированной организации).
Если имущество должника не было реализовано Росимуществом (специализированными организациями) в течение одного месяца со дня передачи на реализацию на комиссионных началах или в случае признания первых торгов несостоявшимися, Росимущество (специализированные организации) не позднее одного дня с даты наступления указанного события уведомляет об этом судебного пристава-исполнителя (п. 2.7 Порядка).
Как предусмотрено в п. 4.1 Порядка, если арестованное имущество не реализовано в срок, установленный действующим законодательством, Росимущество (специализированные организации) обязано передать, а судебный пристав-исполнитель обязан принять по акту передачи арестованное имущество (документы на имущество) в течение десяти рабочих дней с даты окончания срока реализации имущества должника (с приложенными оригиналами документов).
Росимущество обеспечивает контроль за реализацией арестованного имущества должников, соблюдение положений указанного Порядка (п. 5.4.1 Порядка).
Средства от продажи такого имущества поступают во временное распоряжение структурных подразделений службы судебных приставов и зачисляются для их учета на лицевой (депозитный) счет соответствующего подразделения (Приказ Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 25.01.2008 N 11/15н, ст. 10 Закона о судебных приставах).
На основании ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки (вред), причиненные в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией за счет казны.
В случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступает соответствующий финансовый орган, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья Гражданского кодекса Российской Федерации).
Лицо, право которого нарушено, на основании ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками (реальным ущербом) понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 31.05.2011 N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами" (далее - информационное письмо N 145) разъяснил, что суд удовлетворяет требования истца о возмещении убытков, причиненных ему утратой, недостачей или повреждением изъятого имущества, установив, что это имущество было изъято органом исполнительной власти у данного лица (п. 10).
В п. 7 информационного письма N 145 также разъяснено, что передача изъятого имущества на хранение третьему лицу не освобождает Российскую Федерацию от ответственности за убытки, причиненные вследствие необеспечения федеральным органом исполнительной власти надлежащего хранения изъятого имущества.
Росимущество вправе привлекать на конкурсной основе физических и юридических лиц для реализации в установленном порядке арестованного имущества. Однако факт проведения реализации такими лицами не отменяет обязанности Росимущества по обеспечению сохранности данного имущества, осуществлению оплаты вырученных от его продажи денежных средств или по возврату этого имущества судебным приставам-исполнителям.
Судами установлено, что доказательств принятия ответчиком мер к надлежащему исполнению обязанности по контролю за действиями общества ТСК "Демский" при реализации арестованного имущества, а также доказательств перечисления этой организацией вырученных от реализации арестованного имущества денежных средств в материалы дела в нарушение требований ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Изъятие судебным приставом-исполнителем имущества у должника служит интересам взыскателя, поскольку является гарантией того, что от его реализации он получит денежные средства. Для должника изъятие у него имущества должно являться гарантией того, что его задолженность за счет вырученных средств от реализации перед кредиторами будет погашена.
Неисполнение управлением обязанности по перечислению денежных средств, препятствует УФССП по Республики Башкортостан исполнить свою государственную функцию. Для реализации этой функции требуются денежные средства в размере стоимости утраченного имущества, что является убытками истца.
При указанных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о противоправности действий управления, поскольку обязанность Росимущества по перечислению денежных средств на депозитный счет службы судебных приставов не зависит от фактического наличия у управления имущества или денежных средств от его реализации, в связи с чем бездействие управления по перечислению данных денежных средств является противоправным.
Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводов судов, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.04.2015 по делу N А07-23975/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г.Гусев |
Судьи |
С.Н.Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.