Екатеринбург |
|
15 февраля 2016 г. |
Дело N А50-2172/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А. Ю.,
судей Столярова А. А., Беляевой Н. Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Чайковского муниципального района (далее - администрация муниципального района) на решение Арбитражного суда Пермского края от 24.07.2015 по делу N А50-2172/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Индивидуальный предприниматель Зорина Ольга Александровна (далее - предприниматель - Зорина О.А.) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации, изложенного в письме N 01/03-09-2566 вх. от 23.01.2015; возложении обязанности устранить нарушение прав путем принятия решения о предоставлении в собственность земельных участков: площадью 881 кв. м., с видом разрешенного использования - для размещения открытой автостоянки для временного хранения легковых автомобилей, по адресу: г. Чайковский, ул. Гагарина, кадастровый номер 59:12:0010236:1211, за плату в размере определенной рыночной стоимости; площадью 1 200 кв. м. с видом разрешенного использования - для размещения открытой автостоянки для временного хранения легковых автомобилей, по адресу: г. Чайковский, ул. Камская, кадастровый номер 59:12:0010245:586, за плату в размере определенной рыночной стоимости, подготовить и направить проект договоров купли-продажи испрашиваемых земельных участков.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Комитет по управлению имуществом Администрации Чайковского муниципального района, Администрация Чайковского городского поселения (далее - администрация городского поселения), индивидуальный предприниматель Мартынова Е.С.
Решением суда от 24.07.2015 (судья Вихнина М.А.) заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ администрации муниципального района, изложенный в письме от 23.01.2015 N 01/03-09-2566вх. На администрацию муниципального района возложена обязанность по устранению нарушенных прав и законных интересов заявителя путем совершения следующих действий, предусмотренных ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей до 01.03.2015: принять решения о предоставлении в собственность предпринимателю Зориной О.А. земельного участка площадью 881 кв. м. по адресу г. Чайковский, ул. Гагарина, кадастровый номер 59:12:010236:1211 за плату по цене 357 600 руб.; земельного участка площадью 1 200 кв. м. по адресу: г. Чайковский, ул. Камская, кадастровый номер 59:12:0010245:586 за плату по цене 474 400 руб. с разрешенным видом использования - для размещения открытой автостоянки для временного хранения легковых автомобилей, осуществить подготовку проекта договоров купли-продажи испрашиваемых земельных участков, которые направить предпринимателю Зориной О.А. с предложением о заключении соответствующих договоров.
Семнадцатым арбитражным апелляционным судом от 19.10.2015 (судьи Панькова Г.Л., Голубцова Ю.А., Макаров Т.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация муниципального района просит указанные судебные акты отменить. Заявитель полагает, что в связи с принятием Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ) администрация муниципального района утратила полномочия по предоставлению испрашиваемых земельных участков, решение суда в части возложения на нее соответствующих обязанностей в данном случае неисполнимо. Указывает, что рыночная стоимость земельных участков, определенная в отчете, является рекомендуемой для целей совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, на сегодняшний день результаты оценки спорных участков являются недействительными. Ссылается на градостроительный регламент, предусматривающий иное назначение спорных земельных участков.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель Зорина О.А. просит оставить без изменения решение и постановление суда первой и апелляционной инстанций.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Пермского края от 25.09.2013 по делу N А50-12276/2013 и от 25.10.2013 по делу N А50-12278/2013 на администрацию городского поселения с учетом зонирования территории возложена обязанность в десятидневный срок со дня вступления решений в законную силу утвердить и выдать схемы расположения испрашиваемых предпринимателем Зориной О.А. земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для целей, не связанных со строительством - размещения автостоянок открытого типа, предназначенных только для хранения (стоянки) автомобилей.
Администрацией городского поселения приняты постановления по утверждению схем границ вышеуказанных земельных участков (постановления N 529 и N 789).
10.06.2014 и 23.10.2014 сформированы и поставлены на кадастровый учет земельные участки, а именно: земельный участок, площадью 881 кв. м., с видом разрешенного использования - для размещения открытой автостоянки для временного хранения легковых автомобилей, по адресу: г. Чайковский, ул. Гагарина, кадастровый номер 59:12:0010236:1211; земельный участок, площадью 1 200 кв. м. с видом разрешенного использования - для размещения открытой автостоянки для временного хранения легковых автомобилей, по адресу: г. Чайковский, ул. Камская, кадастровый номер 59:12:0010245:586.
23.06.2014 и 27.10.2014 предприниматель Зорина О.А. обращалась в администрацию муниципального района с заявлением о предоставлении ей данных земельных участков.
Письмом от 23.01.2015 N 01/03-09-2566 администрация муниципального района отказала в предоставлении на праве собственности вышеуказанных земельных участков на праве собственности. В качестве основания для отказа в письме указано на следующее:
1) испрашиваемые земельные участки поставлены на кадастровый учет в 2014 году, следовательно, вопрос о возможности предоставления испрашиваемых земельных участков необходимо рассматривать в рамках Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Чайковского муниципального района, утвержденного Решением Земского собрания Чайковского муниципального района от 30.10.2013 N 413, пунктами 1.10, 1.5 Положения;
2) вид разрешенного использования испрашиваемых земельных участков, на сегодняшний день не соотносится с перечнем основных видов разрешенного использования указанных в территориальной зоне ОЖ;
3) относительно земельного участка с кадастровым номером 59:12:0010236:1211, имеется выданный третьему лицу акт обследования и выбора земельного участка от 26.06.2007 N 573, процедура согласования акта выбора не завершена, в связи с чем у третьего лица имеется потенциальная возможность истребовать земельный участок.
Полагая, что данный отказ является незаконным и нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленный требования суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В силу п. 4 названной статьи орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Судами установлено, что заявителем предоставлена информация, предусмотренная п. 3 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации признана утратившей силу с 01.03.2015 и с данного момента законодателем установлен иной порядок предоставления земельных участков.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Пунктом 3 ст. 34 указанного Федерального закона предусмотрено, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
Судами установлено, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами 59:12:0010245:586 и 59:12:0010236:1211 поставлены на кадастровый учет с видом разрешенного использования - для размещения открытой автостоянки для временного хранения легковых автомобилей. При постановке земельных участков на кадастровый учет противоречий разрешенного использования с зонированием территории не было установлено, препятствий к постановке земельных участков на кадастровый учет с указанным видом разрешенного использования не выявлено.
Учитывая, что схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории по обращению заявителя были утверждены, земельные участки поставлены на кадастровый учет, суды пришли к верному выводу о том, что в рассматриваемом случае подлежит применению ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, и руководствуясь вышеуказанными нормами права, суды обоснованно признали незаконным оспариваемый отказ в предоставлении испрашиваемых земельных участков и возложили соответствующую обязанность на администрацию муниципального района.
По сути, все доводы администрации муниципального района являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Фактические обстоятельства дела установлены судами правильно, их переоценка недопустима в суде кассационной инстанции в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 24.07.2015 по делу
N А50-2172/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Чайковского муниципального района - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Смирнов |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.