Екатеринбург |
|
08 декабря 2015 г. |
Дело N А07-12578/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Анненковой Г.В.,
судей Вдовина Ю.В., Токмаковой А.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Транспортная Компания "Русский Транзит" (далее - общество ТК "Русский Транзит", заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.08.2015 по делу N А07-12578/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
До начала судебного заседания от общества ТК "Русский Транзит" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество ТК "Русский Транзит" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Отделу Управления Федеральной миграционной службы по г. Москве в Юго-Восточном административном округе (далее - ОУФМС по г. Москве в ЮВАО, административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконными и отмене постановлений от 14.05.2015 N 9/9-04/15-1065, N 9/9-04/15-1066 и N 9/9-04/15-1067 о привлечении к административной ответственности (далее - постановления), предусмотренной ч. 4 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафов в размере 400 000 руб. по каждому.
Определением суда от 01.07.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Пегас" (далее - общество "Пегас", третье лицо).
Решением суда от 19.08.2015 (судья Боброва С.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 (судьи Арямов А.А., Плаксина Н.Г., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество ТК "Русский Транзит" просит обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя, неправильное применение норм права выразилось в нарушении требований ст. 71, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку обязанность по доказыванию административным органом не исполнена, достаточные доказательства причастности общества ТК "Русский Транзит" к совершенному правонарушению, вины названного общества отсутствуют.
Отзывов на кассационную жалобу административным органом, третьим лицом не представлено.
Как следует из материалов дела, общество ТК "Русский Транзит" зарегистрировано в качестве юридического лица 02.09.2003 за основным государственным регистрационным номером 1030204628398 и осуществляет деятельность в нежилом помещении площадью 70 кв.м, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Иловайская, д.3 стр.17, занимаемом на праве аренды на основании договора от 30.04.2014 N 72/05, заключенного с закрытым акционерным обществом "Деметра".
На основании распоряжения от 15.01.2015 N 8 должностными лицами ОУФМС по г. Москве в ЮВАО проведена выездная проверка соблюдения миграционного законодательства по указанному адресу, по результатам которой выявлен факт привлечения обществом ТК "Русский Транзит" к трудовой деятельности троих иностранных граждан, не имеющих документов, подтверждающих право осуществления трудовой деятельности в г. Москве.
Указанное обстоятельство зафиксировано в протоколе осмотра территории от 15.01.2015, согласно которому в строении 17 по адресу: г. Москва, ул. Иловайская, д.3, располагается складское помещение общества ТК "Русский Транзит", в котором осуществляют трудовую деятельность граждане Республики Узбекистан Ахмедов У.Х., Исоев Б.Н. и Екубов Б.А., загружавшие коробки с товаром в автомобиль.
К протоколу осмотра приложены фотоматериалы, копии паспортов и объяснения, полученные от указанных иностранных граждан, подтвердивших факт привлечения их к трудовой деятельности обществом ТК "Русский Транзит".
По результатам выездной проверки составлен акт проверки соблюдения условий привлечения и использования иностранных работников от 15.01.2015 N 8.
По указанным фактам на основании докладной записки сотрудника ОУФМС по г. Москве в ЮВАО распоряжением руководителя ОУФМС по г. Москве в ЮВАО от 28.01.2015 N 43 в отношении заявителя назначено проведение внеплановой документарной проверки, в ходе которой факт привлечения заявителем к трудовой деятельности троих иностранных граждан подтвердился, что отражено в акте проверки от 28.01.2015 N 43.
Административный орган вынес определения о возбуждении в отношении заявителя дел об административных правонарушениях от 09.04.2015 N 9/9-04/15-1065, N 9/9-04/15-1066 и N 9/9-04/15-1067 по признакам правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Копии определений административный орган направил в адрес заявителя сопроводительным письмом от 09.04.2015, что подтверждается соответствующей почтовой квитанцией.
Телеграммой, полученной 14.04.2015, общество ТК "Русский Транзит" извещено о необходимости явки его представителя в административный орган для составления протоколов об административных правонарушениях 17.04.2015.
По фактам выявленных нарушений 17.04.2015 в отношении заявителя без участия его представителя составлены протоколы об административных правонарушениях МС N 504770, МС N 504771 и МС N 50477я по признакам правонарушений, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Копии протоколов направлены в адрес заявителя сопроводительным письмом от 17.04.2015.
Телеграммой, врученной 12.05.2015, общество ТК "Русский Транзит" извещено о рассмотрении дела об административных правонарушениях 14.05.2015.
14.05.2015 ОУФМС по г. Москве в ЮВАО вынесены оспариваемые постановления о привлечении общества ТК "Русский Транзит" к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 400 000 руб. по каждому.
Полагая, что постановления являются незаконными, общество ТК "Русский Транзит" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционных инстанций, сделав выводы о законности постановлений, доказанности в действиях общества ТК "Русский Транзит" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Частью 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей до 30.06.2015) предусмотрена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание.
Частью 4 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что нарушения, предусмотренные ч. 1 - 3 данной статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно примечаниям к ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная данной статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
В силу ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных названным Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности.
Пунктом 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Оценив представленные в дело доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды признали доказанными факты привлечения заявителем к трудовой деятельности в г. Москве трех граждан Республики Узбекистан Исоева Б.Н., Екубова Б.А. и Ахмедова У.Х., не имеющих документов, подтверждающих право на осуществление трудовой деятельности.
Поскольку обществом ТК "Русский Транзит" не представлены доказательства наличия у заявителя объективных препятствий для соблюдения нормативных ограничений при привлечении к трудовой деятельности иностранных граждан в части обязательного наличия документов, подтверждающих право этих граждан на осуществление трудовой деятельности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судами не установлено существенных нарушений положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при привлечении общества ТК "Русский Транзит" к административной ответственности.
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции ч. 4 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо исключительных обстоятельств, которые могли бы свидетельствовать о нарушении конституционных прав и свобод общества ТК "Русский Транзит" установлением административным органом наказания в пределах, предусмотренных ч. 4 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Оспариваемые постановления о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали обществу ТК "Русский Транзит" в удовлетворении заявленных требований.
Основания для переоценки вывода судов и установленных по делу фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы выводов судов не опровергают, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и исследованных доказательств, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции в силу ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.08.2015 по делу N А07-12578/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Транспортная Компания "Русский Транзит" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Анненкова |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.