Екатеринбург |
|
06 апреля 2017 г. |
Дело N А50-15642/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А. Н.,
судей Гавриленко О. Л., Гусева О. Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Универсам "Семья" (далее - заявитель, общество, АО "Универсам "СЕМЬЯ") на решение Арбитражного суда Пермского края от 04.10.2016 по делу N А50-15642/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми (далее - инспекция, налоговый орган) - Перевалова Е.В., доверенность от 22.12.2016,
АО "Универсам "Семья" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 29.01.2016 N 23929.
Решением суда от 04.10.2016 (судья Самаркин В.В. ) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2017 (судьи Савельева Н.М., Борзенкова И.В., Гулякова Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит названные судебные акты отменить, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Указывает, что новая кадастровая стоимость подлежит применению не с даты внесения этой стоимости в реестр, а с даты, на которую она определена, в данном случае - с 01.01.2013. По мнению общества, суды не учли особенности внесения в реестр сведений. Заявитель также ссылается на нарушение налоговым органом сроков проведения проверки.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки представленной обществом уточненной (корректирующей) налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год составлен акт от 04.12.2015 N 07/30421 и вынесено решение от 29.01.2016 N 23929, которым обществу доначислен земельный налог за 2013 год в сумме 655 415 руб., начислены пени за неуплату в установленный срок земельного налога в сумме 50 723,82 руб., заявитель привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в виде взыскания штрафа в размере 13 108,30 руб. (с учетом смягчающих обстоятельств размер штрафа уменьшен налоговым органом в 10 раз).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю от 15.04.2016 N 18-17/157 решение инспекции утверждено.
Воспользовавшись правом на судебную защиту, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Согласно п. 1 ст. 388 Кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено названным пунктом.
Исходя из п. 1 ст. 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
На территории муниципального образования "Город Пермь" земельный налог введен решением Пермской городской Думы от 08.11.2005 N 187 "О земельном налоге на территории города Перми" с 01.01.2006.
Налоговая база по налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (п. 1 ст. 390 Кодекса); при этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).
В п. 1 ст. 391 НК РФ установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки (п. 2 ст. 391 Кодекса).
В силу п. 1 и 2 ст. 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, а отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Пунктом 1 ст. 394 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Согласно п. 1 ст. 398 НК РФ налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу. Налоговые декларации по земельному налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, которым признается календарный год (п. 1 ст. 393, п. 3 ст. 398 НК РФ).
В ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1). Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи (пункт 2).
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускается определение кадастровой стоимости земельного участка не только в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и путем установления рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В силу положений ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) собственник земельного участка вправе обратиться в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости участка в размере его рыночной стоимости.
Аналогичные разъяснения содержатся в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
Постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 N 1610-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края", вступившим в силу с 01.01.2014 (пункт 10), утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципальных образований Пермского края согласно приложениям 1-48 к данному постановлению (пункт 1). Кадастровая стоимость, утвержденная настоящим постановлением, применяется для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством. Кадастровая стоимость, утвержденная настоящим постановлением, определена в результате проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края по состоянию на 1 января 2013 года (пункт 7).
Исходя из ч. 1 ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, в редакции, действующей до изменений, внесенных Федеральным законом от 21.07.2014 N 225-ФЗ, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Порядок внесения результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости определен в ст. 24.20 названного Закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость; установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, по инициативе заинтересованного лица кадастровая стоимость земельного участка может быть изменена посредством обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с соответствующим заявлением (внесудебный порядок) либо предъявления в арбитражный суд искового заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной ее рыночной цене. Наличие положительного решения комиссии или судебного акта является основанием для внесения органом кадастрового учета соответствующих изменений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Судами установлено, что в спорный период заявителю на праве собственности принадлежали земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4410127:12, 59:01:4410127:13.
Общество обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных земельных участков с учетом их рыночной стоимости.
На основании вынесенных по итогам рассмотрения обращений заявителя решений названной комиссии от 02.07.2013 N 539 и от 18.02.2014 N 23-с в государственный кадастр объектов недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости принадлежащих обществу земельных участков по состоянию на 01.01.2013: в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410127:12 отражены сведения о кадастровой стоимости - 123 422 000 руб., в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410127:13 - 2 847 000 руб.
Общество исчислило и отразило в уточненной (корректирующей) налоговой декларации земельный налог за 2013 год в сумме 1 894 035 руб., определив налоговую базу в отношении указанных земельных участков на основании установленной с 01.01.2013 решениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю от 02.07.2013 N 539 и от 18.02.2014 N 23-с кадастровой стоимости: в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410127:12-123 - 422 000 руб., в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410127:13-2 - 847 000 руб.
При этом Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410127:12, равной его рыночной стоимости 123 422 000 руб.), на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю от 02.07.2013 N 539 в государственный кадастр недвижимости внесены 22.07.2013; сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410127:13, равной его рыночной стоимости (2 847 000 руб.), - 07.03.2014.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость участка с кадастровым номером 59:01:4410127:12 в размере 123 422 000 руб. применяется для целей расчета земельного налога с учетом положений п. 7 ст. 396 НК РФ с 01.07.2013, поскольку изменения внесены в государственный кадастр недвижимости 22.07.2013; за период с 01.01.2013 по 30.06.2013 подлежит применению кадастровая стоимость земельного участка, ранее установленная по состоянию на 01.01.2013 в размере 198 909 624,94 руб.
Судами также правомерно отмечено, что поскольку поданные обществом в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю обращения об изменении в административной (внесудебной) процедуре кадастровой стоимости каждого земельного участка поданы и рассмотрены указанной комиссией до 22.07.2014, установленная решением комиссии в административном порядке кадастровая стоимость не может применяться ретроспективно (на предшествующий вынесению комиссией решений и внесению в государственный кадастр сведений об измененной стоимости земельных участков период).
Довод заявителя о том, что новая кадастровая стоимость подлежит применению не с даты внесения в реестр, а с даты, на которую она определена, то есть с 01.01.2013, был предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонен, поскольку до вступления в силу Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ, внесшего соответствующие изменения в Закон об оценочной деятельности, законодательством не предусматривалась возможность распространения измененной (пересмотренной) кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением комиссии либо судебным актом, на период, предшествующий их вынесению и вступлению их в силу (ретроспективно).
Доводы о нарушении инспекцией сроков проведения камеральной налоговой проверки, составления акта камеральной проверки, также исследованы судами и отклонены, поскольку срок проведения камеральной налоговой проверки не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, нарушение сроков проверки не является безусловным основанием для признания решения инспекции недействительным.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 04.10.2016 по делу N А50-15642/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу АО "Универсам "СЕМЬЯ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н.Токмакова |
Судьи |
О.Л.Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Общество исчислило и отразило в уточненной (корректирующей) налоговой декларации земельный налог за 2013 год в сумме 1 894 035 руб., определив налоговую базу в отношении указанных земельных участков на основании установленной с 01.01.2013 решениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю от 02.07.2013 N 539 и от 18.02.2014 N 23-с кадастровой стоимости: в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410127:12-123 - 422 000 руб., в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410127:13-2 - 847 000 руб.
При этом Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410127:12, равной его рыночной стоимости 123 422 000 руб.), на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю от 02.07.2013 N 539 в государственный кадастр недвижимости внесены 22.07.2013; сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410127:13, равной его рыночной стоимости (2 847 000 руб.), - 07.03.2014.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость участка с кадастровым номером 59:01:4410127:12 в размере 123 422 000 руб. применяется для целей расчета земельного налога с учетом положений п. 7 ст. 396 НК РФ с 01.07.2013, поскольку изменения внесены в государственный кадастр недвижимости 22.07.2013; за период с 01.01.2013 по 30.06.2013 подлежит применению кадастровая стоимость земельного участка, ранее установленная по состоянию на 01.01.2013 в размере 198 909 624,94 руб.
...
Довод заявителя о том, что новая кадастровая стоимость подлежит применению не с даты внесения в реестр, а с даты, на которую она определена, то есть с 01.01.2013, был предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонен, поскольку до вступления в силу Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ, внесшего соответствующие изменения в Закон об оценочной деятельности, законодательством не предусматривалась возможность распространения измененной (пересмотренной) кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением комиссии либо судебным актом, на период, предшествующий их вынесению и вступлению их в силу (ретроспективно)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 6 апреля 2017 г. N Ф09-1209/17 по делу N А50-15642/2016