Екатеринбург |
|
23 декабря 2015 г. |
Дело N А60-56126/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Рябовой С.Э., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - управление Росимущества) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.05.2015 по делу N А60-56126/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Уральский трубный завод" (далее - общество, заявитель) - Маркитантов А.В.(доверенность от 12.01.2015 N 003).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа управления Росимущества в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:204, выраженного в письме от 26.11.2014 N АР-15787/09; признании незаконным бездействия управления Росимущества, выразившегося в непринятии решения (ответа) по заявлению от 10.11.2014 о разделе земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208; возложении обязанности устранить нарушение прав заявителя (с учетом принятого судом в порядке, предусмотренном положениями ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнения исковых требований).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация городского округа Первоуральск.
Решением суда от 29.05.2015 (судья Евдокимов Е.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2015 (судьи Семенов В.В., Виноградова Л.Ф., Зеленина Т.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление Росимущества просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что на основании заявления общества о разделе земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208 невозможно было принять соответствующее решение, так как заявителем в нарушение положений ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации не были представлены необходимые документы (кадастровые паспорта образуемых земельных участков). Вместе с тем управление Росимущества указывает на то, что согласно положениям п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровый учет земельного участка осуществляется после выдачи органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; выполнение кадастровых работ должно быть обеспеченно лицом, обратившимся с заявлением о предоставлении земельного участка. Кроме того, управление Росимущества указывает на то, что принятие решения о предоставлении обществу земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:204 противоречит требованиям действующего законодательства, так как согласно положениям п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации к числу лиц, обладающих правом на приватизацию земельных участков, не включены собственники не завершенных строительством зданий.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, считает их законными и обоснованными.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Первоуральский завод комплектных металлических конструкций" (арендатор) 28.04.2003 заключен договор аренды земельного участка N 158-М, в соответствии с условиями которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок из категории земель поселений, площадью 345 851 кв. м, с кадастровым номером 66:58:0111001:0015, расположенный по адресу: г. Первоуральск, поселок СТИ, для использования под объект промышленности (промплощадка), сроком с 28.04.2003 по 28.04.2052 (п. 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5 договора).
В соответствии с дополнительным соглашением от 01.08.2004 N 1 к договору аренды наименование арендатора изменено на общество с ограниченной ответственностью "Первоуральский завод комплектных металлических конструкций - КОМЕТКОН".
Согласно дополнительному соглашению от 14.03.2006 N 2 к договору аренды права и обязанности арендодателя по договору были переведены на Российскую Федерацию в лице управления Росимущества.
Между обществом с ограниченной ответственностью "Первоуральский завод комплектных металлических конструкций - КОМЕТКОН" (продавец) и открытом акционерным обществом "Уральский трубный завод" (покупатель) заключен договор купли-продажи недвижимого имущества от 14.02.2007 N У-17/07, в соответствии с которым права и обязанности арендатора по договору аренды N 158-М в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:0015 переведены на заявителя.
Общество с ограниченной ответственностью "Первоуральский завод комплектных металлических конструкций - КОМЕТКОН" 14.01.2009 прекратило деятельность в связи с ликвидацией на основании определения Арбитражного суда Свердловской области о завершении конкурсного производства.
На основании приказа управления Росимущества от 26.12.2006 N 1588 из земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:0015, общей площадью 345 851 кв. м сформированы земельные участки площадью 6486 кв. м, 13 690 кв. м и 325 567 кв. м с кадастровыми номерами 66:58:0111001:0132, 66:58:0111001:0133 и 66:58:0111001:0134, соответственно.
В соответствии с приказом управления Росимущества от 01.03.2007 N 262 из земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:0133 сформированы земельные участки площадью 2752 кв. м, 7751 кв. м и 315 172 кв. м с кадастровыми номерами 66:58:0111001:0142, 66:58:0111001:0141 и 66:58:0111001:0143, соответственно.
Распоряжением управления Росимущества от 08.12.2010 N 384-р из земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:0143 сформированы земельные участки с кадастровыми номерами: 66:58:0111001:204 площадью 6344 кв. м; 66:58:0111001:205 площадью 9208 кв. м; 66:58:0111001:206 площадью 857 кв. м; 66:58:0111001:207 площадью 74 кв. м и 66:58:0111001:208 площадью 298 231 кв. м.
Общество 20.01.2014 обратилось в управление Росимущества с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:58:0111001:208, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 19.02.2007 N У-17/07.
Общество 20.06.2014 подало повторное заявление о приобретении права собственности на вышеназванный земельный участок.
Письмом от 21.10.2014 N АР-14082/09 управление Росимущества отказало в предоставлении в собственность заявителя земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208 по причине ограничения данного участка в обороте в связи с наличием на земельном участке защитного сооружения гражданской обороны ВУ А III-1200, инвентарный номер 580036.
В целях устранения возникшего препятствия в реализации права на приватизацию общество 11.11.2014 обратилось в управление Росимущества с заявлением о разделе данного земельного участка на две части.
Управление Росимущества ответ на данное заявление от 11.11.2014 не предоставило.
Кроме того, общество 06.11.2014 обратилось в управление Росимущества с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок с кадастровом номером 66:58:0111001:204, на котором расположены объекты недвижимости заявителя, приобретенные им на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 20.05.2013 N 1/13.
Управление Росимущества в письме от 26.11.2014 N АР-15787/09 сообщило обществу о том, что рассмотреть вопрос о предоставлении заявителю в собственность земельного участка с кадастровом номером 66:58:0111001:204 не представляется возможным в связи с тем, что распоряжением Управления Росимущества от 21.11.2014 N 695-р принято решение "Об отмене распоряжения от 08.12.2010 N 384-р", которым предписано погасить запись о правах на все земельные участки, образованные из земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:143.
Общество, полагая, что решение управления Росимущества об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:204 и бездействие в отношении заявления о разделе земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208, нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В силу положений п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков (п. 6 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ, действующей на дату подачи указанных заявлений общества) предусмотрено, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 указанного Кодекса, за исключением указанных в данном пункте случаев.
Решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков необходимы следующие документы: 1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; 2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ).
Согласно п. 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно п. 4.1, 4.6 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Таким образом, суды верно указали, что органом, уполномоченным на принятие решения о разделе спорного земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208, является управление Росимущества.
Вместе с тем судами установлено, что заинтересованное лицо уклонилось от ответа на заявление общества от 11.11.2014 о разделе земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111001:208.
Кроме того, отвечая на заявление общества от 06.11.2014 о приобретении права собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:58:0111001:204, управление Росимущества указало на невозможность его рассмотрения (письмо от 26.11.2014 N АР-15787/09).
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о том, что заявления общества заинтересованным лицом фактически не рассмотрены, в связи с чем сочли доказанным факт нарушения прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного суды обоснованно признали незаконными ответ управления Росимущества, оформленный письмом от 26.11.2014 N АР-15787/09, и бездействие заинтересованного лица, выразившееся в непринятии решения по заявлению общества от 10.11.2014 о разделе земельного участка, обязав управление Росимущества рассмотреть заявления общества от 06.11.2014 и 10.11.2014 и принять по ним решения в соответствии с законом.
Доводы, изложенные управлением Росимущества в кассационной жалобе, по существу сводятся к обоснованию невозможности совершения действий по принятию в будущем решений по заявлениям общества. Таким образом, данные доводы не влияют на правомерность оценки судами обстоятельств дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.05.2015 по делу N А60-56126/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
З.Г. Семенова |
Судьи |
С.Э. Рябова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.