Екатеринбург |
|
12 ноября 2015 г. |
Дело N А47-13727/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А. Н.,
судей Василенко С. Н., Поротниковой Е. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Самшит" (далее - ООО "Самшит", общество, заявитель) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 по делу N А47-13727/2014 Арбитражного суда Оренбургской области.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.
ООО "Самшит" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Промышленному району г. Оренбурга (далее - инспекция, налоговый орган) от 01.08.2014 N 03-41/10-2485.
Решением суда от 23.04.2015 (судья Александров А.А.) требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 (судьи Арямов А.А., Тимохин О.Б., Малышев М.Б.) частично удовлетворена апелляционная жалоба инспекции. Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.04.2015 по делу N А47-13727/2014 отменено в части удовлетворения требований общества о признании недействительным решения инспекции от 01.08.2014 N 03-41/10-2485 в части доначисления земельного налога за 2013 год в сумме 170 705 руб. и начисления пеней в сумме 14 257,59 руб. В удовлетворении требований заявителя в указанной части отказано. В остальной части указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе налогоплательщик просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что на налогоплательщике лежит обязанность по определению налоговой базы на основании использования надлежаще установленных и доведенных до него сведений государственного земельного кадастра. ООО "Самшит" определило налоговую базу по земельному налогу за 2013 год на основании сведений государственного кадастра недвижимости по состоянию на 01.01.2013, предоставленных уполномоченным на то лицом - филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области. Из представленной в материалы дела кадастровой справки о кадастровой стоимости спорного земельного участка следует, что кадастровая стоимость на 01.01.2013 составляла 8 021 297 руб. 68 коп. Таким образом, данная кадастровая стоимость была правильно использована налогоплательщиком при исчислении земельного налога за 2013 год.
Согласно кадастровой справке кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего ООО "Самшит", определена на основании постановления Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" (далее - постановление N 1122-п), которое было опубликовано 27.12.2012 в областной газете "Оренбуржье". В силу п. 2 постановления N 1122-п утвержденные им результаты кадастровой оценки земель рекомендованы к применению в том числе для целей налогообложения. Кроме того, в соответствии с п. 3 постановления N 1122-п постановление Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" (далее - постановление N 414-п) признано утратившим силу. В п. 5 постановления N 1122-п установлено, что оно вступает в силу после его опубликования.
Заявитель также ссылается на направленное в его адрес разъяснение Правительства Оренбургской области (исх. N 02/16-645 от 22.12.2014) в соответствии с которым "пункт 5 постановления Правительства сформулирован четко и однозначно, в связи с чем его толкование не требуется. Вместе с тем разъясняем, что в соответствии с пунктом 5 постановления Правительства, указанное постановление вступает в силу после его официального опубликования. Текст документа был опубликован в газете "Оренбуржье" N 214 от 27.12.2012. Следовательно, датой вступления в силу постановления Правительства является следующий календарный день - 28.12.2012".
Общество не согласно с выводами суда апелляционной инстанции о вступлении в силу постановления N 1122-п в порядке, определенном законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, и о том, что в проверяемом периоде для целей налогообложения подлежало применению постановление N 414-п.
Заявитель указывает, что постановление N 414-п от 30.11.2007 утратило силу 28.12.2012, в ГКН до наступления следующего налогового периода (2013 год) были внесены результаты государственной кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением N 1122-п. Таким образом, кадастровая стоимость в размере 19 401 598 руб., официально утратившая законную силу, не может быть применена в качестве налоговой базы для исчисления земельного налога за 2013 год.
Как следует из материалов дела, 16.01.2014 обществом в налоговый орган представлена декларация по земельному налогу за 2013 год.
По результатам камеральной налоговой проверки указанной декларации инспекцией составлен акт от 30.04.2014 N 1956, по итогам рассмотрения которого с учетом представленных обществом возражений принято решение от 01.08.2014 N 2485 (исходящий N 03-41/10-2485), которым заявителю доначислен земельный налог за 2013 год в сумме 170 705 руб., начислены пени в сумме 14257,59 руб. и общество привлечено к ответственности за неуплату указанной суммы налога в соответствии с п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в виде взыскания штрафа в размере 19 589,8 руб.
Основанием для принятия решения послужил вывод налогового органа о неверном исчислении обществом земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 56:44:0310002:2, расположенному по адресу: г. Оренбург, пер. Станочный, 5, принадлежащему заявителю на праве собственности, исходя из кадастровой стоимости этого участка, установленной постановлением N 1122-п. По мнению налогового органа, указанное постановление в силу положений ст. 5 НК РФ может быть применено лишь к налоговому периоду, наступающему после окончания месячного срока со дня его опубликования (2014 год).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 25.09.2014 N 16-15/11417 оспариваемое решение оставлено без изменения.
Не согласившись с решением от 01.08.2014, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, признав оспариваемое решение налогового органа недействительным.
Суд апелляционной инстанции указал на отсутствие оснований для применения в 2013 году для целей налогообложения постановления N 1122-п.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в силу п. 10 которых утверждение результатов кадастровой оценки земель осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Оренбургской области утверждены постановлением N 1122-п, п. 2 которого эти результаты рекомендованы к применению, в том числе для целей налогообложения.
Пунктом 5 постановления N 1122-п в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, установлено, что постановление вступает в силу после его опубликования.
Названной постановление опубликовано в газете "Оренбуржье" 27.12.2012 (N 214).
Статьей 390 Кодекса предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 393 Кодекса кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации; налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом; налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
В п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах необходимо исходить из того, что на основании п. 1 ст. 5 Кодекса такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 17-П "По делу о проверке конституционности положений п. 1 ст. 5 и ст. 391 Кодекса в связи с жалобой открытого акционерного общества "Омскшина", конституционные гарантии прав граждан и их объединений как налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности.
Правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе. Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, ст. 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Из взаимосвязанных положений ст. 1, 2, 6 (часть 2), 8, 17 (часть 1), 18, 19, 34, 35, 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации, рассматриваемых в единстве с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными им по вопросам действия во времени нормативных правовых актов, влияющих на определение налоговой базы по земельному налогу, следует, что нормативные положения, содержащиеся в актах земельного законодательства, - в той мере, в какой они определяют формирование налоговой базы по земельному налогу и тем самым непосредственно интегрированы в нормативно-правовой механизм регулирования налоговых отношений, - не могут проявлять свое регулятивное воздействие в налоговой сфере по правилам, отличным от тех, которые установлены в отношении собственно актов законодательства о налогах и сборах, и, соответственно, они порождают юридически значимые последствия и подлежат применению для целей исполнения обязанности по уплате земельного налога начиная с того момента, который определяется в общем порядке, установленном на основании ст. 5 Кодекса. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Руководствуясь положениями ст. 5 Кодекса, устанавливающими правила вступления в силу актов о налогах и сборах - не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, и правовыми позициями, изложенными в п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 17-П, суд кассационной инстанции считает правомерным вывод апелляционного суда в части, касающейся действия постановления N 1122-п во времени.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 Кодекса).
В силу п. 5 ст. 5 Кодекса положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Изданное Правительством Оренбургской области постановление N 1122-п об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о том, что при расчете налогоплательщиком земельного налога за 2013 год в отношении принадлежащего ему земельного участка не подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановления N 1122-п, в связи с чем суд обоснованно признал правомерным оспариваемое решение налогового органа в части доначисления обществу земельного налога за 2013 год в сумме 170 705 руб. исходя из кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю, в размере 1 940 1598 руб., а также начисления пеней в сумме 14 257,59 руб.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неправильном толковании указанных норм материального права, кроме того, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые могли бы повлечь изменение или отмену судебного акта в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта в остальной части в кассационной жалобе не содержится.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 по делу N А47-13727/2014 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Самшит" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Самшит" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по платёжному поручению N 103 от 01.09.2015.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.