Екатеринбург |
|
05 октября 2015 г. |
Дело N А47-11632/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С. Н.,
судей Гавриленко О. Л., Кравцовой Е. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рекламная компания "Любимый город" (далее - общество "Рекламная компания "Любимый город", ответчик) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 31.03.2015 по делу N А47-11632/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Рекламная компания "Любимый город" - Никитина А.М. (доверенность от 31.08.2015).
Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга (далее - истец, департамент, административный орган) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к обществу "Рекламная компания "Любимый город" о демонтаже рекламной конструкции.
Решением суда от 31.03.2015 (судья Рафикова И.Х.) требования истца удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2015 (судьи Тимохин О.Б., Арямов А.А., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нарушение и неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
По мнению ответчика, судами не установлено, кому в действительности принадлежит земельный участок, на котором размещены спорные рекламные конструкции и кому фактически они принадлежат.
Общество "Рекламная компания "Любимый город" считает, что исковые требования удовлетворены необоснованно, поскольку право истца осуществить демонтаж рекламных конструкций самостоятельно, за счет средств местного бюджета никем не нарушено.
Кроме того, указывает что судами не принято во внимание решение Центрального суда г. Оренбурга от 30.04.2015 имеющее преюдициальное значение для данного спора.
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
Как следует из материалов дела, 01.07.2007 между истцом и ответчиком заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций N 1-4674 (Д) 10832 (светодиодный экран 5,2х7,2-м, расположенный по адресу: г. Оренбург, ул. Терешковой/ул. Корецкой), N 4-1693 (Д) 10836 (светодиодный экран 5,2х7,2-м., расположенный по адресу: г. Оренбург, пр. Победы/Шевченко), N 1-4676 (Д)10834 (светодиодный экран 5,2х7,2 м., расположенный по адресу: г. Оренбург пр. Гагарина (у магазина "Радуга") (далее -договоры).
Так же 01.07.2007 сторонами подписаны акты приема-передачи места под размещение наружного рекламного средства.
Пунктом 3.2.15 договоров предусмотрена обязанность общества "Рекламная компания "Любимый город" (рекламораспространитель) по истечении срока действия договора демонтировать наружное рекламное средство и привести занимаемое рекламное место в первоначальное состояние за свой счет в течение 15 дней с даты прекращения действия договора.
Ответчику 01.06.2008 выданы разрешения на установку рекламных конструкций: N 1-4673(Р) 10831, N 4-1692(Р)10835 и N 1-4675(Р)10833. Срок действия указанных разрешений пять лет с 01.06.2008 по 31.05.2013.
По результатам обследования в феврале 2014 г. специалистами департамента улиц на территории города, установлено, что по вышеуказанным адресам эксплуатируются рекламные установки, по которым истек срок действия договоров. По факту нарушений, обществу "Рекламная компания "Любимый город" выдано департаментом предписание об устранении нарушения федерального законодательства от 27.02.2014 N 1-24-6/1504 с требованием прекратить эксплуатировать рекламную конструкцию, вывоза с ее с места установки и приведение территории в первоначальное состояние, существовавшее до монтажа рекламной конструкции.
Обществом "Рекламная компания "Любимый город" в добровольном порядке указанное предписание не исполнено, в связи с чем департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того, что ответчик обязан демонтировать спорные конструкции.
Данный вывод является верным, основан на материалах дела и соответствует действующему законодательству.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Рекламная конструкция всегда устанавливается на определенный срок и по смыслу Закона N 38-ФЗ является вещью движимой.
Правоотношения между собственником рекламной конструкции и собственником недвижимости, к которой присоединяется рекламная конструкция, подчиняются не только требованиям законодательства о рекламе, но и положениям гражданского законодательства, на что прямо указано в ч. 5 ст. 19 данного закона.
Согласно с ч. 5 ст.19 Закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляется ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе арендатором. Договор на эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, как исключением договора на установку и эксплуатации временной рекламной конструкции, который не может превышать срок 12 месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются.
На основании ч. 21 ст. 19 Закона N 38-ФЗ владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.
Согласно ст. 22 Закона N 38-ФЗ решение о выдаче предписания о демонтаже рекламной конструкции, демонтаж рекламной конструкции могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в течение трех месяцев со дня получения соответствующего предписания или со дня демонтажа рекламной конструкции.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или обычно предъявляемыми требованиями.
На основании ст. 314 Кодекса, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
Как следует из материалов дела, общество "Рекламная компания "Любимый город" выполняя требования Закона N 38-ФЗ и условия договора, обязано демонтировать рекламные конструкции в течение одного месяца после окончания срока действия договоров, совпадающего со сроком действия разрешений на установку спорных рекламных конструкций с 01.06.2008 по 31.05.2013, то есть до 01.06.2013.
После указанной даты оснований для эксплуатации спорных конструкций и использования для этой цели земельного участка у ответчика не имелось.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что обязанность по осуществлению демонтажа обусловлена положениями договоров на установку рекламной конструкции от 01.07.2007, которая не прекратилась с окончанием его срока действия, а также неправомерной эксплуатацией рекламных конструкций в связи с прекращением срока действия разрешения.
При этом судами отмечено, что на необходимость демонтажа рекламных конструкций обществу неоднократно указывалось в предписаниях департамента от 27.02.2014 N 1-24-6/1504 (л.д. 29-30) и 15.04.2014 N 1-24-6/3246 (л.д. 32-33).
При указанных обстоятельствах, суды обеих инстанций правомерно удовлетворили исковые требования департамента.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Доводы заявителя кассационной жалобы, в том числе относительно преюдициального значения решения Центрального суда г.Оренбурга от 30.04.2015, аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку. По существу указанные доводы направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 31.03.2015 по делу N А47-11632/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Рекламная компания "Любимый город" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Н. Василенко |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.