Екатеринбург |
|
10 ноября 2015 г. |
Дело N А76-3465/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сидоровой А.В.,
судей Лимонова И.В., Черкасской Г.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ашинский химический завод" (далее - общество "АХЗ", заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.04.2015 по делу N А76-3465/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Администрации Ашинского муниципального района - Миндели А.А. (доверенность от 12.01.2015).
Общество "АХЗ" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к администрации Ашинского муниципального района о взыскании задолженности в размере 712 200 руб., неосновательного обогащения в размере 248 000 руб. (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и замены ответчика, произведенной судом первой инстанции в порядке ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству истца).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, Муниципальное образование "Ашинское городское поселение" в лице администрации Ашинского городского поселения, Министерство финансов Челябинской области, Государственный комитет "Единый тарифный орган Челябинской области" (далее - ЕТО).
Решением суда от 30.04.2015 (судья Гусев А.Г.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2015 (судьи Столяренко Г.М., Матвеева С.В., Скобелкин А.П.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество "АХЗ" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование изложенных в кассационной жалобе доводов общество "АХЗ" указывает на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также на то, что выводы судов не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель кассационной жалобы полагает необоснованным вывод суда апелляционной инстанции о недоказанности противоправности действий ответчика в части распределения денежных средств. По мнению общества "АХЗ", правомерность действий ответчика не зависит от того, является ли администрация Ашинского муниципального района органом, устанавливающим тарифы на отпуск тепловой энергии, и какими мотивами она руководствовалась при распределении поступивших из областного бюджета субсидий.
Кроме того, ссылаясь на разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, данные в п. 15 постановления Пленума от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", заявитель указывает на то, что у судов была возможность привлечь к участию в деле надлежащего ответчика и удовлетворить заявленные требования.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, распоряжением Правительства Челябинской области от 05.09.2013 N 204-рп была распределена дотация из областного фонда поддержки усилий органов местного самоуправления по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.
Между Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области и администрацией Ашинского муниципального района подписано Соглашение от 16.09.2013 N 43/2013 о взаимодействии сторон по согласованию и реализации перечня неотложных мероприятий в рамках подготовки к отопительному периоду 2013-2014 г.
Финансирование перечня мероприятий в рамках данного Соглашения осуществляется за счет средств, выделенных распоряжением Правительства Челябинской области от 05.09.2013 N 204-рп, средств местного бюджета, предприятий ЖКХ и прочих источников.
На основании указанного Соглашения администрации Ашинского муниципального района должны быть выделены дотации в сумме 10 447 100 руб.
Министерством финансов Челябинской области во исполнение распоряжения Правительства Челябинской области от 05.09.2013 N 204-рп платежными поручениями от 23.12.2013 N 302, от 07.11.2013 N 975, от 26.12.2013 N 840 на расчетный счет администрации Ашинского муниципального района были перечислены денежные средства в размере 10 477 100 руб.
Впоследствии между администрацией Ашинского муниципального района и администрацией Ашинского городского поселения было заключено соглашение от 16.09.2013 N 41/2013, в соответствии с которым администрацией района должна была передать администрации поселения денежные средства, выделенные из областного бюджета на реализацию мероприятий по подготовке к отопительному периоду 2013-2014 г. Размер перечисляемых администрации городского поселения денежных средств должен был составить 10 089 800 руб., при этом определенная для общества "АХЗ" сумма финансирования соответствовала сумме, ранее указанной в приложении к Соглашению от 16.09.2013 N 43/2013, заключенному Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области и администрацией Ашинского муниципального района.
Между муниципальным образованием "Ашинское городское поселение" и обществом "АХЗ" заключен договор о предоставлении субсидий на возмещение убытков от 24.09.2013 N 100/юр (далее - договор от 24.09.2013 N 100/юр).
Предметом названного договора являлась передача администрацией Ашинского городского поселения заводу субсидий из областного бюджета на реализацию неотложных мероприятий в рамках подготовки к зимнему отопительному периоду 2013-2014 г., в том числе поддержка предприятий коммунального комплекса в части расчетов за потребленные топливно-энергетические ресурсы с основными поставщиками энергоресурсов в счет компенсации подтвержденных ЕТО экономически обоснованных дополнительных расходов предприятий коммунального комплекса в размере 9 129 800 руб. (п. 1.1 договора от 24.09.2013 N 100/юр).
Приложением N 1 к договору от 24.09.2013 N 100/юр предусмотрен перечень неотложных мероприятий, которые необходимо выполнить в рамках подготовки к отопительному сезону по Ашинскому муниципальному району, всего на сумму 9 129 800 руб.
Администрация Ашинского городского поселения перечисляет на расчетный счет общества "АХЗ" денежные средства, выделяемые из областного бюджета (п. 1.2 договора от 24.09.2013 N 100/юр).
Обществом "АХЗ" составлен отчет о целевом использовании денежных средств в сумме 8 417 610 руб. по состоянию на 01.11.2013, который утвержден администрацией Ашинского городского поселения в рамках договора от 24.09.2013 N 100/юр.
Администрацией Ашинского муниципального района 25.11.2013 направлено письмо Министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области о необходимости внесения изменений в Соглашение от 16.09.2013 N 43/2013 в связи с фактически понесенными расходами.
На основании данного письма внесены изменения в приложение N 1 к Соглашению от 16.09.2013 N 43/2013, согласно которому дополнительно выделены средства муниципальному унитарному предприятию "Теплогенерирующая компания - Аша" (далее - также МУП "ТГК-Аша") в размере 960 000 руб. на обслуживание котельной, принадлежащей обществу "АХЗ".
Администрацией Ашинского муниципального района 18.12.2013 принято распоряжение N 809 "О перераспределении бюджетных назначений и лимитов".
В связи с тем, что сумма финансирования была изменена, между администрацией Ашинского муниципального района и администрацией Ашинского городского поселения было подписано дополнительное соглашение к соглашению от 16.09.2013 N 41/2013 о финансировании, где общая сумма соглашения (дотации из областного бюджета) составила 9 377 610 руб. (вместо 10 089 800 руб.), в том числе 960 000 руб. - мероприятия по муниципальному унитарному предприятию "Теплогенерирующая компания - Аша", 8 417 610 руб. - мероприятия подготовки котельной общества "АХЗ".
Администрация Ашинского муниципального района денежные средства в сумме 9 377 610 руб. перечислила администрации Ашинского городского поселения, в сумме 1 069 490 руб. - администрации Кропачевского городского поселения.
Администрация Ашинского городского поселения перечислила обществу "АХЗ" денежные средства в сумме 8 417 610 руб.; денежные средства в сумме 960 000 руб. направила на увеличение уставного капитала МУП "ТГК-Аша".
Первоначально, ссылаясь на то обстоятельство, что обязательство по договору от 24.09.2013 N 100/юр не исполнено Ашинским городским поселением в сумме 960 200 руб., общество "АХЗ" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском о взыскании задолженности.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что администрация Ашинского муниципального района стороной спорного договора не является, а потому не может отвечать за неисполнение вытекающих из данного договора обязательств; ввиду того, что администрацией Ашинского муниципального района в полном объеме перечислены поступившие из областного бюджета денежные средства Ашинскому городскому поселению, у ответчика не возникло обязательств по отношению к истцу.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в мотивировочной части судебного акта суда первой инстанции не согласился, однако отметил, что оснований для отмены судебного акта не имеется.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в уточненном исковом заявлении от 18.08.2014 общество "АХЗ" ссылалось на то, что взыскиваемая сумма представляет собой выпадающие доходы, подтвержденные ЕТО в размере 9 377 600 руб., не возмещенные ему в полном объеме в нарушение ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 8, 307, 309, 310, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении). Суд апелляционной инстанции указал, что с учетом уточнения исковых требований, принятого в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец просит взыскать с ответчика - администрации Ашинского муниципального района убытки, причиненные истцу в связи с неправомерным распределением поступивших из областного бюджета субсидий на возмещение выпадающих доходов теплоснабжающей организации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издание не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Основанием для удовлетворения требования о взыскании убытков является совокупность условий: факт причинения убытков, наличие причинной связи между понесенными убытками и действиями ответчика, документально подтвержденный размер убытков, а также вина причинителя вреда.
В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что администрацией Ашинского муниципального района неправомерно распределены поступившие из областного бюджета субсидии на возмещение выпадающих доходов теплоснабжающей организации, в связи с чем по вине администрации обществу "АХЗ", являющемуся теплоснабжающей организацией, причинены убытки.
Суд апелляционной инстанции, учитывая положения п. 1 ч. 2 ст. 5, п. 3 ст. 7 Закона о теплоснабжении, а также позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 29.03.2011 N 2-П, отметил, что поскольку возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию, субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение; данным субъектом администрация Ашинского муниципального района не является.
Кроме того, судами установлено, что после заключения Соглашения от 16.09.2013 N 43/2013 с Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, в соответствии с письмом от 25.11.2013 администрации Ашинского муниципального в приложение к Соглашению от 16.09.2013 N 43/2013, заключенному Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области и администрацией Ашинского муниципального района, внесены изменения.
Общий размер финансирования по Ашинскому муниципальному району не изменился, составил 10 447 100 руб., однако на возмещение затрат общества "АХЗ" по подготовке котельной выделено 8 417 610 руб. Сумма денежных средств, на которую уменьшено финансирование общества "АХЗ" (712 190 руб.), отнесена к возмещению затрат по котельной на ст. Кропачево.
Администрацией Ашинского муниципального района 18.12.2013 вынесено распоряжение N 809 о перераспределении бюджетных назначений и лимитов, в соответствии с которым финансовая помощь Ашинскому городскому поселению уменьшена на 712 900 руб., в этой сумме увеличена финансовая помощь Кропачевскому городскому поселению.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что денежные средства в сумме 10 447 100 руб., полученные из областного бюджета на реализацию мероприятий по подготовке к отопительному периоду 2013-2014 г. в счет компенсации подтвержденных ЕТО экономически обоснованных дополнительных расходов предприятий коммунального комплекса, направлены администрацией Ашинского муниципального района теплоснабжающим предприятиям в соответствии с тем распределением денежных средств, которое определено в Соглашении от 16.09.2013 N 43/2013 между Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области и администрацией Ашинского муниципального района.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о недоказанности истцом противоправности действий администрации Ашинского муниципального района в части распределения денежных средств, а также причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении требований общества "АХЗ" о взыскании убытков с администрации Ашинского муниципального района.
Таким образом, нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений судами норм ст. 49, 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции не установлено.
Кроме того, следует отметить, что все изложенные в кассационной жалобе доводы общества "АХЗ" являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены с указанием соответствующих мотивов.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств и принятых доказательств не входит в круг полномочий суда кассационной инстанции в силу норм ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями к отмене обжалуемых решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба общества "АХЗ" - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.04.2015 по делу N А76-3465/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ашинский химический завод" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Сидорова |
Судьи |
И.В. Лимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.