|
Екатеринбург |
|
|
18 декабря 2019 г. |
Дело N А76-14135/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Гусева О. Г., Токмаковой А. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району города Челябинска (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.07.2019 по делу N А76-14135/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд прибыли представители:
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Челябинский Государственный Университет" (далее - заявитель, ФГБУ ВО "ЧелГУ", учреждение, страхователь) - Волохина Г.Н. (доверенность от 31.10.2019),
инспекции - Фомичева А.В. (доверенность от 09.01.2017);
Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее - управление) - Одинцов А.А. (доверенность от 09.01.2019).
ФГБУ ВО "ЧелГУ" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными решения инспекции от 27.11.2018 N 47271 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решения управления от 25.02.2019 N 16-07/000980 об утверждении решения инспекции от 27.11.2018.
Решением суда от 04.07.2019 (судья Костылев И.В.) принят отказ заявителя от требований в части признания незаконным решения управления от 25.02.2019, производство по делу в этой части прекращено. В остальной части требования общества удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2019 (судьи Арямов А.А., Киреев П.Н., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит названные судебные акты отменить, принять новое решение, настаивая на том, что суммы компенсаций оплаты стоимости медицинских осмотров своим работникам подлежат включению в базу для обложения страховыми взносами, так как не поименованы в исчерпывающем перечне выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). При этом, налоговый орган полагает несостоятельной ссылку судов на определение Верховного Суда Российской Федерации N 309-КГ16-4485, поскольку содержащиеся в нем разъяснения касаются применения иной нормативной базы.
Из обстоятельств дела следует, что спор между сторонами возник по поводу принятия налоговым органом решения от 27.11.2018 N 47271, которым учреждение привлечено к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 7289,53 руб. за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование за 2017 год (с учетом статьей 112, 114 НК РФ) с предложением уплатить страховые взносы за 2017 год в сумме 145790,55 руб. и соответствующие пени по состоянию на 27.11.2018 в сумме 11869,52 руб.
Решением управления от 25.02.2019 N 16-07/000980 решение инспекции утверждено.
Изложенное явилось основанием для обращения учреждения в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования страхователя, суды исходили из незаконности ненормативного акта налогового органа от 27.11.2018 N 47271.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность судебных актов в обжалуемой части, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами основанием для привлечения страхователя к налоговой ответственности, начисления спорных сумм страховых взносов и пеней послужил вывод налогового органа о занижении им облагаемой базы ввиду исключения из нее 485968,5 руб. выплаченных учреждением своим работникам в возмещение стоимости проведенных ими медицинских осмотров.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 НК РФ, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 этого Кодекса (к числу которых относится заявитель), если иное не предусмотрено этой статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса), в том числе в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Согласно пункту 1 статьи 421 НК РФ, база для исчисления страховых взносов для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.
Из совокупного анализа указанных норм и положений статей 15, 16, 129 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда (вознаграждением за труд), то есть, связанные с выполнением работником трудовой функции и зависят от результатов его труда.
Материалами дела подтверждено, что учреждением в 2017 году произведены выплаты в сумме 485968,5 руб. в пользу педагогических работников в качестве компенсации затрат на прохождение ими обязательных медицинских осмотров.
В соответствии со статьей 69 Трудового кодекса Российской Федерации обязательному предварительному медицинскому осмотру при заключении трудового договора подлежат лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, а также иные лица, в случаях предусмотренных этим Кодексом и иными федеральными законами.
При этом, в силу статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан организовать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно пункта 9 части 1 статьи 48 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", педагогические работники обязаны проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.
Руководствуясь указанными нормативными положениями, суды пришли к правильному выводу о том, что проводимые педагогическим работникам обязательные медицинские осмотры должны осуществляться за счет работодателя, а в случае, если работник оплатил прохождение медицинского осмотра за счет собственных денежных средств, стоимость таких осмотров подлежит возмещению работодателем, и такое возмещение не может являться объектом обложения страховыми взносами, так как не носит характера вознаграждения в рамках трудовых отношений (оплатой за труд, доход
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решением налогового органа учреждению доначислены страховые взносы в связи с занижением базы на суммы, выплаченные педагогическим работникам в возмещение затрат на обязательные медицинские осмотры.
Суд с позицией налогового органа не согласился.
Образовательным учреждением произведены выплаты в пользу педагогических работников в качестве компенсации затрат на прохождение ими обязательных медицинских осмотров.
Проводимые педагогическим работникам обязательные медицинские осмотры должны осуществляться за счет работодателя, а в случае, если работник оплатил прохождение медицинского осмотра за счет собственных денежных средств, стоимость таких осмотров подлежит возмещению работодателем.
Такое возмещение не является объектом обложения страховыми взносами, так как не носит характера вознаграждения в рамках трудовых отношений, не является выплатой по трудовому или гражданско-правовому договорам, а также не является поощрительной, стимулирующей выплатой.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18 декабря 2019 г. N Ф09-8600/19 по делу N А76-14135/2019
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8600/19
08.11.2019 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8600/19
02.09.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12021/19
04.07.2019 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-14135/19