Екатеринбург |
|
24 сентября 2019 г. |
Дело N А71-18766/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Купреенкова В.А., Полуяктова А.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Майский лес" (далее - общество "Майский лес", заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.02.2019 по делу N А71-18766/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2019 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От общества "Майский лес" поступило ходатайство о рассмотрении жалобы без его участия. Заявленное ходатайство рассмотрено судом кассационной инстанции и удовлетворено на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Общество "Майский лес" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее - министерство) об отказе в удовлетворении заявления общества "Майский лес" о заключении нового договора аренды лесного участка, имеющего местоположение: Удмуртская Республика, Игринский р-н, Игринское лесничество, Ново-Зятцинское участковое лесничество, без проведения торгов, изложенном в письме от 16.08.2018 N 01/1-18/8654; возложении на министерство обязанности принять решение об удовлетворении заявления общества "Майский лес" о заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов и заключить новый договор аренды лесного участка без проведения торгов сроком на 10 лет.
Решением суда от 27.02.2019 (судья Мельникова М.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2019 (судьи Семенов В.В., Дюкин В.Ю., Зеленина Т.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Майский лес" просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что договор аренды лесного участка изначально заключен на торгах на длительный срок - более 5 лет, фактически лесной участок находится в пользовании более 12 лет, обязанности арендатора исполняются добросовестно, заявление о заключении нового договора подано в предусмотренный частью 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) срок. Таким образом, по мнению заявителя, у него возникло право на заключение нового договора аренды без торгов на основании пункта 2 части 1 статьи 74 ЛК РФ. Оспариваемое решение министерства не содержит ссылки на несоблюдение условий, предусмотренных названной нормой.
Общество "Майский лес" считает необоснованной ссылку суда апелляционной инстанции на пункт 5 части 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ), так как часть 5 статьи 72 ЛК РФ утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений".
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность приведенных в ней доводов.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество "Майский лес" является арендатором лесного участка площадью 33 229,3 га, предоставленного в аренду для заготовки древесины, имеющего местоположение: Удмуртская Республика, Ново-Зятцинское участковое лесничество, кварталы: 4-6, 9-18, 21-33, 35-39, 41,43, 47-50, 53-59, 62, 69 (выделы 1-41, 43-45), 70 (выделы 1-20, 22-24), 71-81, 87 (выделы 1-29, 31-45), 88 (выделы 1-6, 8-27), 89 (выделы 2-39), 90-93, 94 (выделы 1-15, 17-34), 95 (выделы 1-8, 10-42), 96 (выделы 1-24, 29-78), 97 (выделы 1-3, 5-25), 98-100, 102, 103, 106-108, 111-115, 120-126, 137-139, 141, 144-150, 151 (выделы 1-34, 36-58), 152 (выделы 1-3, 5-33), 154, 159-164. 167-170, 171 (выделы 1-31, 34-37), 173 (выделы 1-38, 41-49), 174 (выделы 1-18, 21-36), 175-176, 178, 179 (выделы 1-26, 28-33, 35-39), 180 (выделы 1-16, 18-51), 181 (выделы 1-9, 1 1-37. 39-73), 182 (выделы 2, 3, 5-83), 183, 184, 186 (выделы 1-28, 30-45). 187 (выделы 1-4, 6-12, 14-30); Пионерское участковое лесничество, кварталы: 68, 74-79, 105, 114, 125-127, 129, 131, 135, 141 (выделы 2-20), 142 (выделы 2-23), 143 (выделы 2-43), 144 (выделы 1-9, 13-53), 145 (выделы 1-8, 10-34), 146-148; Чутырское участковое лесничество, кварталы: 36, 72, 98, 100, 102, 103, 128, 129, 131, 132, 136.
Первоначально указанный земельный участок предоставлен в аренду закрытому акционерному обществу "Биоресурс" (далее - общество "Биоресурс") по договору аренды участка лесного фонда Российской Федерации от 01.12.2006, заключенному по результатам лесного конкурса, оформленного протоколом от 20.11.2006 N 4.
Срок аренды установлен 5 лет со дня государственной регистрации договора (раздел 1 договора аренды от 01.12.2006).
Государственная регистрация договора произведена 22.12.2006.
Пунктом 4.1.5 договора аренды от 01.12.2006 предусмотрено, что арендатор, надлежащим образом выполняющий обязательства по договору, по истечении срока аренды, имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение такого договора на новый срок.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 4 Федерального закона N 201-ФЗ на основании Приказа Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики от 07.03.2008 "О переоформлении договора аренды участка лесного фонда" между Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики (правопредшественником заинтересованного лица) и обществом "Биоресурс" без проведения торгов заключен договор аренды от 31.03.2008 N 01/2-15/24 лесного участка площадью 33 417 га.
Согласно пункту 20 договора аренды от 31.03.2008 N 01/2-15/24 срок действия договора установлен на 10 лет с момента его государственной регистрации. Государственная регистрация договора произведена 09.10.2008.
По договору перенайма лесного участка от 15.12.2015 общество "Биоресурс" передало обществу "Майский лес" права и обязанности по договору аренды от 31.03.2008 N 01/2-15/24.
Государственная регистрация договора произведена 23.12.2015.
Общество "Майский лес" письмом от 30.07.2018 N 133 обратилось в министерство с заявлением о заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов сроком на 10 лет на основании статьи 74 ЛК РФ.
Письмом от 16.08.2018 N 01/1-18/8654 министерство отказало в удовлетворении заявления общества "Майский лес" о заключении нового договора аренды лесного участка со ссылкой на пункт 5 статьи 4 Федерального закона N 201-ФЗ.
Общество "Майский лес", считая данный отказ незаконным, обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Частью 3 статьи 71 ЛК РФ предусмотрено, что к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 названного Кодекса.
В силу части 1 статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 74 ЛК РФ предусмотрено, что арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях: 1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов; 2) лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
Согласно части 2 статьи 74 ЛК РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий: 1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка; 2) отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений; 3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом; 4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд; 5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества; 6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее; 7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 4 Федерального закона N 201-ФЗ договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с ЛК РФ до 01.01.2009; для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона N 201-ФЗ арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации по истечении срока действия этого договора не вправе требовать заключения договора аренды лесного участка на новый срок даже при наличии у него преимущественного права, предусмотренного пунктом 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Положение о том, что арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок (часть 5 статьи 72 ЛК РФ), утратило силу с 01.10.2015 (Федеральный закон от 29.06.2015 N 206-ФЗ).
Вместе с тем Федеральным законом от 23.06.2016 N 218-ФЗ в ЛК РФ введены приведенные выше положения статьи 73.1 и внесены изменения в положения статьи 74, также предусматривающие льготный порядок, позволяющий арендаторам находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившим договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров заключить новые договоры аренды таких лесных участков без проведения торгов в определенных законом случаях.
В соответствии с разъяснениями, данными в пунктах 1, 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", в случае, если договор аренды государственного или муниципального имущества в силу закона может быть заключен только на торгах, договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации), равно как и соглашение о продлении такого договора.
По смыслу указанных выше законоположений пролонгировать аренду путем заключения нового договора в отношении лесного участка возможно, только если договор будет заключен исключительно с соблюдением конкурентных процедур, то есть на торгах, или в особом порядке по специальным основаниям без торгов. В противном случае пролонгация договора будет означать обход закона и искусственное ограничение конкуренции. Такая сделка посягает на публичные интересы, права и охраняемые законом интересы третьих лиц и по общему правилу ничтожна.
Судами установлено, что лесной участок изначально был предоставлен обществу "Биоресурс" в аренду по договору от 01.12.2006, заключенному по результатам торгов - лесного конкурса, сроком на 5 лет, в дальнейшем договор аренды был переоформлен с целью приведения его в соответствии с ЛК РФ в 2008 году с указанием срока аренды - 10 лет.
Тот факт, что при переоформлении договора аренды с целью приведения его в соответствие с вступившим в действие с 01.01.2007 ЛК РФ срок аренды был указан - 10 лет с момента государственной регистрации договора от 31.03.2008 N 01/2-15/24, не свидетельствует о том, что лесной участок был предоставлен в аренду на торгах на срок 10 и более лет.
Частью 2 статьи 74 ЛК РФ предусмотрено условие, дающее право на заключение договора аренды без проведения торгов, а именно: если по предыдущему договору аренды лесной участок был предоставлен в аренду на торгах на срок 10 и более лет. Такого судами не установлено. На торгах договор аренды был заключен на срок менее 10 лет.
Оснований для заключения договора аренды лесного участка без торгов, предусмотренных частью 3 статьи 73.1 ЛК РФ, из материалов дела не следует.
На основании изложенного, отказ министерства в заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов, изложенный в письме от 16.08.2018 N 01/1-18/8654, является законным и обоснованным, в связи с чем судами правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Злоупотребления правом на стороне министерства в отношении общества "Майский лес" из материалов дела не следует.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на ошибочном толковании положений действующего лесного законодательства применительно к конкретным обстоятельствам рассматриваемого спора. Кроме того, указанные доводы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка и сводятся, по сути, лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.02.2019 по делу N А71-18766/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Майский лес" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Тот факт, что при переоформлении договора аренды с целью приведения его в соответствие с вступившим в действие с 01.01.2007 ЛК РФ срок аренды был указан - 10 лет с момента государственной регистрации договора от 31.03.2008 N 01/2-15/24, не свидетельствует о том, что лесной участок был предоставлен в аренду на торгах на срок 10 и более лет.
Частью 2 статьи 74 ЛК РФ предусмотрено условие, дающее право на заключение договора аренды без проведения торгов, а именно: если по предыдущему договору аренды лесной участок был предоставлен в аренду на торгах на срок 10 и более лет. Такого судами не установлено. На торгах договор аренды был заключен на срок менее 10 лет.
Оснований для заключения договора аренды лесного участка без торгов, предусмотренных частью 3 статьи 73.1 ЛК РФ, из материалов дела не следует."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24 сентября 2019 г. N Ф09-5506/19 по делу N А71-18766/2018