Екатеринбург |
|
20 июля 2017 г. |
Дело N А60-43965/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Жаворонкова Д. В., Вдовина Ю. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Каменск-Уральский металлургический завод" (далее - заявитель, ОАО "КУМЗ", общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.12.2016 по делу N А60-43965/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители заявителя - Рытов А.Н. (доверенность от 07.03.2017), Вешкурцев С.А. (доверенность от 21.12.2016).
ОАО "КУМЗ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление, заинтересованное лицо) о признании недействительными п. 3.1.4, 3.1.5, 3.1.7-3.1.14, 3.1.16-3.1.23, 3.1.38, 3.1.39, 3.1.41-3.1.61, 3.1.63, 3.1.65, 3.1.67-3.1.71, 3.1.73-3.1.91 предписания от 10.06.2016 N Св-2402.
Решением суда от 06.12.2016 (судья Водолазская С.Н.) заявленные требования удовлетворены частично: признаны недействительными п. 3.1.80-3.1.85 оспариваемого предписания, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2017 (судьи Варакса Н.В., Трефилова Е.М., Щеклеина Л.Ю.) решение суда изменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "КУМЗ" просит указанные судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь то, что к деятельности общества необоснованно применены пункты Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности химически опасных производственных объектов", утвержденных Приказом Ростехнадзора от 21.11.2013 N 559 (далее - Правила N 559), где описывается деятельность на химически опасных производственных объектах (ХОПО), которую общество в перечисленных в предписании пунктах не осуществляет. Доказательств обратного материалы дела, по мнению общества, не содержат. Ссылка на наличие у него лицензии не подтверждает факт осуществления в упомянутых ХОПО соответствующих процессов.
Управление представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
При рассмотрении дела судами установлено, что на основании распоряжения от 16.05.2016 N Св-2402-р заинтересованным лицом в период с 23.05.2016 по 10.06.2016 проведена плановая выездная проверка соблюдения ОАО "КУМЗ" требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах (цех литейный по производству слитков алюминия, алюминиевых и магниевых сплавов (цех N 36, 31), регистрационный номер А54-00040-004, II класс опасности; площадка производства полуфабрикатов из алюминия и алюминиевых сплавов, регистрационный номер А54-00040-012, III класс опасности; склад хлора, регистрационный номер А54-00040-010, III класс опасности; участок трубопроводов теплосети, регистрационный номер А54-00040-015, III класс опасности, сеть газопотребления регистрационный номер А54-00040-0003, III класс).
Выявленные в ходе проверки нарушения требований промышленной безопасности зафиксированы в акте от 10.06.2016 N Св-2402-а.
По результатам проверки Управлением в адрес заявителя выдано предписание от 10.06.2016 N Св-2402-п об устранении выявленных нарушений требований ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), Правил N 559, Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 N 96 (далее - Общие правила N 96).
Полагая, что оспариваемые пункты предписания не соответствуют закону, нарушают его права и законные интересы, ОАО "КУМЗ" обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленных требований в части п. 3.1.80-3.1.85, исходил из того, что обращение на производственном объекте - площадке производства полуфабрикатов из алюминия и алюминиевых сплавов горючего вещества, не может служить достаточным основанием для признания эксплуатируемого обществом ОПО объектом нефтехимической промышленности, в связи с чем, требование управления о соблюдении обществом Общих правил N 96, незаконно. Отказывая в удовлетворении остальной части требований, суд указал на применимость к объектам Правил N 559.
Апелляционный суд изменил решение суда первой инстанции и полностью отказал в удовлетворении заявленных обществом требований, установив отсутствие оснований для признания предписания в оспариваемой части незаконным.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления апелляционного суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 и ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 1, 2 Закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Требования промышленной безопасности включают в себя условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, а также нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (ч. 1, ч. 2 ст. 3 Закона N 116-ФЗ).
В силу ч. 3 ст. 4 Закона N 116-ФЗ федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования как к деятельности организации в области промышленной безопасности в целом, в том числе работникам опасных производственных объектов, так и к безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах.
К видам деятельности в области промышленной безопасности относится, в том числе, эксплуатация опасного производственного объекта (ч. 1 ст. 6 Закон N 116-ФЗ).
В силу положений ч. 1 ст. 9 Закон N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Материалами дела подтверждено, что у ОАО "КУМЗ" имеется лицензия N ЭХ-54-001735 (ЖМХ) на осуществление деятельности по эксплуатации химически опасных производственных объектов от 31.07.2009.
В силу п. 5 Правил регистрации опасных производственных объектов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" для регистрации объектов в государственном реестре организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект.
Согласно представленных в материалы дела лицензий, сведений из государственного реестра опасных производственных объектов, карт учета опасных производственных объектов обществом эксплуатируются, в том числе следующие опасные производственные объекты: площадка производственная вспомогательных цехов, регистрационный номер А54-00040-0001, IV класс опасности; сеть газопотребления, регистрационный номер А54-00040-0003, III класс опасности; цех литейный по производству слитков алюминия, алюминиевых и магниевых сплавов (цех N 36, 31), регистрационный номер А54-00040-004, II класс опасности; площадка производства полуфабрикатов из алюминия и алюминиевых сплавов, регистрационный номер А54-00040-012, III класс опасности; склад хлора, регистрационный номер А54-00040-010, III класс опасности; склад сырьевой (кислоты, селитра), регистрационный номер А54-00040-0010, IV класс опасности; участок трубопроводов теплосети, регистрационный номер А54-00040-015, III класс опасности.
Объекты, на которых выявлены спорные нарушения ОАО "КУМЗ" идентифицированы в качестве опасных, в том числе, по признаку обращения опасных веществ:
- цех литейный по производству слитков алюминия, алюминиевых и магниевых сплавов, вторичных алюминиевых сплавов (цех N 36, N 31) А54-00040-004, указан признак опасности 2.1., обращение опасного вещества - раствор азотной кислоты; жидкий хлор; щелочь, сернистый ангидрид (общее количество токсичных веществ - 8,25 т);
- площадка производства полуфабрикатов из алюминиевых и магниевых сплавов, III класс опасности, А54-00040-012 (состав которой, согласно представленным сведениям образуют цех N 2, N 3, N 4, N 10, N 21, N 22, участки расходных емкостей азотной кислоты, железнодорожный цех, автодороги необщего пользования по территории завода) указан признак 2.1., обращение опасного вещества - токсичные вещества (азотная кислота - 84,5 т, серная кислота - 24,3 т, щелочи - 56,3 т, бихромат калия (хромпик) - 21,6 т, окисляющие вещества (расплав селитры - 176 т, кислород в баллонах - 1,09 т); вещества опасные для окружающей среды - эмульсии прокатного стана - 120 т; воспламеняющиеся и горючие газы - пропан и ацетилен - 1,25 т.
Правила N 559 содержат обязательные требования к деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работникам опасных производственных объектов, к безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, к обоснованию безопасности опасного производственного объекта, и предназначены для применения при разработке химико-технологических процессов, разработке документации, эксплуатации, техническом перевооружении, капитальном ремонте, консервации и ликвидации ХОПО, при изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании, диагностировании и ремонте технических устройств, применяемых на ХОПО, а также при проведении экспертизы промышленной безопасности (п. 2, п. 3 Правил N 559); данные Правила устанавливают требования промышленной безопасности к организациям, осуществляющим свою деятельность в области промышленной безопасности (п. 4 Правил N 559).
Судами исследованы и обоснованно отклонены доводы заявителя о том, что пункты Правил N 559, содержащие требования, связанные с процессами обработки изделий в закалочных, кислотных и щелочных ваннах применяться не должны, со ссылкой на то, что в ходе производственных процессов не происходит изменение химического состава обрабатываемой продукции с целью получения вещества с другими свойствами, то есть не осуществляются химико-технологические процессы, указанные в п. 7 Правил N 559.
При этом суд апелляционной инстанции на основе анализа технологической документации ОАО "КУМЗ" указал, что производимый технологический процесс с использованием спорных ванн не является исключительно физическим технологическим процессом. Особенности производимой обработки изделий, с учетом того, что при этом их поверхность вступает в химическую реакцию с используемыми химически опасными веществами, в ходе которой с поверхности изделий удаляются окислы, обладающие другими свойствами, чем непосредственно металл, а также удаляются окислы лития и магния; в ходе закалки возникает пресыщение заготовки изделия легирующими элементами, что ведет к улучшению качества поверхности изделий; данные обстоятельства указывают на производимые химико-технологические процессы и, как следствие, необходимость выполнять мероприятия, содержащиеся в оспариваемых пунктах предписания, в целях обеспечения промышленной безопасности, предупреждения аварий, случаев производственного травматизма на химически опасных производственных объектах.
Относительно п. 3.1.86-3.1.91 предписания заявитель оспаривает применение положений Правил N 559, содержащихся в подразделе "Производство неорганических жидких кислот и щелочей" раздела VII "Специфические требования к отдельным технологическим производствам" в связи с неосуществлением такого производства.
Между тем из раздела 1.3 представленной в материалы дела Технологической инструкции "Химическая обработка полуфабрикатов из алюминиевых, алюминиево-литиевых и магниевых сплавов N 303.04.0586-14 от 08.09.2016 усматривается, что в целях химической обработки металла ОАО "КУМЗ" изготавливает щелочные и кислотные растворы.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции правомерно согласился с выводом суда первой инстанции о том, что оснований для удовлетворения требований ОАО "КУМЗ" в части признания недействительными п. 3.1.4, 3.1.5, 3.1.7-3.1.14, 3.1.16-3.1.23, 3.1.38, 3.1.39, 3.1.41-3.1.61, 3.1.63, 3.1.65, 3.1.67-3.1.71, 3.1.73-3.1.79, 3.1.86-3.1.91 предписания не имеется.
Относительно п. 3.1.80-3.1.85 предписания апелляционным судом указано, что согласно данным пунктам заявителю необходимо устранить нарушения требований ст. 9 Закона N 116-ФЗ, п. 3.4, 4.7.2, 5.1.6, 6.4.1, 8.3, 8.14 Общих правил N 96.
В п. 1.2 Правил N 96 указано, что данные Правила устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий и инцидентов на опасных производственных объектах химических, нефтехимических и нефтегазоперерабатывающих производств, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, указанные в п. 1 приложения 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Правила N 96 предназначены для применения, в частности при разработке технологических процессов, проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, техническом перевооружении, капитальном ремонте, консервации и ликвидации опасных производственных объектах, указанных в п. 1.2 Правил (подп. "а" п. 1.3 Правил N 96).
Названные Правила устанавливают требования промышленной безопасности к организациям, осуществляющим деятельность в области промышленной безопасности, связанной с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, техническим перевооружением, капитальным ремонтом, консервацией и ликвидацией опасных производственных объектов химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности (п. 1.4 Правил N 96).
Как следует из сведений, содержащихся в картах учета ОПО, ОАО "КУМЗ" в цехе N 22, входящем в состав опасных производственных объектах площадка производства полуфабрикатов из алюминиевых и магниевых сплавов, III класс опасности, А54-00040-012, осуществляет хранение в баках горючей жидкости - СОЖ (смазывающей охлаждающей жидкости, которая состоит из смеси прокатного масла и присадок).
Таким образом, содержащиеся в названных пунктах предписания требования соблюдать на химически опасных производственных объектах - площадка производства полуфабрикатов из алюминиевых и магниевых сплавов, III класс опасности, цех N 22, положения Правил N 96, суд апелляционной инстанции счел правомерными.
Исследовав представленные в дело доказательства (в том числе, лицензии, сведения из государственного реестра опасных производственных объектов, карты учета опасных производственных объектов) в порядке ст. 71 АПК РФ, апелляционный суд пришел к верному выводу о применении положений Правил N 559 и Правил N 96 в отношении ОАО "КУМЗ", эксплуатирующего химически опасных производственных объектах на основании предоставленной лицензии.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции правомерно изменил решение суда первой инстанции и полностью отказал в удовлетворении заявленных ОАО "КУМЗ" требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2017 по делу N А60-43965/2016 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Каменск-Уральский металлургический завод" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 5 Правил регистрации опасных производственных объектов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" для регистрации объектов в государственном реестре организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект.
...
Относительно п. 3.1.80-3.1.85 предписания апелляционным судом указано, что согласно данным пунктам заявителю необходимо устранить нарушения требований ст. 9 Закона N 116-ФЗ, п. 3.4, 4.7.2, 5.1.6, 6.4.1, 8.3, 8.14 Общих правил N 96.
В п. 1.2 Правил N 96 указано, что данные Правила устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий и инцидентов на опасных производственных объектах химических, нефтехимических и нефтегазоперерабатывающих производств, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, указанные в п. 1 приложения 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 июля 2017 г. N Ф09-3511/17 по делу N А60-43965/2016