Екатеринбург |
|
23 ноября 2015 г. |
Дело N А07-1937/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Платоновой Е. А.,
судей Столярова А. А., Татариновой И. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа города Уфа Республике Башкортостан (далее - Администрация) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015 делу N А07-1937/2015 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Администрации - Крылова Е.О. (доверенность от 14.07.2015 N 01-05-5422/13);
открытого акционерного общества "Нефтехимстрой" - Гильфанов А.А. (доверенность от 07.04.2015 N 18).
Общество "Нефтехимстрой" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации о признании незаконным решения Управления по земельным ресурсам городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выраженного в письме от 22.01.2015 N Г-401 об отказе в передаче в собственность обществу "Нефтехимремстрой" земельного участка с кадастровым номером 02:55:030312:196, расположенного по адресу:
г. Уфа, Орджоникидзевский район, ул. Юбилейная,19, обязании Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда направить в адрес общества "Нефтехимремстрой" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:030312:196, расположенного по адресу: г. Уфа, Орджоникидзевский район, ул. Юбилейная,19.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены о Главное Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Главархитектура).
Решением суда от 27.05.2015 (судья Харисов А.Ф) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015 (судьи Карпачева М.И., Богдановская Г.Н., Ермолаева Л.П.) решение суда отменено. Заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на его незаконность, необоснованность и неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права. Заявитель указывает, что в случае принятия решения о предоставлении муниципальной услуги и прохождение процедуры подготовки договора, а также процедуры выдачи документов данный договор так же был бы выдан в период времени, когда спорный земельный участок уже был зарезервирован для муниципальных нужд в соответствии с Решением Совета от 28.01.2015 N 41/6. Администрация полагает, что исполнение обжалуемого постановления восемнадцатого апелляционного суда от 29.07.2015 в части направления в адрес общества "Нефтехимстрой" проекта договора купли продажи земельного участка невозможно, поскольку данные действия нарушают положения ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена арбитражным судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "Нефтехимремстрой" является собственником объекта недвижимости: нежилых строений (производственная база), общей площадью 9021,30 кв. м, литера А, А1, А2, АЗ, А4, А5, А6, данные объекты недвижимости расположены по адресу: г. Уфа, Орджоникидзевский район, ул. Юбилейная, 19, о чем представлено свидетельство о государственной регистрации права 04АА N 556411 от 14.08.2006 и находятся на земельном участке с кадастровым номером 02:55:030312:196, общей площадью 18 478 кв. м, принадлежащем обществу "Нефтехимремстрой" на праве аренды по договору аренды земельного участка от 10.03.2009 N М27-09, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30.012015.
Письмом от 12.01.2015 общество "Нефтехимремстрой" обратилось в Администрацию с заявлением в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:55:030312:196, общей площадью 18 478 кв. м с приложением документов.
Письмом от 22.01.2015 N Г-401 Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в передаче в собственность названного отказано, поскольку часть испрашиваемого земельного участка находится в границах красных линий, ссылаясь на ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылаясь на то, что отказ Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан является незаконным и нарушающим права и законные интересы общества "Нефтехимпромстрой", последний обратился в суд с соответствующими требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что испрашиваемый земельный участок не подлежит приватизации, поскольку частично расположен в границах красных линий, а также включен в состав зарезервированных земель для муниципальных нужд в установленном законом порядке.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Из анализа норм статей 198, 200 АПК РФ следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие оспариваемого решения и действия (бездействия) закону и иному нормативному правовому акту; нарушение таким решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1, 5, 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред., действующей на момент возникновения спорных отношений) исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 данного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, а также резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с названным Законом не подлежат, в частности, земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты). Аналогичный запрет содержится в п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
При этом основанием для установления планируемых красных линий в силу п. "а" ч. 3 ст. 42, п. 1 ч. 5 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются подготовленные, принятые, утвержденные и опубликованные в установленном законом порядке проекты планировки и межевания территории.
Согласно ч. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Порядок принятия, утверждения и опубликования документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, установлен ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации и состоит из нескольких последовательных этапов.
Решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 23.12.2010 N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" (далее - Решение 32/15) зарезервированы земельные участки в границах, определенных приложением N 1 к настоящему решению, для муниципальных нужд на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, относящиеся к категории земель населенного пункта, ориентировочной площадью 7885,0 га, в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур с ограничением предоставления их в собственность до 01.01.2015.
Как следует из приложения N 1 названного нормативного акта, спорный земельный участок является зарезервированным. В приложении N 2 (перечень земельных участков) к Решению 32/15 данного земельного участка не имеется. Апелляционным судом также установлен факт отсутствия в указанном перечне предыдущих кадастровых номеров спорного земельного участка.
Кроме того, как правильно отмечено судом апелляционной инстанции, в Решении 32/15 срок резервирования установлен до 01.01.2015, тогда как соответствующее заявление общества "Нефтехимстрой" поступило в Администрацию 12.01.2015, оспариваемое решение датировано 22.01.2015.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что из содержания Решения 32/15 не следует, что спорный земельный зарезервирован для муниципальных нужд городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Установив, что доказательств, свидетельствующих о том, что в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, утверждена документация территориального планирования, в соответствии с которой планируемые (изменяемые, вновь образуемые) красные линии определены таким образом, что спорный участок полностью либо частично входит в состав земель общего пользования, материалы дела не содержат, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого отказа Администрации как не соответствующего п. 1, 6 ст. 36 и п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд правомерно отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленные требования.
Все доводы заявителя кассационной жалобы не принимаются судом кассационной инстанции, поскольку указанные заявителем обстоятельства являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а также не опровергают выводы суда о незаконности отказа государственного органа.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения постановления апелляционной суда. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015 по делу N А07-1937/2015 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа города Уфа Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А.Платонова |
Судьи |
А.А.Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.