Екатеринбург |
|
27 ноября 2019 г. |
Дело N А07-37482/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н. Г.,
судей Татариновой И. А., Полуяктова А. С.
при ведении протокола помощником судьи Нестеровой Е.Ф. рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Башкортостан кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.05.2019 по делу N А07-37482/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проводимом при содействии Арбитражного суда Республики Башкортостан, приняли участие представители:
Министерства - Пятых Е.В. (доверенность от 04.04.2019 N ОП-07/4371);
общества с ограниченной ответственностью Агрофирма "Николаевская" - Нуридинова Р.Р. (доверенность от 25.11.2019 N 31).
Общество с ограниченной ответственностью Агрофирма "Николаевская" (далее - общество Агрофирма "Николаевская", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству о признании незаконными:
- отказа Министерства, выраженного в письме от 14.11.2018 N ИА-21/14621, в предоставлении обществу Агрофирма "Николаевская" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:11204, площадью 824448 кв. м, адрес: РБ, Уфимский р-н, с/с Дмитриевский, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства; о возложении на Министерство обязанности в тридцатидневный срок с момента вступления решения в законную силу осуществить подготовку в трех экземплярах и подписание проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:11204, площадью 824448 кв. м, адрес: РБ, Уфимский р-н, с/с Дмитриевский, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, и направить его обществу Агрофирма "Николаевская";
- отказа Министерства, выраженного в письме от 14.11.2018 N ИА-21/14622, в предоставлении обществу Агрофирма "Николаевская" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:47:040901:228, площадью 2094430 кв. м, адрес: РБ, Уфимский р-н, с/с Дмитриевский, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства; о возложении на Министерство обязанности в тридцатидневный срок с момента вступления решения в законную силу осуществить подготовку в трех экземплярах и подписание проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:47:040901:228, площадью 2094430 кв. м, адрес: РБ, Уфимский р-н, с/с Дмитриевский, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, и направить его обществу Агрофирма "Николаевская".
- отказа Министерства, выраженного в письме от 14.11.2018 N ИА-21/14623, в предоставлении обществу Агрофирма "Николаевская" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:47:041001:317, площадью 2864451 кв. м, адрес: РБ, Уфимский р-н, с/с Дмитриевский, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства; о возложении на Министерство обязанности в тридцатидневный срок с момента вступления решения в законную силу осуществить подготовку в трех экземплярах и подписание проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:47:041001:317, площадью 2864451 кв. м, адрес: РБ, Уфимский р-н, с/с Дмитриевский, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, и направить его обществу Агрофирма "Николаевская";
- отказа Министерства, выраженного в письме от 14.11.2018 N ИА-21/14624, в предоставлении обществу Агрофирма "Николаевская" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:47:041601:409, площадью 1277232 кв. м, адрес: РБ, Уфимский р-н, с/с Дмитриевский, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства; о возложении на Министерство обязанности в тридцатидневный срок с момента вступления решения в законную силу осуществить подготовку в трех экземплярах и подписание проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:47:041601:409, площадью 1277232 кв. м, адрес: РБ, Уфимский р-н, с/с Дмитриевский, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, и направить его обществу Агрофирма "Николаевская".
- отказа Министерства, выраженного в письме от 14.11.2018 N ИА-21/14625, в предоставлении обществу Агрофирма "Николаевская" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:47:041201:322, площадью 1422446 кв. м, адрес: РБ, Уфимский р-н, с/с Дмитриевский, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства; о возложении на Министерство обязанности в тридцатидневный срок с момента вступления решения в законную силу осуществить подготовку в трех экземплярах и подписание проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:47:041201:322, площадью 1422446 кв. м, адрес: РБ, Уфимский р-н, с/с Дмитриевский, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, и направить его обществу Агрофирма "Николаевская".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.05.2019 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2019 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Министерство утверждает, что при обращении заявителя с просьбой выкупа спорных земельных участков не прошло три года с момента заключения договоров аренды на земельные участки, в связи с чем в силу подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации у Министерства отсутствовали основания для принятия решения о предоставлении земельных участков в собственность. Заявитель отмечает, что предмет договора аренды от 19.01.2007 N 394-ДМ изменился, при этом тождественность спорных земельных участков и земельного участка, предоставленного по вышеназванному договору, отсутствует. Министерство обращает внимание, что испрашиваемые земельные участки образованы в результате выдела и не составляют полностью земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:265 в его границах, а составляют лишь его части. Заявитель указывает, что общество Агрофирма "Николаевская" было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом обществом допущено самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы на землях сельскохозяйственного назначения, в то же время какие-либо доказательства выполнения работ по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, и устранения нарушений законодательства в материалы дела не представлены. Министерство также ссылается на осуществление обществом Агрофирма "Николаевская" работ по выемке, добыче и отгрузке из естественной толщи залегания полезных ископаемых песчано-гравийной смеси в отсутствие лицензии на право пользования недрами, при этом соответствующие нарушения не устранены. Таким образом, по мнению заявителя, вышеуказанные обстоятельства исключают возможность предоставления испрашиваемых земельных участков в собственность общества Агрофирма "Николаевская" без торгов.
В отзыве на кассационную жалобу общество Агрофирма "Николаевская" просит оставить обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу Министерства - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в обжалуемой части исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, от 19.01.2007 N 394-ДМ общество Агрофирма "Николаевская" является арендатором земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 02:47:000000:265, находящегося по адресу Республика Башкортостан, Уфимский р-н, с/с Дмитриевский; вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
Согласно дополнительному соглашению от 22.10.2018 N 3 к договору аренды от 19.01.2007 N 394-ДМ общая площадь земельного участка составляет 102 172 042 кв. м.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 02:47:00000:265 из земель сельскохозяйственного назначения изначально был предоставлен ГУСП совхоз-завод "Дмитриевский" по договору аренды от 19.01.2007 N 394-ДМ, запись о государственной регистрации права аренды внесена в Единый государственный реестр недвижимости 01.03.2007.
На основании договора уступки от 18.10.2007 права и обязанности арендатора по договору аренды от 19.01.2007 N 394-ДМ были переданы обществу с ограниченной ответственностью "Дмитриевский", запись о государственной регистрации права аренды внесена в Единый государственный реестр недвижимости 13.11.2007.
В соответствии с договором от 06.06.2011 N 87 уступки прав и обязанностей по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка права и обязанности по договору аренды от 19.01.2007 N 394-ДМ земельного участка с кадастровым номером 02:47:00000:265 были переданы обществу Агрофирма "Николаевская"; регистрация договора в ЕГРН произведена 17.09.2015.
Срок аренды земельного участка договором аренды от 19.01.2007 N 394-ДМ установлен с 19.12.2006 по 18.12.2031; арендодателем выступает Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
Общество Агрофирма "Николаевская" обратилось к Министерству с заявлением от 28.07.2017 N 281 об утверждении схемы расположения пяти земельных участков, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:265.
Приказом Министерства от 18.08.2017 N 1018 утверждена предложенная обществом Агрофирма "Николаевская" схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
На основании указанного приказа на кадастровый учет поставлены принадлежащие на праве собственности Республики Башкортостан пять земельных участков, а именно: земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:11204 площадью 824448 кв. м; земельный участок с кадастровым номером 02:47:040901:228 площадью 2094430 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 02:47:041001:317 площадью 2864451 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 02:47:041601:409 площадью 1277232 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 02:47:041201:322 площадью 1422446 кв. м, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский р-н, с/с Дмитриевский, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
Из материалов дела следует, что вновь образованные земельные участки переданы Министерством обществу Агрофирма "Николаевская" в аренду на основании заключенных без проведения торгов договоров, а именно: договора аренды от 07.02.2018 N РБ9-18 земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:11204 площадью 824448 кв. м; договора аренды от 07.02.2018 N РБ10-18 земельного участка с кадастровым номером 02:47:040901:228 площадью 2094430 кв. м, договора аренды от 07.02.2018 N РБ6-18 земельного участка с кадастровым номером 02:47:041001:317 площадью 2864451 кв. м, договора аренды от 07.02.2018 N РБ8-18 земельного участка с кадастровым номером 02:47:041601:409 площадью 1277232 кв. м, договора аренды от 07.02.2018 N РБ5-18 земельного участка с кадастровым номером 02:47:041201:322 площадью 1422446 кв. м.
Срок аренды участков установлен до 18.12.2031, запись о государственной регистрации обременения в виде аренды внесена в ЕГРН 15.02.2018.
Общество Агрофирма "Николаевская" 17.08.2018 обратилось в Министерство с заявлениями о предоставлении в собственность без проведения торгов вышеуказанных земельных участков, однако письмами от 14.11.2018 N ИА-21/14621, от 14.11.2018 N ИА-21/14622, от 14.11.2018 N ИА-21/14623, от 14.11.2018 N ИА-21/14624, от 14.11.2018 N ИА-21/14625 Министерство отказало в предоставлении в собственность данных земельных участков, ссылаясь на то, что в отношении испрашиваемых земельных участков между Министерством и обществом Агрофирма "Николаевская" заключены новые договоры аренды и не истек трехлетний срок с момента заключения этих договоров.
Общество Агрофирма "Николаевская", полагая, что отказы заинтересованного лица в предоставлении земельных участков в собственность являются незаконными, нарушающими права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя требования заявителя, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Исходя из части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок и условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в публичной собственности, предусмотрены нормами Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации по общему правилу продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
В силу пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 03.07.2016 N 336-ФЗ) гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Из материалов дела, в том числе писем Министерства от 14.11.2018 N ИА-21/14621, от 14.11.2018 N ИА-21/14622, от 14.11.2018 N ИА-21/14623, от 14.11.2018 N ИА-21/14624, от 14.11.2018 N ИА-21/14625, усматривается, что основанием для отказа заинтересованного лица в предоставлении в собственность обществу Агрофирма "Николаевская" земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:000000:11204, 02:47:040901:228, 02:47:041001:317, 02:47:041601:409, 02:47:041201:322 послужили данные, свидетельствующие о заключении в отношении испрашиваемых участков договоров аренды, а также о том, что трехлетний срок с момента заключения таких договоров не истек.
При рассмотрении настоящего спора судами установлено, материалами дела подтверждено, что земельные участки с кадастровыми номерами 02:47:000000:11204, 02:47:040901:228, 02:47:041001:317, 02:47:041601:409, 02:47:041201:322 были образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:265 в его границах; кроме того, судами принято во внимание, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:265 заключен договор аренды от 19.01.2007 N 394-ДМ.
По результатам исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств, установив, что на земельные участки с кадастровыми номерами 02:47:000000:11204, 02:47:040901:228, 02:47:041001:317, 02:47:041601:409, 02:47:041201:322 распространяются права и обязанности арендатора, существующие в отношении исходного земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:265, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что право заявителя на приобретение в собственность спорных земельных участков, предусмотренное подпунктом 9 пункта 2 статьи 39 Земельного кодекса Российской Федерации, фактически основано на договоре аренды земельного участка от 19.01.2007 N 394-ДМ.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что право аренды земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:265 приобретено заявителем по договору уступки от 06.06.2011 N 87 прав и обязанностей по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка и зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 17.09.2015, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали, что
на момент обращения в Министерство с заявлениями о выкупе спорных земельных участков общество Агрофирма "Николаевская" владело земельными участками на праве аренды более трех лет.
Из материалов дела, в том числе доводов кассационной жалобы усматривается, что Министерство, ссылаясь на отсутствие оснований для предоставления испрашиваемых земельных участков в собственность, указывало на наличие информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации, а также на неоднократное привлечение заявителя к административной ответственности.
Положениями пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
В соответствии с пунктом 2 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также - органы государственного земельного надзора).
В силу пункта 3 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.
С учетом произведенного исследования и оценки всех представленных в материалы дела доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами установлено, что нарушение законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:265, выразившееся в допущении несанкционированной свалки ТБО на общей площади 0,5 га на земельном участке с кадастровым номером 02:47:041001:35, входящем в состав единого землепользования с земельным участком с кадастровым номером 02:47:000000:265, в 1 км юго-западнее д. Подымалово Дмитриевского сельсовета Уфимского района РБ, устранено; судами также установлено, что привлечение общества Агрофирма "Николаевская" к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, не относится к выявленным в рамках государственного земельного надзора и неустраненным нарушениям законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка, соответственно не может служить основанием для отказа в предоставлении заявителю спорных земельных участков.
Кроме того, при проверке ссылок заинтересованного лица на незаконную добычу песчано-гравийной смеси на карьере в 7 км северо-западнее д. Волково судами первой и апелляционной инстанций принято во внимание, что карьер расположен вблизи северо-западной границы земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:265, вне границ испрашиваемых земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:000000:11204, 02:47:040901:228, 02:47:041001:317, 02:47:041601:409, 02:47:041201:322, в связи с чем такой карьер не относится к испрашиваемым земельным участкам, кроме того, судами установлено, что разработка карьера начата до предоставления исходного земельного участка в аренду, в связи с чем сделан вывод о том, что факт нахождения карьера на исходном земельном участке не может безусловно лишить общества Агрофирма "Николаевская" права на приобретение в собственность вновь образованных земельных участков.
Таким образом, при проверке условий, при которых допускается предоставление земельного участка сельскохозяйственного назначения арендатору в собственность без проведения торгов в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что нарушения, на которые ссылается Министерство, не могут быть отнесены к выявленным в рамках государственного земельного надзора и неустраненным нарушениям законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка.
Более того, судами принято во внимание, что имеющиеся нарушения земельного законодательства, на которые ссылается Министерство, были устранены, административные взыскания погашены, невыполненных предписаний на момент обращения общества Агрофирма "Николаевская" с заявлениями о выкупе не имелось.
При изложенных обстоятельствах, установив, что статус арендатора спорных земельных участков сельскохозяйственного назначения возник у заявителя не позднее, чем с 17.09.2015, учитывая, что заявления о заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов поданы до дня истечения срока договора аренды земельного участка (18.12.2031), принимая во внимание отсутствие у заинтересованного лица сведений о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях земельного законодательства при использовании земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:000000:11204, 02:47:040901:228, 02:47:041001:317, 02:47:041601:409, 02:47:041201:322 на момент обращения с заявлением о выкупе, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые отказы Министерства в предоставлении в собственность земельных участков противоречат положению подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации и, соответственно, нарушают права и законные интересы заявителя.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленные требования, признав оспариваемые отказы Министерства незаконными и возложив на заинтересованное лицо соответствующую обязанность по заключению с обществом Агрофирма "Николаевская" договоров купли-продажи испрашиваемых земельных участков.
Доводы Министерства о том, что на момент обращения заявителя в Министерство с просьбой о выкупе спорных участков не истекли три года с момента заключения договоров аренды, поскольку с заявителем по настоящему делу заключены новые договоры аренды, объектом которых являются иные земельные участки, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на наличие выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушений законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка сельскохозяйственного назначения, что исключает предоставление испрашиваемых земельных участков в собственность, подлежат отклонению, как противоречащие материалам дела.
По результатам исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств в их совокупности и взаимной связи суды первой и апелляционной инстанций установили, что выявленные нарушения по незаконной добыче песчано-гравийной смеси, по использованию недр без лицензии на пользование недрами не могут быть отнесены к выявленным в рамках государственного земельного надзора и неустраненным нарушениям законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка.
Оснований для переоценки данных выводов у суда кассационной инстанции не имеется. Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Вопреки утверждениям Министерства о том, что испрашиваемые земельные участки образованы в результате выдела и не составляют полностью земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:265 в его границах, а составляют лишь его части, судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела установлено, материалами дела подтверждено, что земельные участки с кадастровыми номерами 02:47:000000:11204, 02:47:040901:228, 02:47:041001:317, 02:47:041601:409, 02:47:041201:322 были образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:265 в его границах. Какие-либо надлежащие и достаточные доказательства, опровергающие установленные судами обстоятельства, заинтересованным лицом в материалы дела не представлены (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По существу изложенные в кассационной жалобе доводы выражают несогласие с произведенной судами оценкой установленных по делу фактических обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, что само по себе не является основанием для отмены принятых по делу законных судебных актов.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.05.2019 по делу N А07-37482/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Г. Беляева |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом произведенного исследования и оценки всех представленных в материалы дела доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами установлено, что нарушение законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:265, выразившееся в допущении несанкционированной свалки ТБО на общей площади 0,5 га на земельном участке с кадастровым номером 02:47:041001:35, входящем в состав единого землепользования с земельным участком с кадастровым номером 02:47:000000:265, в 1 км юго-западнее д. Подымалово Дмитриевского сельсовета Уфимского района РБ, устранено; судами также установлено, что привлечение общества Агрофирма "Николаевская" к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, не относится к выявленным в рамках государственного земельного надзора и неустраненным нарушениям законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка, соответственно не может служить основанием для отказа в предоставлении заявителю спорных земельных участков.
Кроме того, при проверке ссылок заинтересованного лица на незаконную добычу песчано-гравийной смеси на карьере в 7 км северо-западнее д. Волково судами первой и апелляционной инстанций принято во внимание, что карьер расположен вблизи северо-западной границы земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:265, вне границ испрашиваемых земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:000000:11204, 02:47:040901:228, 02:47:041001:317, 02:47:041601:409, 02:47:041201:322, в связи с чем такой карьер не относится к испрашиваемым земельным участкам, кроме того, судами установлено, что разработка карьера начата до предоставления исходного земельного участка в аренду, в связи с чем сделан вывод о том, что факт нахождения карьера на исходном земельном участке не может безусловно лишить общества Агрофирма "Николаевская" права на приобретение в собственность вновь образованных земельных участков.
Таким образом, при проверке условий, при которых допускается предоставление земельного участка сельскохозяйственного назначения арендатору в собственность без проведения торгов в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что нарушения, на которые ссылается Министерство, не могут быть отнесены к выявленным в рамках государственного земельного надзора и неустраненным нарушениям законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка.
Более того, судами принято во внимание, что имеющиеся нарушения земельного законодательства, на которые ссылается Министерство, были устранены, административные взыскания погашены, невыполненных предписаний на момент обращения общества Агрофирма "Николаевская" с заявлениями о выкупе не имелось.
При изложенных обстоятельствах, установив, что статус арендатора спорных земельных участков сельскохозяйственного назначения возник у заявителя не позднее, чем с 17.09.2015, учитывая, что заявления о заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов поданы до дня истечения срока договора аренды земельного участка (18.12.2031), принимая во внимание отсутствие у заинтересованного лица сведений о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях земельного законодательства при использовании земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:000000:11204, 02:47:040901:228, 02:47:041001:317, 02:47:041601:409, 02:47:041201:322 на момент обращения с заявлением о выкупе, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые отказы Министерства в предоставлении в собственность земельных участков противоречат положению подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации и, соответственно, нарушают права и законные интересы заявителя.
...
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27 ноября 2019 г. N Ф09-7141/19 по делу N А07-37482/2018