Екатеринбург |
|
17 декабря 2015 г. |
Дело N А60-13146/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Купреенкова В.А., Платоновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - управление Росреестра) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.06.2015 по делу N А60-13146/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представитель управления Росреестра - Караханова Р.Р. (доверенность от 02.10.2015 N 08-17/77).
До начала судебного заседания от Департамента лесного хозяйства Свердловской области (далее - департамент) в электронном виде с использованием системы "Электронный страж", поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Департамент и местная буддийская религиозная организация "Путь Будды" (далее - религиозная организация) обратились в Арбитражный суд Свердловской области с требованием к Управлению Росреестра о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации договора, выраженного в сообщении от 31.12.2014 N 10/664/2014-300, указании в решении на необходимость осуществления государственной регистрации договора от 19.08.2014 N 35 безвозмездного срочного пользования лесным участком, расположенным на территории Нижнетуринского городского округа, в кварталах 138 (части выделов 6, 9, выдел 14), 139 (части выделов 6-8) Косьинского участка Качканарского участкового лесничества Верхотурского лесничества, площадью 11,5 га, для осуществления религиозной деятельности, заключенного между департаментом и религиозной организацией.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Решением суда от 19.06.2015 (судья Ванин П.Б.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2015 (судьи Голубцова Ю.А., Дюкин В.Ю., Семенов В.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность, необоснованность, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, судами не учтено, что согласно представленному плану и карты-схемы на спорный объект недвижимости, являющийся предметом договора от 19.08.2014 N 35, государственному регистратору не представлялось возможным идентифицировать его с лесным участком площадью 1130916233 кв. м. Управление Росреестра полагает, что, поскольку спорный участок не сформирован как самостоятельный объект права и не поставлен на государственный кадастровый учет, государственная регистрация договора не допускается в силу п. 1, 2 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) и невозможна с учетом положений п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73). Заявитель полагает, что правила 4.1, 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) не подлежат применению к спорным правоотношениям; представленный заявителем план-схема расположения и границ части лесного участка не соответствует требованиям действующего законодательства. По мнению заявителя жалобы, поскольку причины, препятствующие государственной регистрации, устранены не были, Управлением Росреестра правомерно отказано в государственной регистрации договора от 19.08.2014 N 35.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
При рассмотрении спора судами установлено, что между департаментом и религиозной организацией подписан договор от 19.08.2014 N 35 безвозмездного срочного пользования лесным участком для осуществления религиозной деятельности.
Лесной участок предоставлен в безвозмездное срочное пользование на 49 лет.
Названный лесной участок входит в состав лесного участка площадью 1 130 916 233 кв. м, относящегося к землям лесного фонда и являющегося собственностью Российской Федерации (свидетельство серии 66 АД N 863432, запись регистрации N 66-66-10/012/2011-353).
Департамент и религиозная организация обратились в Управление Росреестра с заявлением о регистрации договора от 19.08.2014 N 35.
Решением Управления Росреестра от 31.12.2014 N 10/664/2014-300 департаменту и религиозной организации отказано в государственной регистрации названного договора со ссылкой на нарушение п. 11 ст. 33 Закона N 122-ФЗ), выразившееся в том, что на государственную регистрацию документа не представлен кадастровый паспорт лесного участка, являющегося предметом договора.
По запросу Управления Росреестра ФГБУ "ФКП Росреестра" в уведомлении от 08.12.2014 указало на отсутствие в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений о лесном участке.
Полагая, что отказ в государственной регистрации является незаконным, департамент и религиозная организация обратились в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
На основании ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен в ст. 17 указанного Федерального Закона и является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (о государственной регистрации прав).
На основании п. 2 ст. 17 Закона N 122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных данным Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 Закона N 122-ФЗ и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован нормами ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации. Пунктами 1, 2, 3 названной статьи предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
Согласно ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации (здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Кодексом.
В соответствии ч. 3 ст. 47 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются религиозным организациям в безвозмездное пользование для осуществления религиозной деятельности.
В силу ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69, 92 названного Кодекса.
Частью 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесным участком является земельный участок, местоположение, границы и площадь которого определяются соответственно по лесным кварталам и лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 4.1 Закона N 201-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) до 01.01.2015 допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет (п. 2 ст. 4.1 Закона N 201-ФЗ)
В соответствии со ст. 4.4 Закона N 201-ФЗ в случае, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом N122-ФЗ.
В силу п. 1 ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.
В соответствии со ст. 4.1 Закона N 201-ФЗ государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Руководствуясь положениями указанных норм права, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе расписки в получении регистрирующим органом документов на государственную регистрацию, суды пришли к правильному выводу, что для государственной регистрации сделки департаментом и религиозной организацией представлены все необходимые документы. Поскольку представленные в регистрирующий орган документы содержат описание лесного участка с координатами, земельный участок включен в лесной реестр, в отношении лесного участка имеются план и карта-схема, оснований для отказа в государственной регистрации не имелось.
Данный правовой подход соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 04.02.2014 N 13123/13.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные требования, признав отказ регистрирующего органа в государственной регистрации договора незаконным и нарушающим права и законные интересы департамента и религиозной организации и возложив на заинтересованное лицо обязанность зарегистрировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним договор от 19.08.2014 N 35 безвозмездного срочного пользования лесным участком между департаментом и религиозной организацией.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе основаны на неправильном толковании вышеназванных норм материального права, противоречат правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 04.02.2014 N 13123/13; в части, касающейся представленных на регистрацию документов, направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основании выводов о фактических обстоятельствах, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылка заявителя жалобы на положения абз. 6 п. 9 постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 также подлежит отклонению кассационным судом, поскольку сформулированная в нем правовая позиция не применима к лесным участкам, предоставленным гражданам и юридическим лицам до 01.01.2015, ст. 4.4 Закона N 201-ФЗ содержит специальное правило в отношении таких лесных участков.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.06.2015 по делу N А60-13146/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.