г. Екатеринбург |
|
11 мая 2006 г. |
Дело N Ф09-2787/06-С5 |
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вербенко Т.Л.,
судей Арсёнова И.Г., Митиной М.Г.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российское железные дороги" в лице филиала Куйбышевской железной дороги (далее - ОАО "РЖД") на решение суда первой инстанции от 28.11.2005 (резолютивная часть от 21.11.2005) Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-8904/05.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 1 033 950 руб. убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате проезда в поездах дальнего сообщения за период с апреля по декабрь 2003 на основании Федерального закона "О ветеранах", Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Главное управление социальной защиты населения Оренбургской области и Финансовое управление Администрации Оренбургской области.
Решением суда первой инстанции от 28.11.2005 (резолютивная часть от 21.11.2005; судья Лапшина Н.Ю.) в удовлетворении иска отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, ОАО "РЖД" просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное толкование ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, неприменение ст. 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", неполное выяснение судом фактических обстоятельств дела и имеющимся в деле доказательствам.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с апреля по декабрь 2003 года истцом предоставлялись льготы отдельным категориям граждан по оплате проезда в поездах дальнего сообщения в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Поскольку расходы, связанные с предоставлением указанных льгот, не были возмещены в полном объеме, ОАО "РЖД" обратилось в суд с иском о взыскании 1 033 950 руб.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что п. 6 Правил возмещения в 2000 г. транспортным организациям расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот по оплате проезда на железнодорожном, воздушном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых и межреспубликанских маршрутов, действие которых продлено на 2003 год, установлено, что органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации распределяют и на договорной основе перечисляют выделенные Министерством финансов Российской Федерации средства транспортным организациям, непосредственно осуществившим перевозку ветеранов; в соответствии п. 9 Порядка предоставления и расходования в 2001 г. средств фонда компенсации на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", действие которого было продлено на 2003 г., предусмотрено заключение договора между органом социальной защиты населения субъекта Российской Федерации и организацией, предоставляющей льготы. В связи с этим суд сделал вывод о том, что обязательным условием для возмещения затрат истца на перевозку льготных категорий пассажиров является наличие договора между Главным управлением социальной защиты населения Оренбургской области и ОАО "РЖД". Поскольку истцом не представлены доказательства, подтверждающие понесенные им расходы, а именно, договор о возмещении расходов на 2003 г., заключенный между Главным управлением социальной защиты населения Оренбургской области и ОАО "РЖД", подробный расчет суммы иска с указанием количества граждан, получивших льготы, суммы расходов по предоставленным льготам, акты сверок с организациями социальной защиты, суд первой инстанции сделал вывод о том, что у ответчика не возникло обязательств перед истцом по перечислению и выплате денежных средств, связанных с реализацией льгот по оплате проезда, а значит отсутствует и ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
Выводы суда первой инстанции нельзя признать достаточно обоснованными.
Согласно статье 790 (пункту 5) Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иным правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьями 14 - 22 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны, ветеранам труда и другим перечисленным в законе категориям граждан предоставляются льготы по бесплатному проезду либо с оплатой в размере 50 процентов стоимости проезда на железнодорожном транспорте (пригородного сообщения, межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов).
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 1 статьи 10 названного Закона расходы на оплату проезда на железнодорожном транспорте возмещаются за счет средств федерального бюджета. В части 2 статьи 10 предусмотрено, что порядок возмещения расходов утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением от 14.12.2000 N 946 Правительство Российской Федерации утвердило Правила возмещения в 2000 году транспортным организациям расходов, связанных с реализацией ветеранами льгот по оплате проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых и межреспубликанских маршрутов (далее - Правила). Действие Правил продлено на 2001 - 2004 годы.
Правилами предусмотрено, что финансирование указанных расходов производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в 2000 году Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранами, пенсионное обеспечение которых осуществляется органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации либо территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации. Министерство труда и социального развития Российской Федерации в пределах ежемесячно выделяемых Министерством финансов Российской Федерации объемов финансирования подготавливает платежные документы с указанием сумм, подлежащих перечислению органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, и представляет их в Министерство финансов Российской Федерации. Перечисление средств из федерального бюджета органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации производится через органы федерального казначейства.
Пунктом 6 данных Правил установлено, что органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации распределяют и на договорной основе перечисляют выделенные Министерством финансов Российской Федерации средства транспортным организациям, непосредственно осуществившим перевозку ветеранов по предъявлении указанными организациями соответствующих платежных документов, подтверждающих факт перевозки и понесенные расходы.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях железнодорожного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия.
В пункте 19 статьи 4 названного Закона к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов отнесено формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Порядок). Действие Порядка продлено на 2002 - 2004 годы.
Порядком определено, что предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке. Субсидии и субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства, с отражением их в доходах соответствующих бюджетов.
Пунктом 9 данного порядка предусмотрено заключение договора между органом социальной защиты населения субъекта Российской Федерации и организацией, предоставляющей льготы.
В материалах дела имеются письма Главного управления социальной защиты населения Оренбургской области, Куйбышевской железной дороге (т. 2 л. д. 88, 95, 99), а также письмо заместителя начальника по экономике и финансам Куйбышевской железной дороги из которых следует, что истец неоднократно обращался в орган социальной защиты населения с предложением заключить договор о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот гражданам Оренбургской области по проезду на железнодорожном транспорте, однако в заключении данного договора Главным управлением социальной защиты населения Оренбургской области было отказано.
Кроме того, в нарушение (в случае установления такового) порядка возмещения расходов на реализацию Федеральных законов "О ветранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не может служить препятствием к исполнению указанных федеральных законов.
В обоснование понесенных расходов, связанных с предоставлением льгот, истцом представлены счета-фактуры, ведомости стоимости перевозок, справки о стоимости бесплатных и льготных перевозок. Указанные документы не получили надлежащей правовой оценки суда первой инстанции, а вывод суда о том, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие понесенным им расходы, нельзя признать обоснованным.
Льготы ветеранам и инвалидам по оплате проезда в поездах дальнего сообщения предусмотрены федеральным законодателем и должны возмещаться транспортным организациям, предоставивших указанные льготы, из средств федерального бюджета.
Таким образом вывод суда первой инстанции о том, что у ответчика не возникло обязательство перед истцом по перечислению и выплате денежных средств, связанных с реализацией льгот по оплате проезда, предусмотренных законодательством Российской Федераций, является необоснованным.
Поскольку судом не исследованы фактические обстоятельства дела, не дана надлежащая правовая оценка всем обстоятельствам дела в совокупности, судебный акт подлежит отмене на основании ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить отмеченные недостатки, исследовать все существенные для дела обстоятельства, дать им надлежащую правовую оценку, дать надлежащую правовую оценку имеющимся в деле доказательствам, установить, в результате действий (бездействия) какого органа исполнительной власти образовались у истца убытки, и разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 286, 287 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение суда первой инстанции Арбитражного суда Оренбургской области от 28.11.2005 (резолютивная часть от 21.11.2005) по делу N А47-8904/2005-5 ГК отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
Т.Л. Вербенко |
Судьи |
И.Г. Арсёнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях железнодорожного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия.
...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Порядок). Действие Порядка продлено на 2002 - 2004 годы."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 мая 2006 г. N Ф09-2787/06 по делу N А47-8904/2005