Екатеринбург |
|
16 декабря 2015 г. |
Дело N А50-21110/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З. Г.,
судей Тороповой М.В., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6671257260, ОГРН 1086671005838; далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Пермского края от 21.04.2015 по делу N А50-21110/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель учреждения - Кожевникова Е.С. (доверенность от 08.06.2015 N 141/4-6966).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (ИНН 5902293114, ОГРН 1045900116162; далее - Управление) в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок от 15.07.2014 N 23/207/2014-275 (с учетом принятого арбитражным судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнения заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, потребительский гаражный кооператив N 104 "Авиатор" (ИНН 5905097291, ОГРН 1025901218023; далее - кооператив).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.04.2015 (судья Аликина Е.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2015 (судьи Голубцова Ю.А., Зеленина Т.Л., Панькова Г.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами ст. 20, 45, 53 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 58, 269 Гражданского кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель отмечает, что судебными актами по делу N А50-21115/2014 Арбитражного суда Пермского края установлено, что предоставленный ранее по акту 5540 земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района" распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермской области от 30.05.2007 N 535-р (далее - распоряжение от 30.05.2007 N 535-р) не прекращено. Названными судебными актами установлен факт раздела предоставленного по акту N 5540 земельного участка на несколько земельных участков, в том числе земельный участок с кадастровым номером 59:01:4416064:12 площадью 11745,44 кв. м, из которого впоследствии образован спорный земельный участок с кадастровым номером 59:01:4416064:28. Учреждение считает необоснованным вывод судов о том, что сведения о площади и разрешенном использовании земельного участка N 3, предоставленного на основании распоряжения от 30.05.2007 N 535-р путем раздела земельного участка, предоставленного по акту N 5540, и земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416064:12 не совпадают. Заявитель полагает, что право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок у него как универсального правопреемника федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района" не прекращено в соответствии со ст. 45, 53 Земельного кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу Управление возражает против изложенных в ней доводов, считает их необоснованными, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Как установлено судами, на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 с 20.12.2010 федеральное государственное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений и федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, указанных в приложении N 4 к приказу. В приложении к приказу - Перечне федеральных государственных учреждений и федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, реорганизуемых путем присоединения к учреждению под номером 17 указано федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района" (Пермский край, г. Пермь, ул. Елькина, 1 "а").
Согласно приложению N 1 к передаточному акту от 01.01.2011, утвержденному Министром обороны Российской Федерации и согласованному с руководителем Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, в составе основных средств, передаваемых учреждению, указан земельный участок площадью 11742,52 кв. м с кадастровым номером: 59:01:4416064:12, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - под размещение гаражей, расположенный по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского, 117.
В качестве правоустанавливающего документа, подтверждающего наделение правом постоянного (бессрочного) пользования правопредшественника - федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района", указано распоряжение от 30.05.2007 N 535-р.
На названный земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.10.2007 серии 59 БА N 0653432.
Из земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416064:12 сформирован земельный участок площадью 11 336 кв. м с кадастровым номером 59:01:4416064:28, данный участок поставлен на кадастровый учет 09.12.2010, что подтверждается кадастровой выпиской от 02.09.2014 N 5900/201/14/540013.
Учреждение обратилось в Управление с заявлением от 06.03.2014 о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4416064:28.
Заявитель представил на государственную регистрацию, в том числе, передаточный акт от 01.01.2011, кадастровый паспорт от 19.12.2013 на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4416064:28.
Уведомлением от 20.03.2014 Управление сообщило заявителю о том, что государственная регистрация права приостановлена на основании п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на срок до 18.04.2014, а 15.07.2014 заявителю направлено сообщение об отказе в государственной регистрации N 23/207/2014-275.
В обоснование отказа в государственной регистрации права регистрирующий орган ссылался на то, что в нарушение абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" заявитель не представил документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на него. Управлением также указано, что в перечне имущества, прилагаемого к передаточному акту от 01.01.2011, отсутствует спорный объект недвижимости. Кроме того, из информации, представленной по межведомственному запросу, следует, что земельный участок передан в аренду кооперативу, а решение о предоставлении земельного участка заявителю Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае не принималось.
Полагая, что отказ в государственной регистрации права является незаконным, нарушает его права и законные интересы, учреждение обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными законами.
В силу статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Согласно абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В силу п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.03.2015) в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
Статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" предусмотрено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе передаточный акт от 01.01.2011, распоряжение от 30.05.2007 N 535-р, суды пришли к выводу о том, что право постоянного (бессрочного) пользования федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района" в отношении земельного участка из земель населенных пунктов площадью 162 га (акт о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование от 15.01.1991 N 5540), находящегося по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского, 115, прекращено. На праве постоянного (бессрочного) пользования федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района" оставлен земельный участок площадью 1 433 252 кв. м, находящийся по адресу:
г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского, 115; в постоянное (бессрочное) пользование данному учреждению предоставлены земельные участки площадью 123 380,82 кв. м, площадью 45 093,96 кв. м, площадью 117 45,44 кв. м, площадью 6521,29 кв. м под существующие объекты.
Согласно п. 1 ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены ст. 53 настоящего Кодекса.
Суды указали, что прекращение права постоянного (бессрочного) пользования федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района" подтверждается распоряжением от 30.05.2007 N 535-р.
Из имеющих в материалах дела доказательства не следует, что по распоряжению от 30.05.2007 N 535-р в пользование федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района" предоставлен именно тот земельный участок, который впоследствии был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 59:01:4416064:12.
Из свидетельства о государственной регистрации права от 03.10.2007 следует, что на праве собственности за Российской Федерацией зарегистрирован земельный участок для размещения гаражей общей площадью 11742,52 кв. м с кадастровым номером 59:01:4416064:12. Между тем по распоряжению от 30.05.2007 N 535-р передан участок N 3 площадью 11745,44 кв. м под существующие объекты федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района".
Суды также отметили, что площадь и разрешенное использование земельного участка, предоставленного федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района", не совпадают с данными земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416064:12.
Кроме того, согласно ответу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае от 30.04.2014 N 01-6747-08 решение о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Карпинского, южнее жилого дома N 124, в постоянное (бессрочное) пользование учреждению не принималось. Указанный участок находится в аренде у кооператива, право аренды не прекращено.
Из распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермской области от 26.07.2006 N 609-р следует, что право постоянного (бессрочного) пользования Пермской КЭЧ района земельным участком из земель поселений площадью 11742,52 кв. м, находящимся по адресу: г. Пермь, ул. Карпинского, 117, прекращено. Кооперативу предоставлен земельный участок из земель поселений общей площадью 11742,52 кв. м, находящийся по адресу: г. Пермь, ул. Карпинского, 117, под гаражи.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю от 02.09.2010 N 943-р в указанное распоряжение внесены изменения, согласно которым в пункте 2 распоряжения от 26.07.2006 N 609-р указано, что кооперативу предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером: 59:01:4416064:12 общей площадью 11742, 52 кв. м, находящийся по адресу: г. Пермь, ул. Карпинского, 117, под гаражи сроком до 31.12.2006 в границах, указанных в кадастровом плане участка.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю от 28.02.2011 N 140-р земельный участок с кадастровым номером 59:01:4416064:12 разделен на земельные участки: с кадастровым номером 59:01:4416064:28 площадью 11336 кв. м, находящийся по адресу: Пермь, ул. Карпинского, 117, для размещения гаражей и автостоянок (гаражи кооператива); с кадастровым номером 59:01:4416064:27 площадью 407 кв. м, находящийся по адресу: г. Пермь, ул. Карпинского, 117, для размещения гаражей и автостоянок (гаражи-боксы N 469-473).
Указанные распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю в установленном порядке не оспорены.
Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером 59:01:4416064:28 площадью 11336 кв. м образован для размещения гаражей и автостоянок кооператива, суды сделали правильный вывод о том, что в отсутствие документов, бесспорно подтверждающих наличие у заявителя права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Доводы заявителя кассационной жалобы, в том числе о том, что право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок у него как универсального правопреемника федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района" не прекращено в соответствии со ст. 45, 53 Земельного кодекса Российской Федерации, отклоняются как направленные на переоценку доказательств и сделанных на их основании судами выводов, оснований для которой у суда кассационной инстанции не имеется (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Поскольку определением Арбитражного суда Уральского округа от 23.10.2015 заявителю предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе, с учреждения в доход федерального бюджета следует взыскать 1500 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе (п/п 3, 12 п.1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 21.04.2015 по делу N А50-21110/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Взыскать с федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
З.Г.Семенова |
Судьи |
М.В.Торопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.