Екатеринбург |
|
22 октября 2015 г. |
Дело N А60-6139/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Василенко С. Н., Поротниковой Е. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального отдела по надзору за системами газораспределения, газопотребления и металлургическому надзору Северо-Кавказского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Свердловской области (далее - Управление, административный орган) от 22.04.2015 по делу N А60-6139/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Уральская энергетическая строительная компания" (далее - общество, заявитель, ОАО "УЭСК") - Боровик А.А. (доверенность от 16.02.2015).
ОАО "УЭСК" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления от 10.02.2015 N 10/082-14.
Решением суда от 22.04.2015 (судья Водолазская С.Н.) в заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 (судьи Муравьева Е.Ю., Васева Е.Е., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе административный орган просит указанные судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Управление ссылается на несогласие с выводами суда о неисследованности вины юридического лица, а также о наличии процессуальных нарушений в части извещения общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения административного дела.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
При рассмотрении дела судами установлено, что при обследовании документов о расследовании аварии на подземном межпоселковом газопроводе высокого давления "АГРС Тихорецкая - КРП пос. Паркового Тихорецкого района" 21.01.2015 административным органом выявлено, что при производстве работ в охранной зоне подземного газопровода высокого давления в Тихорецком районе общество не выполняет требования промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, не выполняет требования Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878 (далее - Правила N 878), в результате чего заявителем было допущено повреждение подземного стального газопровода высокого давления с выходом газа ковшом экскаватора при рытье котлована для устройства временных якорей из демонтированных железобетонных опор реконструируемой ВЛ 500 кВ.
В отношении ОАО "УЭСК" по данному факту должностным лицом Управления составлен протокол от 28.01.2015 N 10/082-14 и вынесено постановление от 10.02.2015 N 10/082-14 о привлечении общества к ответственности по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 200 000 руб., с указанием на непринятие руководителем и специалистами общества мер для безопасного проведения земляных работ в охранной зоне действующего газопровода; отсутствие на строительной площадке рабочего проекта, согласованного в установленном порядке с ОАО "Тихорецкгоргаз", а также плана производства работ в охранной зоне действующего межпоселкового газопровода высокого давления; не- предоставление документов на производство работ для согласования с эксплуатационной организацией ОАО "Тихорецкгоргаз"; необеспечение присутствия и контроля представителей ОАО "Тихорецкгоргаз" при производстве земляных работ в охранной зоне подземного газопровода высокого давления; неопределении фактического местоположения подземного газопровода.
Не согласившись с указанным ненормативным актом административного органа, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды указали на недоказанность состава вменяемого обществу административного правонарушения, а именно: вины общества, а также установили существенное нарушение порядка привлечения к административной ответственности.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правилами N 878 установлены порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, определяют права и обязанности эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности газораспределительных сетей при их эксплуатации, обслуживании, ремонте, а также предотвращения аварий на газораспределительных сетях и ликвидации их последствий.
В силу ч. 4, 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что в постановлении о привлечении к административной ответственности вопрос вины юридического лица в совершении вменяемого противоправного деяния Управлением при рассмотрении административного дела не исследовался и в оспариваемом постановлении не отражен.
Административный орган не устанавливал, была ли возможность у заявителя соблюдать требования законодательства, не исследованы обстоятельства получения (неполучения) от подрядчика ОАО "Стротрансгаз" информации о наличии либо отсутствии скрытых коммуникаций (подземных газопроводов) в месте их повреждения, а также вопрос о надлежащем состоянии визуальных сигнализаторов наличия подземных коммуникаций (реперных столбиков и коверов).
Бесспорных доказательств вины ОАО "УЭСК" административным органом в материалы дела не представлено. Иное из материалов и обстоятельств дела не следует.
Данные выводы судов переоценке не подлежат, поскольку право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о недоказанности в действиях общества состава вмененного административного правонарушения со ссылкой на ст. 24.5 КоАП РФ.
Кроме того, судами установлено наличие процессуальных нарушений при производстве дела об административном правонарушении в части неизвещения общества о времени и месте составления протокола.
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, в том числе уведомление от 23.01.2015, и фактические обстоятельства относительно участия Флорескулова С.М. и Боровика А.А., суды установили, что Управлением не соблюден порядок извещения, установленный ст. 25.15. КоАП РФ, а иные обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства извещения не подтверждают доводы Управления о соблюдении им обозначенного порядка.
Учитывая изложенное, суды обоснованно удовлетворили заявленные обществом требования.
Доводы Управления, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.04.2015 по делу N А60-6139/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального отдела по надзору за системами газораспределения, газопотребления и металлургическому надзору Северо-Кавказского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.