Екатеринбург |
|
02 мая 2017 г. |
Дело N А07-4247/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 мая 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Лазарева С.В., Тороповой М. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2016 по делу N А07-4247/2016 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В заседании суда кассационной инстанции 18.04.2017 объявлен перерыв. По окончании перерыва заседание суда возобновлено.
В судебном заседании приняли участие представители:
федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Борисова Е.В. (доверенность от 31.05.2016 N 141/4-7370).
федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации - Янбулатов Р.З. (доверенность от 10.01.2017).
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования") от своего имени и от имени федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) с заявлением к Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - министерство), к Региональной общественной организации "Ассоциация охотников и рыболовов Республики Башкортостан" (далее - общественная организация) о признании недействительными охотхозяйственных соглашений от 14.12.2010 N 016, 017, применении последствий недействительности ничтожных сделок в виде возложения на министерство обязанности вернуть территорию охотничьих угодий площадью 4197 га (квартал 2 выделы с 8 по 35 - 89,8 га; квартал 3 выделы 6, 13, 14, 18, 19 - 22,2 га; квартал 4 выделы 1-17 - 192 га; квартал 5 выделы с 1 по 34 - 113 га; квартал 6 выделы с 1 по 30 - 95 га; квартал 7 выделы с 1 по 29 - 47 га; квартал 8 выделы с 1 по 44 - 184 га; квартал 9 выделы с 1 по 24 - 90 га; квартал 10 выделы с 1 по 25-86 га; квартал 11 выделы с 1 по 13 - 54,8 га; квартал 14 выделы с 1 по 16 - 30 га; квартал 15 выделы с 1-4, с 13 по 20 - 16,9 га (итого площадь - 1020 га) в Чишминском участке и квартал 17-44 (итого площадь - 3177 га) в Мишкинском участке Башкирского лесничества), расположенных соответственно в Чишминском районе и Мишкинском районе Республики Башкортостан (нумерация кварталов приведена в соответствии с материалами лесоустройства 2001 г. Алкинского лесничества (ныне Башкирского) Министерства обороны Российской Федерации и лесохозяйственным регламентом Алкинского лесничества, утвержденным директором Департамента имущественных отношения Министерства обороны России 25.05.2015).
Решением суда первой инстанции от 29.08.2016 (судья Бобылёв М.П.) заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным (ничтожным) охотхозяйственное соглашение от 14.12.2010 N 016, заключенное между общественной организацией и министерством, в части предоставления территории кварталов 17-44 Мишкинского участка Башкирского лесничества. Суд признал недействительным (ничтожным) охотхозяйственное соглашение от 14.12.2010 N 017, заключенное между общественной организацией и министерством, в части предоставления территории кварталов 2 (выдел с 8 по 35), 3 (выдел 6; 13; 14; 18; 19), 4 (выдел с 1 по 17), 5 (выдел с 1 по 34), 6 (выдел с 1 по 30), 7 (выдел с 1 по 29), 8 (выдел с 1по 44), 9 (выдел с 1 по 24), 10 (выдел с 1 по 25), 11 (выдел с 1 по 13), 14 (выдел с 1 по 16), 15 (выдел с 1 по 4, с 13 по 20) Чишминского участка Башкирского лесничества. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 21.12.2016 (судьи Суспицина Л.А., Ермолаева Л.П., Пивоварова Л.В.) решение суда отменено. В удовлетворении заявленных требований учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" отказано.
В кассационной жалобе учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Заявитель кассационной жалобы оспаривает вывод суда апелляционной инстанции о пропуске учреждением "Управление лесного хозяйства и природопользования" срока исковой давности, установленного ст. 181 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заявитель отмечает, что о нарушенных правах истцу стало известно при ознакомлении с ответом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан на запрос Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 03.10.2013 исх. N 1408596. Учитывая изложенное, заявитель полагает, что срок исковой давности истекает 03.10.2016 и не может быть признан пропущенным по отношению к заявленным в суд в марте 2016 г. требованиям.
Кроме того, ссылаясь на положения п. 5.1 ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации, Правила передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2006 N 176, заявитель полагает неверным вывод суда апелляционной инстанции о том, что, поскольку оспариваемые охотхозяйственные соглашения от 14.12.2010 N 016, 017 были заключены в порядке, регламентированном ст. 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ), на основании заявления общественной организации, обязательство по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации включения в границы спорного охотничьего угодья земельных участков, предоставленных для нужд обороны, у ответчиков отсутствовало.
Общественная организация представила отзыв на кассационную жалобу, в котором просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, отмечая, что обстоятельства дела установлены судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Территориальное управление представило письменные пояснения на кассационную жалобу, в котором поддерживает доводы учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования", полагает постановление суда апелляционной инстанции незаконным и необоснованным.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке, предусмотренном ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено следующее.
Между министерством и общественной организацией (охотопользователь) 14.12.2010 в порядке ст. 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 31.10.2005 серии ХХ N 6300 заключено охотохозяйственное соглашение N 016, по условиям которого одна сторона - охотпользователь обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, обеспечивать внутрихозяйственное охотустройство, а другая сторона - министерство обязуется предоставить право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья согласно настоящему соглашению (п. 1.1).
В охотхозяйственном соглашении от 14.12.2010 N 016 оговорены, в числе прочего следующие условия: местоположение охотничьего угодья - Республика Башкортостан, Мишкинский район (п. 2.1); в соглашении обозначены границы охотничьего угодья (п. 2.2); площадь охотничьего угодья равна 31 337,47 га (п. 2.3); срок действия настоящего соглашения составляет 49 лет (п. 7.1).
По охотхозяйственному соглашению от 14.12.2010 N 016 общественной организации предоставлены, в том числе территории кварталов 17-44 Мишкинского участка Башкирского лесничества.
Долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира от 31.10.2005 серии ХХ N 6300 выдана на срок по 31.10.2010; к лицензии подписан договор об условиях пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, на срок действия лицензии.
Кроме того между министерством и общественной организацией (охотопользователь) 14.12.2010 в порядке ст. 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 27.09.2006 серии О N 0001832 заключено охотохозяйственное соглашение N 017, по условиям которого одна сторона - охотпользователь обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, обеспечивать внутрихозяйственное охотустройство, а другая сторона - министерство обязуется предоставить право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья согласно настоящему соглашению (п. 1.1).
В охотхозяйственном соглашении от 14.12.2010 N 017 оговорены, в числе прочего следующие условия: местоположение охотничьего угодья - Республика Башкортостан, Чишминский район (п. 2.1); в соглашении обозначены границы охотничьего угодья (п. 2.2); площадь охотничьего угодья равна 91 261 га (п. 2.3); срок действия настоящего соглашения составляет 49 лет (п. 7.1).
По охотхозяйственному соглашению от 14.12.2010 N 017 общественной организации предоставлены, в том числе территории кварталов 2 (выделы с 8 по 35), 3 (выделы 6, 13, 14, 18, 19), 4 (выделы с 1 по 17), 5 (выделы с 1 по 34), 6 (выделы с 1 по 30), 7 (выделы с 1 по 29), 8 (выделы с 1по 44), 9 (выделы с 1 по 24), 10 (выделы с 1 по 25), 11 (выделы с 1 по 13), 14 (выделы с 1 по 16), 15 (выделы с 1 по 4, с 13 по 20) Чишминского участка Башкирского лесничества.
Долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира от 27.09.2006 серии О N 0001832 выдана на срок по 27.10.2010; к лицензии подписан договор об условиях пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, на срок действия лицензии.
Судами выявлено, что заявление об оформлении указанных выше охотхозяйственных соглашений направлено общественной организацией в адрес премьер-министра Республики Башкортостан 06.05.2010, поступило в министерство 11.05.2010, то есть до истечения срока действия долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира от 31.10.2005 серии ХХ N 6300 и от 27.09.2006 серии О N 0001832.
Земли с лесным массивом, предоставленные в пользование общественной организации, расположены в границах Башкирского лесничества Министерства обороны Российской Федерации (кварталы 1-11, 14, 15, 17-44), что подтверждено представленными в материалы дела картами-схемами.
Согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на 02.03.2016 земельный участок площадью 8 447 163 кв. м с кадастровым номером 02:52:170112:4, местоположение относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Чишминский район, с/с Алкинский, назначение - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения, находится в собственности Российской Федерации и на праве постоянного (бессрочного) пользования - у территориального управления.
Полагая, что охотхозяйственные соглашения от 14.12.2010 N 016, 017 в нарушение п. 5.1 ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации заключены в отсутствие согласия Министерства обороны Российской Федерации, при том, что часть земель, переданных общественной организации по указанным соглашениям (кварталы 2 (выделы с 8 по 35), 3 (выделы 6, 13, 14, 18, 19), 4 (выделы с 1 по 17), 5 (выделы с 1 по 34), 6 (выделы с 1 по 30), 7 (выделы с 1 по 29), 8 (выделы с 1по 44), 9 (выделы с 1 по 24), 10 (выделы с 1 по 25), 11 (выделы с 1 по 13), 14 (выделы с 1 по 16), 15 (выделы с 1 по 4, с 13 по 20) Чишминского участка Башкирского лесничества, кварталы 17-44 Мишкинского участка Башкирского лесничества), относится к землям обороны, при этом учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" согласно уставу осуществляет свою деятельность в целях управления и контроля в области ведения лесного хозяйства в лесах, расположенных на землях, представленных для нужд Министерства обороны Российской Федерации, а территориальное управление является титульным правообладателем земельного участка с кадастровым номером 02:52:170112:4, в границах которого расположены охотничьи угодья общественной организации, заявитель обратился суд с соответствующими требованиями.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые охотхозяйственные соглашения от 14.12.2010 N 016, 017 заключены в обход порядка, установленного п. 5.1 ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент совершения сделок), в связи с чем являются недействительными (ничтожными) в силу положений ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации в части предоставления в пользование общественной организации кварталов 17-44 Мишкинского участка Башкирского лесничества, кварталов 2 (выделы с 8 по 35), 3 (выделы 6, 13, 14, 18, 19), 4 (выделы с 1 по 17), 5 (выделы с 1 по 34), 6 (выделы с 1 по 30), 7 (выделы с 1 по 29), 8 (выделы с 1по 44), 9 (выделы с 1 по 24), 10 (выделы с 1 по 25), 11 (выделы с 1 по 13), 14 (выделы с 1 по 16), 15 (выделы с 1 по 4, с 13 по 20) Чишминского участка Башкирского лесничества, то есть в части земель в границах военного лесничества.
Оснований для удовлетворения исковых требований о применении последствий недействительности ничтожных сделок судом первой инстанции не установлено, поскольку предметом оспариваемых соглашений не являлось отчуждение имущества, из владения истца земельные участки не выбывали, в связи с чем восстановление нарушенного права в данном случае возможно самим фактом признания недействительными оспариваемых соглашений. Заявление ответчика о применении к спорным правоотношениям исковой давности суд первой инстанции отклонил, указав на отсутствие доказательств того, что истец знал или должен был знать о факте заключения оспариваемых соглашений ранее 03.03.2013.
Суд апелляционной пришел к выводу о том, что суд первой инстанции не вправе был определять статус территориального управления как истца по делу. Кроме того, суд признал, что, поскольку оспариваемые охотхозяйственные соглашения от 14.12.2010 N 016, 017 были заключены между ответчиками в порядке, регламентированном ст. 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ на основании соответствующего заявления общественной организации, обязательство по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации включения в границы спорного охотничьего угодья земельных участков, предоставленных для нужд обороны, у ответчиков отсутствовало. С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что оснований для признания охотхозяйственных соглашений от 14.12.2010 N 016, 017 недействительными в оспариваемых частях как нарушающих требования закона в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации у суда первой инстанции не имелось.
Помимо изложенного, суд выявил, что на дату обращения учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" с иском - 03.03.2016, установленный законом трехгодичный срок исковой давности для признания недействительными охотхозяйственных соглашений от 14.12.2010 N 016, 017 и применении последствий недействительности ничтожных сделок истек.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленных учреждением "Управление лесного хозяйства и природопользования" требований.
По мнению суда кассационной инстанции, решение суда апелляционной инстанции по существу спора является законным и обоснованным.
В соответствии с п. 1, 2, 3 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет.
По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона на право заключения такого соглашения или с иным лицом в соответствии с ч. 27 и 31 ст. 28 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 5 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ охотхозяйтвенное соглашение прекращается, в числе прочего, по истечении срока его действия.
В силу ч. 3 ст. 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений (в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о заключении соглашения).
Согласно ч. 4 ст. 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с лицами, указанными в ч. 3 настоящей статьи, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ в Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" внесены изменения, в ст. 5 в абзаце 10 слово "лицензий" заменено словом "разрешений".
В соответствии с п. 5 ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.01.2010, исполнительные органы государственной власти, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.
Согласно п. 5.1 ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации, введенному в действие с 01.04.2010 Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ, допускается включать земельные участки, включенные в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в границы охотничьих угодий с согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П "По делу о проверке конституционности ч. 3 ст. 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации" указано следующее.
Согласно Федеральному закону от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ) в редакции, действовавшей до 1 апреля 2010 г., юридические лица могли получить право пользования животным миром, включая такой вид пользования, как охота, на основании долгосрочной лицензии - специального разрешения на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира; срок, на который они получали данное право, определялся соглашением сторон в зависимости от вида пользования в границах предоставляемой территории (акватории) и указывался в лицензии; неотъемлемым элементом выдачи долгосрочной лицензии являлось заключение договора, которым заинтересованному лицу предоставлялась территория (акватория), необходимая для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством; приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории или акватории отдавался российским юридическим лицам, ранее осуществлявшим в установленном порядке отдельные виды пользования животным миром на данной территории (акватории), а также собственникам земель и землевладельцам, располагавшим соответствующими средствами и специалистами; при наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию (акваторию) объекты животного мира предоставлялись в пользование на основании конкурса, организуемого и проводимого с соблюдением антимонопольных требований (статьи 1 и 33 - 39 настоящего Закона). В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.04.2010, хозяйствующий субъект, получивший лицензию на право пользования животным миром в целях охоты, приобретал возможность осуществлять охотхозяйственную деятельность на основании договора аренды лесного участка, заключаемого по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора (ст. 36 и ч. 1 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации).
Со вступлением в силу Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ, как следует из его ст. 71, юридические лица и индивидуальные предприниматели сохраняют право долгосрочного пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов, которое возникло у них на основании долгосрочных лицензий, полученных до 01.04.2010, до истечения срока действия соответствующей лицензии, если иное прямо не установлено законом (часть 1); долгосрочные лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов продлению не подлежат (часть 2); такие юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений (часть 3); органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с проявившими соответствующую инициативу юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в течение трех месяцев с даты их обращения в эти органы (ч. 4).
Из системного анализа приведенных положений законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов следует, что юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, допущенным к долгосрочному пользованию животным миром в целях охоты на основании Федерального закона "О животном мире", со дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ предоставлена возможность по собственному выбору либо продолжить осуществление своего права в соответствии с долгосрочной лицензией, либо в установленном порядке заключить без проведения аукциона охотхозяйственное соглашение с соблюдением предусмотренных законом условий. В последнем случае они приобретают все права охотпользователей, закрепленные Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ, в том числе не принадлежащие обладателям долгосрочных лицензий. Кроме того, по смыслу ч. 9 ст. 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ, на лиц, заключивших охотхозяйственные соглашения, - в отличие от владельцев долгосрочных лицензий, не воспользовавшихся такой возможностью, - в случае установления максимальной площади охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения, не распространяется требование о полном прекращении права долгосрочного пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов по истечении пяти лет со дня ее установления, если площадь территорий или акваторий, переданных в пользование в соответствии с долгосрочными лицензиями, превышает установленную максимальную площадь.
Такое правовое регулирование, будучи ориентированным на сохранение права пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, у которых оно возникло на основании долгосрочных лицензий до 01.04.2010, посредством предоставления им возможности по своему выбору продолжить осуществление охотхозяйственной деятельности на основании имеющейся лицензии либо без проведения аукциона заключить охотхозяйственное соглашение, не выходит за пределы дискреционных полномочий федерального законодателя и как таковое согласуется с вытекающим из статей 1 (ч. 1), 2, 15 (ч. 2), 17 (ч. 1), 18, 19 (ч. 1) и 55 (ч. 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему правовых норм, надлежащее гарантирование правового положения субъектов длящихся правоотношений, предоставление им адекватных временных и иных возможностей для адаптации к изменившимся нормативным условиям приобретения и реализации соответствующих прав и свобод.
Наделение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пользование животным миром на основании долгосрочных лицензий, правом заключать охотхозяйственные соглашения без проведения аукциона может также рассматриваться и как свидетельствующее о намерении федерального законодателя предусмотреть для таких охотпользователей - исходя из презумпции их добросовестности - льготный порядок получения (продления) прав на данный вид природопользования, направленный на стимулирование их заинтересованности в устойчивом использовании, воспроизводстве и охране объектов животного мира и иных природных ресурсов.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 21.11.2013 N АКПИ13-1028 о признании недействующим приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.03.2010 N 93 "Об утверждении примерной формы охотхозяйственного соглашения" в части, позволяющей заключать охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет, изложена правовая позиция, согласно которой при заключении охотхозяйственных соглашений без аукциона не происходит пролонгация права пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов, возникшего вследствие получения долгосрочной лицензии, а возникает новое, предусмотренное Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ основание осуществления данного права - охотхозяйственное соглашение, условия которого, в том числе срок его действия, определены ст. 27 данного Федерального закона.
Кроме того, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П указано, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, в установленном порядке инициировавшие процедуру заключения охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона до вступления в силу данного постановления, вправе завершить ее с применением правил, предусмотренных в ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ. Охотхозяйственные соглашения, заключенные в соответствии с ч. 3 ст. 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ к моменту провозглашения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П, пересмотру (изменению, отмене) в связи с их заключением на установленные на основании ч. 1 ст. 27 указанного Федерального закона сроки их действия, в том числе в случае судебного оспаривания, не подлежат.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.11.2016 N 2363-О-Р разъяснено, что указания, изложенные в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П, означают, что впредь до внесения в законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов необходимых изменений, вытекающих из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П, право на занятие охотхозяйственной деятельностью, возникшее у российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в силу долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, подлежит прекращению после истечения сроков охотхозяйственных соглашений, заключенных на основании таких лицензий, за исключением случаев, когда до вступления в силу указанного постановления ими в соответствии с ч. 3 ст. 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ были заключены новые охотхозяйственные соглашения или в установленном порядке инициировано заключение таких соглашений без проведения аукциона.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела судом апелляционной инстанции установлено, что общественная организация пользовалась спорными территориями Башкирского лесничества с 2005 г. на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 31.10.2005 серии ХХ N 6300, выданной на срок по 31.10.2010, и с 2006 г. - на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 27.09.2006 серии О N 0001832, выданной на срок по 27.10.2010, а также на основании договоров об условиях пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, заключенных на срок действия лицензий.
Заявление об оформлении оспариваемых охотхозяйственных соглашений было направлено общественной организацией в адрес премьер-министра Республики Башкортостан 06.05.2010, поступило в Министерство экологии Республики Башкортостан 11.05.2010, то есть до истечения срока действия долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира от 31.10.2005 серии ХХ N 6300 и от 27.09.2006 серии О N 0001832.
Учитывая, что право долгосрочного пользования животным миром возникло у общественной организации в силу Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", при этом общественная организация обратилась в Министерство экологии Республики Башкортостан с заявлением о заключении охотхозяйственных соглашений в отношении тех же охотничьих угодий без проведения аукциона в период срока действия долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, и приняв во внимание положения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П, изложенные выше, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Министерство экологии Республики Башкортостан было обязано заключить охотхозяйственные соглашения с общественной организацией, при этом согласования охотхозяйственных соглашений с Министерством обороны Российской Федерации не требовалось, поскольку Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ предоставил возможность продлить право пользования животным миром, возникшее у лицензиатов на основании ранее выданных долгосрочных лицензий в границах охотничьих угодий, предоставленных ранее по договору о предоставлении в пользование территории или акватории, путем заключения охотхозяйственного соглашения.
С учетом изложенного вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для признания охотхозяйственных соглашений от 14.12.2010 N 016, 017 недействительными как нарушающих требования закона в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является правильным.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных учреждением "Управление лесного хозяйства и природопользования" требований.
Обстоятельства дела исследованы судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения или отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на Правила передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2006 N 176, судом кассационной инстанции не принимается, поскольку изменения, допускающие распространение действия данных правил на предоставление земельных участков в целях охотхозяйственного использования внесены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 N 1369. По состоянию на момент заключения оспариваемых охотхозяйственных соглашений от 14.12.2010 N 016, 017 предоставление земельных участков в целях охотхозяйственного использования данными Правилами не регулировалось.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для их непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Указанные доводы направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2016 по делу N А07-4247/2016 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А.Татаринова |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.