Екатеринбург |
|
10 ноября 2015 г. |
Дело N А50-2742/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А. Н.,
судей Василенко С. Н., Черкезова Е. О.
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Семнадцатого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, заявитель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 17.06.2015 по делу N А50-2742/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Семнадцатым арбитражным апелляционным судом, принял участие представитель заявителя - Виноградова Н.Н. (доверенность от 14.04.2015).
Товарищество собственников жилья "20 лет Победы, 161" (далее - ТСЖ, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Фонда N 1350 от 30.10.2014.
Решением суда от 17.06.2015 (судья Власова О.Г.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2015 (судьи Борзенкова И.В., Гулякова Г.Н., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Фонд считает, что товариществом не подтверждено право на применение пониженного тарифа страховых взносов, так как в представленных налоговых декларациях за 2012 и 2013 гг. доход от деятельности по коду ОКВЭД 70.32.1 составил 0 рублей, то есть ТСЖ само не включило доходы от собственников жилья в доход, полученный от упрощенной системы налогообложения. Заявитель ссылается на то, что уточненные налоговые декларации товариществом не были представлены Фонду в ходе проверки, а были представлены при рассмотрении дела. Считает, что представление ТСЖ уточненных налоговых деклараций не может быть основанием для отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена выездная проверка ТСЖ по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации.
По результатам проверки составлен акт от 09.09.14 N 2058 и вынесено решение N 1350 от 30.10.2014, которым товарищество привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 1033,74 руб., ему предложено уплатить начисленную недоимку по страховым взносам в сумме 5168,68, пени в сумме 433,22 руб., а также штраф.
Основанием для принятия указанного решения послужили выводы Фонда о том, что ТСЖ необоснованно воспользовалось правом на применение пониженного тарифа страховых взносов, предусмотренного ст. 58 Закона N 212-ФЗ).
Полагая, что решение Фонда незаконно и нарушает его права, ТСЖ обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ ТСЖ является плательщиком страховых взносов.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы и представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам (далее - РСВ).
В силу ст. 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют ПФ РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФ РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Согласно ст. 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
В ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ установлено, что в течение переходного периода 2011-2027 гг. применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов.
Статьей 58 Закона 212-ФЗ также установлен пониженный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих свою основную деятельность в производственной и социальной сфере.
Перечень основных видов экономической деятельности (в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности - ОКВЭД) упомянутых плательщиков определен п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ право на исчисление страховых взносов по пониженным тарифам имеют, в частности, организации, которые применяют упрощенную систему налогообложения и основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности), перечисленных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ.
В числе прочих видов деятельности значится управление недвижимым имуществом.
В соответствии с ОКВЭД к группе "Управление недвижимым имуществом" (код 70.32) относятся, в том числе, "Управление эксплуатацией жилого фонда" (код 70.32.1) и "Управление эксплуатацией нежилого фонда" (код 70.32.2).
На основании ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 названной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации. Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в письме от 30.11.2011 N 5071-19 разъяснило, что основной вид экономической деятельности подтверждается плательщиком страховых взносов, применяющим упрощенную систему налогообложения, путем представления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР (утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 894н), в котором плательщики страховых взносов должны отражать долю доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности в общем объеме доходов.
Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 54н данная форма была дополнена подразделом 4.4 "Расчет соответствия условия на право применения плательщиками страховых взносов пониженного тарифа для уплаты страховых взносов, установленного частью 3.2 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ", в котором указывается: сумма доходов, определяемая в соответствии со ст. 346.15 НК РФ (код строки 435), из них: сумма доходов, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ (код строки 436), доля доходов, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ (с. 436 / с. 435) x 100%).
Согласно информационному сообщению ПФР от 24.03.2011 основной вид экономической деятельности подтверждается плательщиком страховых взносов путем представления в территориальный орган Пенсионного фонда расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР.
Таким образом, страхователь-организация имеет право на применение пониженного тарифа при соблюдении совокупности следующих условий: нахождение на упрощенной системе налогообложения; наличие основного вида деятельности согласно ОКВЭД - управление эксплуатацией жилищного фонда; долю доходов от реализации услуг не менее 70% в общем объеме доходов, исчисленных в соответствии со ст. 346.15 НК РФ; подтверждение основного вида деятельности путем представления в органы пенсионного фонда расчета по форме РСВ-1 ПФР.
Судами установлено, что основным видом экономической деятельности товарищества является управление эксплуатацией жилищного фонда (код 70.32.1).
Факт применения ТСЖ упрощенной системы налогообложения подтверждается материалами дела и Фондом не оспаривается.
Судами также установлено, что доход от управления эксплуатацией жилищного фонда превышает 70%.
Эти обстоятельства Фондом не опровергнуты.
Суды также отметили, что оспариваемое решение Фонда основано на декларациях, при этом сведений о том, что заявителем анализировались формы РСВ-1 ПФР и представленные ТСЖ книги учета доходов и расходов ненормативный акт не содержит.
Учитывая изложенное, установив, что товариществом соблюдены условия для применения пониженного тарифа страховых взносов, суды пришли к правомерному выводу об обоснованности заявленных требований.
Все обстоятельства дела, представленные доказательства, доводы сторон судами исследованы и оценены надлежащим образом, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают и по существу направлены на их переоценку, оснований для которой у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 17.06.2015 по делу N А50-2742/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.