г. Пермь |
|
20 июля 2015 г. |
Дело N А50-21110/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Зелениной Т. Л., Паньковой Г. Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пестовой О. В.,
при участии:
от заявителя - Халитулин Р. Р., доверенность от 08.06.2015,
от ответчика - Шистерова О. Л., доверенность от 29.12.2014 N 109,
от третьих лиц - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 21 апреля 2015 года
по делу N А50-21110/2014,
вынесенное судьей Аликиной Е. Н.,
по заявлению федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6671257260, ОГРН 1086671005838)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (ИНН 5902293114, ОГРН 1045900116162),
третьи лица Министерство обороны Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, потребительски й гаражный кооператив N 104 "Авиатор" (ИНН 5905097291, ОГРН 1025901218023),
о признании незаконным отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество,
установил:
федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление) в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок от 15.07.2014 N 23/207/2014-275 (с учетом уточнения требований, принятого судом в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Определением суда от 20.01.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, определением суда от 10.03.2015 в качестве третьего лица привлечен потребительский гаражный кооператив (далее - ПГК) N 104 "Авиатор" (ст. 51 АПК РФ).
Решением суда от 21.04.2015 в удовлетворении заявления отказано.
Заявитель обжаловал решение суда в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, заявление удовлетворить. Заявитель полагает, что на государственную регистрацию представлены необходимые предусмотренные законом документы. Земельный участок передан заявителю правопредшественником на основании передаточного акта в соответствии со ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (ранее - ГК РФ). Считает, что письмо ТУ Росимущества в Пермском крае об отсутствии у заявителя права постоянного бессрочного пользования на земельный участок и о предоставлении земельного участка кооперативу N 104 "Авиатор" не является надлежащим доказательством отсутствия у заявителя прав на земельный участок. Также заявитель полагает, что должен быть освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Заявитель в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.
Ответчик просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать по основаниям, изложенным в отзыве. Указывает, что заявитель для государственной регистрации не представил документы, подтверждающие право постоянного бессрочного пользования правопредшественника на спорный земельный участок. Земельный участок предоставлен на праве аренды ПГК N 104 "Авиатор".
Третьи лица в суд апелляционной инстанции не явились, отзывы на апелляционную жалобу в суд апелляционной инстанции не представили.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 с 20.12.2010 Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений и федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждения Министерства обороны Российской Федерации, указанных в приложении N 4 к приказу. В приложении к приказу - Перечне федеральных государственных учреждений и федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, реорганизуемых путем присоединения к ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации под номером 17 указано федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района" (Пермский край, г. Пермь, ул. Елькина, 1 "а").
Согласно приложению N 1 к передаточному акту от 01.01.2011, утвержденному Министром обороны Российской Федерации и согласованному с руководителем Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, в составе основных средств, передаваемых ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, значится земельный участок площадью 11742,52 кв. м, с кадастровым номером: 59:01:4416064:12, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - под размещение гаражей, расположенный по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского, 117.
В качестве правоустанавливающего документа, подтверждающего наделение правом постоянного (бессрочного) пользования правопредшественника Пермскую КЭЧ района, указано распоряжение Территориального управления Росимущества в Пермском крае от 30.05.2007 N 535-р.
Указанный земельный участок зарегистрирован на праве собственности за Российской Федерацией, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.10.2007 (л. д. 45).
Из земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416064:12 сформирован земельный участок площадью 11336 кв. м. с кадастровым номером 59:01:4416064:28, поставлен на кадастровый учет 09.12.2010, что подтверждается кадастровой выпиской от 02.09.2014 ( л. д. 32).
07.03.2014 ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации обратилось в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением о регистрации права постоянного бессрочного пользования на земельный участок с кадастровым номером: 59:01:4416064:28.
Заявитель представил на государственную регистрацию, в том числе, передаточный акт от 01.01.2011, кадастровый паспорт земельного участка от 19.12.2013.
20.03.2014 государственная регистрация была приостановлена на основании п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 112-ФЗ "О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Закон о регистрации) на срок до 18.04.2014, а 15.07.2014 заявителю направлено сообщение об отказе в государственной регистрации N23/207/2014-275.
Отказ регистрирующего органа основан на положениях абзаца 10 пункта 1 ст. 20 Закона о регистрации, в основании отказа указано, что заявитель не представил документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на него. Государственным регистратором указано, что в перечне имущества, прилагаемого к передаточному акту от 01.01.2011, отсутствует объект недвижимости, о регистрации прав на который заявлено. Кроме того, из информации, представленной по межведомственному запросу, следует, что земельный участок передан в аренду кооперативу N 104 "Авиатор", вместе с тем, решение о предоставлении земельного участка заявителю ТУ Росимущества в Пермском крае не принималось ( л. д. 77-78).
Полагая, что отказ в государственной регистрации является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В силу с ч. 1 ст. 198 АПК РФ, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными законами.
В силу статьи 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного на то им (ими) лицами, и документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов), которые должны пройти правовую экспертизу (статья 13 Закона) с целью установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав; документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.
В абзаце 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации указано, что в государственной регистрации может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.03.2015 года) в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
Статьей 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 (ред. от 22.10.2014) "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
Суд оценил по правилам, предусмотренным ст. 71 АПК РФ, передаточный акт от 01.01.2011, распоряжение от 30.05.2007 N 535-р, из которых следует, что прекращено право постоянного (бессрочного) пользования Пермской КЭЧ района в отношении земельного участка из земель населенных пунктов площадью 162 га (акт о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование от 15.01.1991 N 5540), находящийся по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского, 115; на праве постоянного (бессрочного пользования) в Пермской КЭЧ района оставлен земельный участок площадью 1433252 кв. м, находящийся по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского, 115., в постоянное бессрочное пользование Пермской КЭЧ района предоставлены земельный участки площадью 123380,82 кв. м., площадью 45093,96 кв. м., площадью 11745,44 кв. м., площадью 6521,29 кв. м., под существующие объекты Пермской КЭЧ района.
Согласно положениям ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены ст. 53 названного Кодекса, а также принудительно по решению суда.
Суд обоснованно указал, что прекращение права постоянного бессрочного пользования Пермской КЭЧ подтверждено распоряжением от 30.05.2007 N 535-р с учетом обращения правообладателя от 28.04.2007 N 01-16-7157 и не противоречит указанным правовым нормам.
Также суд правильно указал, что из представленных документов бесспорно не усматривалось, что по распоряжению от 30.05.2007 N 535-р в пользование КЭЧ был предоставлен именно тот земельный участок, который впоследствии был поставлен на кадастровый учет с присвоением номера 59:01:4416064:12. Из свидетельства о государственной регистрации права от 03.10.2007 следует, что на праве собственности за Российской Федерацией зарегистрирован земельный участок для размещения гаражей, общей площадью 11742,52 кв. м, с кадастровым номером 59:01:4416064:12. В то же время, по распоряжению от 30.05.2007 N 535-р передан участок N 3 площадью 11745,44 кв. м под существующие объекты Пермской КЭЧ района. Площадь и разрешенное использование земельного участка, предоставленного КЭЧ, не совпадают с данными земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416064:12.
Кроме того, согласно ответу ТУ Росимущества в Пермском крае от 30.04.2014 N 01-6747-08 решение о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Карпинского, южнее жилого дома N 124, в постоянное (бессрочное) пользование Приволжско-Уральскому территориальному управлению имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, не принималось. Указанный участок находится в аренде у ПГК N 104 "Авиатор", право аренды не прекращено (л.д. 72).
Из представленного ответчиком распоряжения Территориального управления Росимущества в Пермском крае от 26.07.2006 N 609-р, следует, что прекращено право постоянного (бессрочного) пользования Пермской КЭЧ района земельным участком из земель поселений площадью 11742,52 кв. м, находящимся по адресу: г. Пермь, ул. Карпинского, 117; ПГК N 104 "Авиатор" предоставлен земельный участок из земель поселений общей площадью 11742,52 кв. м, находящийся по адресу: г. Пермь, ул. Карпинского, 117, под гаражи (л.д. 81).
Распоряжением Территориального управления Росимущества в Пермском крае от 02.09.2010 N 943-р в указанное распоряжение внесены изменения, согласно которым пункт 2 распоряжения от 26.07.2006 N 609-р, указано, что ПГК N 104 "Авиатор" предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером: 59:01:4416064:12 общей площадью 11742, 52 кв. м, находящийся по адресу: г. Пермь, ул. Карпинского, 117, под гаражи сроком до 31.12.2006 года в границах, указанных в кадастровом плане участка (л.д. 80).
Распоряжением Территориального управления от 28.02.2011 N 140-р земельный участок с кадастровым номером: 59:01:4416064:12 разделен на земельные участки:
- с кадастровым номером 59:01:4416064:28 площадью 11336 кв. м, находящийся по адресу: Пермь, ул. Карпинского, 117, для размещения гаражей и автостоянок (гаражи ПГК N 104 "Авиатор") (далее участок N1);
- с кадастровым номером 59:01:4416064:27 площадью 407 кв. м, находящийся по адресу: г. Пермь, ул. Карпинского, 117, для размещения гаражей и автостоянок (гаражи-боксы N N 469, 470, 471, 472, 473 (далее участок N 2) ( л. д. 83).
Таким образом, зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4416064:12, который сформирован и предоставленный в аренду в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации под объекты недвижимости иного лица - ПГК N 104 "Авиатор", земельный участок с кадастровым номером 59:01:4416064:28 площадью 11336 кв. м. образован для размещения гаражей и автостоянок ПГК N 104 "Авиатор", указанные распоряжения ТУ Росимущества в Пермском крае не оспорены, кроме того, заявитель пояснил, что на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие иным лицам. При таких обстоятельствах и в отсутствие документов, бесспорно подтверждающих наличие у заявителя права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, заявителю правомерно отказано в государственной регистрации права.
Спор о праве на земельный участок и расположенные на нем объекты в данном деле не рассматривается.
В удовлетворении требований судом отказано правомерно.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по заявлению относится на заявителя апелляционной жалобы. В связи с предоставлением ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации отсрочки уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалоба, государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 21 апреля 2015 года по делу N А50-21110/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Ю.А.Голубцова |
Судьи |
Т.Л.Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-21110/2014
Истец: Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Потребительский гаражный кооператив N104 "Авиатор", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермской крае