г. Екатеринбург |
|
01 марта 2006 г. |
Дело N Ф09-878/06-С5 |
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Азанова П.А.,
судей Арсёнова И.Г., Матанцева И.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Удмуртской Республики на решение суда первой инстанции от 13.09.2005 (резолютивная часть от 04.08.2005) и постановление суда апелляционной инстанции от 21.11.2005 (резолютивная часть от 03.11.2005) Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-200/05.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили.
Республиканское открытое акционерное общество "Удмуртгаз" в лице филиала "Увагаз" (далее - РОАО "Удмуртгаз") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском о взыскании с Министерства финансов Удмуртской Республики (далее - Минфин УР) 317 573 руб. 22 коп. убытков.
Определением суда от 31.05.2005 к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены: Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) в лице Управления Федерального казначейства Российской Федерации по Удмуртской Республике, Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики, Управления социальной защиты населения муниципального образования "Увинский район".
Определением суда от 04.07.2005 Минфин России привлечен к участию в деле в качестве ответчика.
Решением суда первой инстанции от 13.09.2005 (судья Козленко В.Н.) с казны Удмуртской Республики в лице Минфина УР в пользу РОАО "Удмуртгаз" в лице филиала "Увагаз" взыскано 268 253 руб. 05 коп. убытков, в том числе по Федеральному закону "О ветеранах" - 204 824 руб. 79 коп., по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - 60 260 руб. 84 коп. и по закону Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - 3167 руб. 42 коп. В иске к Минфину России в лице Управления Федерального казначейства Российской Федерации по Удмуртской Республике отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 21.11.2005 (судьи Сидоренко О.А., Ухина Л.А., Шарова Л.П.) решение оставлено без изменения.
Минфин УР с судебными актами в части взыскания с казны Удмуртской Республики 268 253 руб. 05 коп. убытков не согласен, просит их отменить, дело в оспариваемой части направить на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами положений Федеральных законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Проверив законность судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения кассационной жалобы не усматривает.
Как следует из материалов дела, в течение 2004 г. истец на основании федерального законодательства предоставлял льготы по оплате за газ отдельным категориям граждан.
Указанные расходы истца возмещались на основании договоров от 16.03.2004 N 3, N 4, N 5, заключенных между Управлением социальной защиты населения муниципального образования "Увинский район" и РОАО "Удмуртгаз".
В результате недостаточного компенсирования фактически предоставленных льгот указанным категориям лиц у истца образовались убытки по льготе, предоставленной на основании Федерального закона "О ветеранах" - 241 692 руб. 79 коп., по льготе, предоставленной на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - 71 107 руб.84 коп., по льготе, предоставленной на основании Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - 4772 руб. 59 коп., всего 317 573 руб. 22 коп. убытков, которые он просил взыскать с ответчиков в судебном порядке.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки являются мерой гражданско-правовой ответственности и подлежат взысканию при наличии доказательств, подтверждающих нарушение причинителем убытков принятых на себя обязательств, причинную связь между понесенными убытками и неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, а также размер убытков. При этом ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов указанным Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещаются расходы на оплату коммунальных услуг, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, приобретение и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда. Порядок возмещения расходов, указанных в данной статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.
В силу ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в редакции от 23.10.2003 инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать инвалидам дополнительные льготы.
Согласно п. 3 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в п. 1, 2 ст. 13 названного закона, в том числе и членам их семей, проживающим с ними, предоставляется льгота в размере 50 процентов оплаты за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных настоящим пунктом.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций.
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций, образованном в федеральном бюджете, бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, категорий получателей мер социальной поддержки, а в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной политики в сфере здравоохранения, социального развития, труда, физической культуры, спорта, туризма и защиты прав потребителей, - список лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки, с указанием категорий получателей, основания получения мер социальной поддержки и размера занимаемой площади. При необходимости дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Установив, что в 2004 г. Российская Федерация в полном объеме исполнила свою обязанность по финансированию реализации вышеназванных законов, суды первой и апелляционной инстанции сделали вывод о том, что убытки причинены истцу в связи с ненадлежащим исполнением Минфином УР обязанности, возложенной на него ст. 10 Федерального закона "О ветеранах", а также в связи с непредставлением Минфином УР в Правительство Российской Федерации представления об изменении размеров субвенций и субсидий, выделяемых из Фонда компенсаций на возмещение расходов юридических лиц связанных, с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Между тем, так как истец необоснованно включил в исковые требования 48 285 руб. 14 коп. НДС и 1035 руб. 03 коп. расходов за декабрь 2004 г., связанных с предоставлением льгот на основании Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которые ему были возмещены в январе 2005 г., суды правомерно, в соответствии со ст. 15, 309, 310, 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации, взыскали с казны Удмуртской Республики в лице Минфина УР в пользу РОАО "Удмуртгаз" в лице филиала "Увагаз" 268 253 руб. 05 коп. убытков, в том числе по Федеральному закону "О ветеранах" - 204 824 руб. 79 коп., по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - 60 260 руб. 84 коп. и по закону Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - 3167 руб. 42 коп., отказав в удовлетворении иска к Минфину России в лице Управления федерального казначейства Российской Федерации по Удмуртской Республике.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования суда первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
Суд кассационной инстанции полагает, что спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, фактические обстоятельства дела установлены на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств, выводы суда соответствуют этим обстоятельствам.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебных актов, не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций являются законными, обоснованными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение суда первой инстанции от 13.09.2005 (резолютивная часть от 04.08.2005) и постановление суда апелляционной инстанции от 21.11.2005 (резолютивная часть от 03.11.2005) Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-200/05 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Удмуртской Республики - без изменения.
Председательствующий |
П.А. Азанов |
Судьи |
И.Г. Арсёнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив, что в 2004 г. Российская Федерация в полном объеме исполнила свою обязанность по финансированию реализации вышеназванных законов, суды первой и апелляционной инстанции сделали вывод о том, что убытки причинены истцу в связи с ненадлежащим исполнением Минфином УР обязанности, возложенной на него ст. 10 Федерального закона "О ветеранах", а также в связи с непредставлением Минфином УР в Правительство Российской Федерации представления об изменении размеров субвенций и субсидий, выделяемых из Фонда компенсаций на возмещение расходов юридических лиц связанных, с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Между тем, так как истец необоснованно включил в исковые требования 48 285 руб. 14 коп. НДС и 1035 руб. 03 коп. расходов за декабрь 2004 г., связанных с предоставлением льгот на основании Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которые ему были возмещены в январе 2005 г., суды правомерно, в соответствии со ст. 15, 309, 310, 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации, взыскали с казны Удмуртской Республики в лице Минфина УР в пользу РОАО "Удмуртгаз" в лице филиала "Увагаз" 268 253 руб. 05 коп. убытков, в том числе по Федеральному закону "О ветеранах" - 204 824 руб. 79 коп., по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - 60 260 руб. 84 коп. и по закону Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - 3167 руб. 42 коп., отказав в удовлетворении иска к Минфину России в лице Управления федерального казначейства Российской Федерации по Удмуртской Республике."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 марта 2006 г. N Ф09-878/06 по делу N А71-200/2005