Екатеринбург |
|
10 февраля 2016 г. |
Дело N А60-8169/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н. Г.,
судей Столярова А. А., Татариновой И. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Жбенева Якова Николаевича (далее - Жбенев Я.Н.) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2015 по делу N А60-8169/2015 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Жбенев Я.Н. обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации Сысертского городского округа (далее - администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка площадью 105 987 кв. м. с кадастровым номером 66:25:1301003:6 крестьянскому (фермерскому) хозяйству и возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка.
В порядке, предусмотренном ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент лесного хозяйства Свердловской области.
Решением суда от 13.08. 2015 (судья Крюков А.Н.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 03.11.2015 (судьи Семенов В.В., Дюкин В.Ю., Макаров Т.В.) решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Жбенев Я.Н. обратился в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт, оставив в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению заявителя, суд апелляционной инстанции, в нарушение норм ст. 1, 14, ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", необоснованно применил к завершившимся правоотношениям положения ст. 29, 30, 31, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, решения Думы Сысертского городского округа от 28.01.2010 N 225 "Об утверждении Порядка предоставления земельных участков гражданам для целей, не связанных со строительством", ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, и не применил подлежащие применению нормы ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ), ч. 1 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поступившее 05.02.2015 в Арбитражный суд Уральского округа от Жбенева Я.Н. дополнение к кассационной жалобе, судом кассационной инстанции не принимается, поскольку доказательств, подтверждающих его направление или вручение лицам, участвующим в деле, в порядке, предусмотренном п. 3 ч. 4 ст. 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Жбеневым Я.Н. не представлены.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке, предусмотренном ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, Жбенев Я.Н. 18.11.2014 обратился к главе Сысертского городского округа с заявлением о выделении земельного участка площадью 105 987 кв. м с кадастровым номером 66:25:1301001:6, расположенного по адресу: Свердловская область, Сысертский район в аренду на 49 лет для осуществления деятельности фермерского хозяйства и его расширения.
От администрации 28.11.2014 в адрес Жбенева Я.Н. поступило письмо N 7939, из которого следует, что администрация отказывает в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что согласно ст.10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам на торгах (конкурсах, аукционах).
Полагая, что оспариваемый отказ администрации в предоставлении земельного участка нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности Жбенев Я.Н., заявитель обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что законных оснований для отказа в предоставлении Жбеневу Я.Н. в аренду земельного участка с кадастровым номером 66:25:1301003:6 для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства у администрации не имелось, данный отказ нарушает права заявителя, как главы крестьянского (фермерского) хозяйства, предусмотренные ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что у администрации не имелось оснований для удовлетворения заявления Жбенева Я.Н., поскольку предоставление испрашиваемого земельного участка привело бы к нарушению порядка предоставления земельного участка, который принадлежит к категории земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и предоставляется гражданам и юридическим лицам на торгах с предварительным публичным информированием (ст. 10 Федерального закона от 24.07.2004 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"). При этом суд указал, что данный способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов заявителя и конкретных лиц, закрепленному в п. 11 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Выводы суда апелляционной инстанции являются законными и обоснованными.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Жбенев Я.Н. в обоснование заявленных требований ссылался на то, что с заявлением к Главе Сысертского городского округа он обратился с целью предоставления ему земельного участка для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом он указал, что предоставление такого земельного участка осуществляется на основании Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ, не предусматривающего предоставление земель сельскохозяйственного назначения в порядке торгов.
Статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ регламентирован порядок предоставления земельных участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в п. 1 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления и обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в п. 3 названной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 3, 4 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия такого решения (п. 5 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ).
Таким образом, ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ является специальной и устанавливает процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельных участков.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением ему номера 66:25:1301003:6.
Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ, устанавливая порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения лицам, заинтересованным в ведении крестьянского (фермерского) хозяйства, не определяет процедуру предоставления земельного участка, сформированного и поставленного на кадастровый учет до подачи заявки.
Статья 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает определенный перечень уникальных характеристик земельного участка как объекта недвижимости, которые в обязательном порядке должны отражаться в государственном кадастре недвижимости, а именно: вид объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата вынесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная с учетом требований, установленных Законом о государственном кадастре недвижимости. Данные характеристики позволяют идентифицировать конкретный земельный участок. Если указанные характеристики земельного участка содержаться в государственном кадастре недвижимости, земельный участок следует считать сформированным.
Таким образом, по смыслу положений Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" земельный участок считается сформированным, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет.
Согласно п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.03.2015, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления заявок и принятия решений. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Порядок предоставления земельных участков гражданам в Сысертском городском округе для целей, не связанных со строительством утвержден решением Думы Сысертского городского округа от 28.01.2010 N 225.
Настоящий порядок предусматривает необходимость заблаговременной публикации информации о предоставлении земельного участка, а также согласования в предоставлении земельного участка заявителю путем подготовки заключения либо совершения соответствующей записи на заявлении. В случае поступления двух и более заявлений о предоставлении земельного участка предоставление такого земельного участка осуществляется с проведением торгов в форме аукциона.
Для Сысертского городского округа, в числе прочих условий, учитывается также очередность желающих в предоставлении земельных участков (п. 7, 8 порядка предоставления земельных участков гражданам в Сысертском городском округе).
Следовательно, то обстоятельство, что спорный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, не исключает возможности его предоставления без проведения торгов, но при условии соблюдения требования об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка для определенных нужд (применительно к п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции до 01.03.2015).
Если после публичного информирования поступило две и более заявок, то при заключении договора аренды применению подлежат правила, установленные п. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение администрации об отказе в предоставлении в аренду земельного участка соответствует требованиям действующего законодательства. При этом суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда о том, что поскольку не начата сама процедура по опубликованию сведений о предстоящем предоставлении земельного участка, администрация не может считаться нарушившей требования закона о предоставлении участка единственному претенденту.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции приходит к выводу о правомерности отказа суда апелляционной инстанций в удовлетворении заявленных исковых требований.
Изложенные в кассационной жалобе доводы, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права в их совокупности и не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанции норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции также не установлено.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2015 по делу N А60-8169/2015 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Жбенева Якова Николаевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Г.Беляева |
Судьи |
А.А.Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.