Екатеринбург |
|
09 ноября 2006 г. |
Дело N Ф09-1791/06-С4 |
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Крюкова А.Н.,
судей Лиходумовой С.Н., Мальцевой Т.С.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермской области (далее - управление) на решение суда первой инстанции Арбитражного суда Пермской области от 31.07.2006 по делу N А50-36836/2005-Г-18 по иску управления к Негосударственному учреждению среднего профессионального образования "Пермский колледж экономики и управления" (далее - учреждение) о взыскании задолженности по арендной плате в сумме 16 861 руб. 23 коп. и пеней в сумме 4238 руб. 80 коп.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Управление обратилось в Арбитражный суд Пермской области с иском к учреждению о взыскании на основании договора аренды от 25.06.2004 N 0234 задолженности по арендной плате за период с 15.06.2004 по март 2005 г. в сумме 16 861 руб. 23 коп. и пеней за период с 11.07.2004 по 28.09.2005 в сумме 4238 руб. 80 коп.
Определением суда первой инстанции от 05.05.2006 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент имущественных отношений Пермской области.
Решением суда первой инстанции от 31.07.2006 (судья Булкина А.Н.) исковые требования удовлетворены в части взыскания в доход федерального бюджета основного долга в сумме 9118 руб. 83 коп. и пеней в сумме 2986 руб. В остальной части иска отказано.
В порядке апелляционного производства решение не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, ст. 131 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2, 4 и 5 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". По мнению заявителя жалобы, если переход права собственности на нежилые помещения, переданные в аренду учреждению, от Российской Федерации к Пермской области не зарегистрирован, Департамент имущественных отношений Пермской области не вправе осуществлять права собственника в отношении этих помещений, следовательно, арендная плата подлежит уплате в федеральный бюджет.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Пермской области, Государственным образовательным учреждением начального профессионального образования "Профессиональный лицей N 15" (арендодатели) и учреждением (арендатор) заключен договор от 25.06.2004 N 0234 о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося федеральной собственностью, закрепленного за организацией на праве оперативного управления, в соответствии с условиями которого арендодатели передают, а арендатор принимает во временное пользование и владение нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Пермь, ул. Кирова 226 в трехэтажном здании, для использования под образовательную деятельность, общей площадью 606,7 кв. м., из них основной 427,7 кв. м., на срок до 28.05.2005.
Помещения переданы арендатору актом приема-передачи нежилых помещений от 15.06.2004.
Договором установлен размер арендной платы, которая должна уплачиваться за каждый месяц до 10-го числа оплачиваемого месяца в полном объеме в федеральный бюджет. Пунктом 5.5 договора предусмотрено начисление пеней в случае просрочки уплаты или неуплаты арендатором платежей в установленный срок в размере двукратной действующей ставки рефинансирования Банка России от просроченной суммы за каждый день просрочки, которые также перечисляются в федеральный бюджет.
Неисполнение учреждением обязательства по своевременному и полному внесению арендной платы послужило поводом для обращения в арбитражный суд с иском о взыскании долга и пеней.
Удовлетворяя иск в части взыскания начисленной по состоянию на 01.01.2005 арендной платы и соответствующей суммы пеней, суд первой инстанции указал на переход права собственности на нежилые помещения, переданные в аренду учреждению, от Российской Федерации к Пермской области с 01.01.2005, следовательно, с этого момента к Департаменту имущественных отношений Пермской области перешло право взыскания арендной платы в доход областного бюджета.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, исследовав материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 N 1565-р Рособразованию совместно с Росимуществом предписано оформить безвозмездную передачу находящегося в федеральной собственности имущества передаваемых в соответствии с настоящим распоряжением федеральных государственных учреждений образования (в числе которых указано Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Профессиональный лицей N 15") в собственность субъектов Российской Федерации и обеспечить переход права собственности к соответствующему субъекту Российской Федерации в 3-недельный срок со дня подписания передаточного акта.
В силу п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ безвозмездная передача имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления производится в следующем порядке. Федеральные органы исполнительной власти обязаны передать, а исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны принять федеральное имущество на основании решений Правительства Российской Федерации в трехнедельный срок после принятия решения, но не позднее 31 декабря 2004 года.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что законом установлен конкретный срок передачи права собственности на имущество, не связанный со сроком оформления перехода права собственности.
Имеющийся в материалах дела акт приема-передачи свидетельствует о принятии федеральных государственных учреждений образования Департаментом образования Пермской области в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 N 1565-р.
Распоряжением Губернатора Пермской области от 03.02.2005 N 45-р "О финансировании образовательных учреждений" в связи с передачей федеральных образовательных учреждений в ведение Пермской области Департаменту образования поручено принять их в ведение с 01.01.2005, подписать передаточный акт, Департаменту имущественных отношений - оформить в установленном порядке безвозмездную передачу федеральных образовательных учреждений в собственность Пермской области.
Следовательно, с 01.01.2005 Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Профессиональный лицей N 15" перешло в собственность Пермской области, его содержание возложено на областной бюджет.
Согласно п. 1 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Поскольку учреждением обязательство по уплате арендной платы в соответствии с условиями договора не исполнено, суд первой инстанции правомерно взыскал с него в доход федерального бюджета задолженность по арендной плате по состоянию на 01.01.2005 в сумме 9118 руб. 83 коп. с учетом частичной уплаты и договорную неустойку за период с 11.07.2004 по 28.09.2005 в сумме 2986 руб.
Довод управления о том, что до осуществления государственной регистрации перехода права собственности Департамент имущественных отношений Пермской области не вправе осуществлять права собственника в отношении имущества, судом кассационной инстанции отклоняется, так как Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ предусмотрен специальный порядок перехода права собственности от Российской Федерации к субъекту Российской Федерации и определения момента возникновения права собственности.
При принятии решения судом исследованы все обстоятельства дела и им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение суда первой инстанции Арбитражного суда Пермской области от 31.07.2006 по делу N А50-36836/2005-Г-18 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Н. Крюков |
Судьи |
С.Н. Лиходумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ безвозмездная передача имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления производится в следующем порядке. Федеральные органы исполнительной власти обязаны передать, а исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны принять федеральное имущество на основании решений Правительства Российской Федерации в трехнедельный срок после принятия решения, но не позднее 31 декабря 2004 года.
...
Имеющийся в материалах дела акт приема-передачи свидетельствует о принятии федеральных государственных учреждений образования Департаментом образования Пермской области в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 N 1565-р.
...
Согласно п. 1 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
...
Довод управления о том, что до осуществления государственной регистрации перехода права собственности Департамент имущественных отношений Пермской области не вправе осуществлять права собственника в отношении имущества, судом кассационной инстанции отклоняется, так как Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ предусмотрен специальный порядок перехода права собственности от Российской Федерации к субъекту Российской Федерации и определения момента возникновения права собственности."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 ноября 2006 г. N Ф09-1791/06 по делу N А50-36836/2005