Екатеринбург |
|
15 июня 2020 г. |
Дело N А60-38470/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Черкезова Е. О., Ященок Т. П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рэко-Энерго" (далее - заявитель, общество, ООО "Рэко-Энерго") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.10.2019 по делу N А60-38470/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд прибыли представители:
общества - Ключко А.Н. (доверенность от 10.01.2020),
Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор, управление, административный орган) - Сафонова Е.А. (доверенность от 27.11.2019).
ООО "Рэко-Энерго" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным предписания управления от 22.01.2019 N Ч-6811.
Определением суда от 04.06.2019 указанное дело передано по подсудности в Арбитражный суд Свердловской области.
Решением суда от 01.10.2019 (судья Высоцкая Е.В.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2019 (судьи Грибиниченко О.Г., Варакса Н.В., Гладких Е.О.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Рэко-Энерго" просит названные судебные акты отменить в полном объеме и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Настаивая на том, что здание главного корпуса ТЭЦ-3 в осях 12-18 является самостоятельным зданием, в котором расположен третий энергоблок абсолютно независимый от двух других энергоблоков, расположенных в осях 1-12 главного корпуса ТЭЦ-3, указанное здание не является пристроем или частью общего здания. Отмечает, что обязательным для исполнения является ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния". Разделы 1, 6 (пункты 6.2.5, 6.2.6, 6.3.2, 6.3.3, 6.4.18 - 6.4.20), приложения Б, В, К, Л, в соответствии с которым была проведена экспертиза промышленной безопасности Здания главного корпуса ТЭЦ-3 в осях 12-18. Ссылку на данный ГОСТ дает Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент). При этом, методика оценки технического состояния", утвержденный Приказом НП "Инновации в Электроэнергетике", не является документом, устанавливающим обязательные требования к безопасности зданий и сооружений.
При рассмотрении дела судами установлено, что управлением в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности с целью подтверждения фактов, изложенных в письме Управления ФСБ России по Свердловской области, связанных с нарушением лицензионных требований и требований промышленной безопасности при подготовке экспертиз промышленной безопасности на часть здания, лицензионного контроля на основании распоряжения от 03.12.2018 N Ч-6811-р в период с 18.12.2018 по 21.12.2018 проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой выявлено, что ООО "Рэко-Энерго" проведена экспертиза промышленной безопасности здания главного корпуса Челябинской ТЭЦ-3 ПАО "Фортум" в осях 12-18, эксплуатируемого на опасном производственном объекте III класса опасности, "Площадка главного корпуса Челябинской ТЭЦ-3" рег. N А56-70847-0035, расположенного по адресу: г. Челябинск, Тракторозаводской район, тракт Бродокалмакский, д. 6; Россия, Челябинская область, г. Челябинск, тракт Бродокалмакский, N 6; Россия, Челябинская область, г. Челябинск, тракт Бродокалмакский, д. 6, строение 1 (74). Экспертиза промышленной безопасности проведена не на здание целиком, а на часть здания, что, по мнению административного органа, не позволило сделать объективную оценку несущей способности всего здания.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что ведомость дефектов и повреждений строительных конструкций здания в осях 12-18 Челябинской ТЭЦ-3, указанная в приложении 4.1 к экспертизе промышленной безопасности, не содержит классификацию выявленных дефектов и повреждений по категориям опасности.
Результаты проверки отражены в акте от 22.01.2019 N Ч-6811, заявителю выдано предписание от 22.01.2019 N Ч-6811 об устранении выявленных нарушений в срок до 22.04.2019.
Не согласившись с указанным ненормативным актом управления, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия совокупности оснований для признания предписания управления недействительным.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) к деятельности в области промышленной безопасности относиться проведение экспертизы промышленной безопасности.
В соответствии с п. 49 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности.
Экспертная организация ООО "Рэко-Энерго" осуществляет свою деятельность на основании лицензии N от 28.08.2014 N ДЭ-00-014957 - деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности.
В составе указанной лицензии заявитель проводит экспертизу промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья и продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий (приложение к лицензии от 28.08.2014 N ДЭ-00-014957).
В соответствии с абзацем 14 пункта 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
Экспертиза промышленной безопасности - определение соответствия объектов экспертизы промышленной безопасности, указанным в пункте 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности (статьи 1 Закона N 116-ФЗ).
Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 13 данного закона экспертизе промышленной безопасности подлежат здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.
Понятия здания, помещения и строительной конструкции даны части 2 статьи 2 Технического регламента.
Поскольку здания входят в состав опасного производственного объекта, их идентификация должна проводиться в соответствии с законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности (согласно части 4 статьи 4 Технического регламента). А как уже было сказано выше, в абзаце 4 пункта 1 статьи 13 обозначенного закона экспертизе промышленной безопасности подлежат здания, на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.
Порядок проведения экспертизы промышленной безопасности установлен федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденными Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538 (далее - Правила N 538).
Пункт 7 Правил N 538 устанавливает, что здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией, отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения и после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений, по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы.
Таким образом, объектом экспертизы промышленной безопасности является здание (в целом). Части зданий (согласно статье 13 закона) к объектам экспертизы промышленной безопасности не относятся, соответственно, экспертизе промышленной безопасности не подлежат.
В результате проверки управлением установлено, что обществом проведена экспертиза промышленной безопасности здания главного корпуса Челябинской ТЭЦ-3 ПАО "Фортум" в осях 12-18, однако проведение экспертизы промышленной безопасности в осях здания, эксплуатируемого на опасном производственном объекте, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Согласно части 1 статьи 5 Технического регламента безопасность зданий обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (части 1 статьи 36 Технического регламента).
Оценка соответствия зданий осуществляется в целях периодического удостоверения соответствия характеристик эксплуатируемого здания требованиям Федерального закона и проектной документации для подтверждения возможности дальнейшей эксплуатации здания (подпункта 4 части 1 статьи 38 Технического регламента). Цель проведения экспертизы здания - это определение соответствия здания, предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности и определение условий его дальнейшей эксплуатации.
В результате деятельности заявителя, а именно: непроведения экспертизы на здание, безопасность объекта экспертизы, предусмотренного действующим законодательством, не подтверждена.
В Законе N 116-ФЗ не сказано, что экспертиза промышленной безопасности проводится по частям. Пункт 21.3 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, устанавливает, что при проведении экспертизы здания анализируются заключения ранее проводимых экспертиз этого здания, а не его частей.
Таким образом, как верно указано судами, проведение экспертизы промышленной безопасности отдельной части здания нарушает требования промышленной безопасности, предусмотренные настоящим законом.
Заявитель ссылается на то, что здание главного корпуса в осях 12-18 Челябинской ТЭЦ-3 соответствует понятию здания, определенному техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений, а, следовательно, экспертиза промышленной безопасности проведена в соответствии с установленными требованиями. В подтверждение указанного факта, заявитель прикладывает копию кадастрового паспорта, копию разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, копию свидетельства о регистрации прав на недвижимое имущество.
Однако, судами установлено, что здание главного корпуса Челябинской ТЭЦ-3 является объемной строительной системой, расположенной в осях 1-18, состоящая из первой части здания расположенной в осях 1-12, построенной в 2005 году, и второй части здания расположенной в осях 12-18, построенной (пристроенной) в 2011 году. Здание в целом имеет общее назначение - размещение турбинного, котельного и вспомогательного оборудования для выработки электроэнергии, а также воды и пара для технологических и бытовых нужд, и входит в состав одного опасного производственного объекта (ОПО) III класса опасности, зарегистрированного под номером А56-70847-0035.
Оснований для переоценки указанных выводов у суда округа не имеется. Право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
В соответствии с требованием Правил N 538 экспертизе промышленной безопасности подлежат здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.
Экспертиза проводится с целью определения соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности и основывается на принципах независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.
При проведении экспертизы устанавливается полнота и достоверность относящихся к объекту экспертизы документов, предоставленных заказчиком, оценивается фактическое состояние технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах. Для оценки фактического состояния зданий и сооружений проводится их обследование.
При проведении экспертизы зданий и сооружений анализируется имеющаяся документация, проводится ряд мероприятий и по результатам составляется заключение, которое должно содержать вывод о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности.
Таким образом, судами правильно указано, что анализ и мероприятия, проведенные в рамках экспертизы промышленной безопасности должны учитывать фактическое расположение, а также совместную работу и взаимодействие строительных конструкций (или отсутствие таковой) всего здания в целом, в том числе пристроенных частей здания.
С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу о том, что экспертиза промышленной безопасности на здание главного корпуса Челябинской ТЭЦ-3 в осях 12-18, эксплуатируемого энергосистемой "Урал" ПАО "Фортум", выполненная ООО "Рэко-Энерго" в 2018 году (N РЭ-ЗС-0214-17), а также отдельное заключение экспертизы промышленной безопасности на здание главного корпуса Челябинской ТЭЦ-3 в осях 11-12, выполненная ООО "Промтехэкспертиза" в 2017 году (N 56-ЗС00379-2017), не содержат полных и достоверных сведений о техническом состоянии здания главного корпуса Челябинской ТЭЦ-3 в целом, и не учитывают совместную работу и взаимодействие его всех строительных конструкций и элементов, в том числе при локализации и ликвидации последствий возможных аварийных ситуаций.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в порядке статьи 71 АПК РФ и, проанализировав нормы действующего законодательства, суды указали на законность пункта 1 оспариваемого предписания.
Также пунктом 2 оспариваемого предписания обществу указано на необходимость устранить нарушения положений статьи 9, 13 Закона N 116-ФЗ, пункта 2.14 Правил N 538, п. 3.26 СТО 70238424.27.010.011-2008 "Здания и сооружения объектов энергетики. Методика оценки технического состояния".
Статьи 9, 13 Закона N 116-ФЗ устанавливают общие требования в проведении экспертизы промышленной безопасности.
В соответствии с пунктом 21.4 Правил N 538 обследование зданий и сооружений включает, в том числе определение соответствия строительных конструкций зданий и сооружений проектной документации и требованиям нормативных документов, выявление дефектов и повреждений элементов и узлов конструкций зданий и сооружений с составлением ведомостей дефектов и повреждений.
ООО "Рэко-Энерго" в приложении 4.1 к Заключению экспертизы промышленной безопасности здания главного корпуса Челябинская ТЭЦ-3 в осях 12-18 приводит ведомость выявленных дефектов и повреждений, а также определяет категории опасности дефектов или повреждений по следующим признакам: "нормативное техническое состояние", "работоспособное техническое состояние", "ограниченно-работоспособное техническое состояние" и "аварийное состояние".
Однако ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", устанавливающий вышеуказанные признаки, относит их к определению технического состояния строительных конструкций зданий и сооружений, а не дефектов и повреждений.
Стандарт СТО 70238424.27.010.011-2008 "Здания и сооружения объектов энергетики. Методика оценки технического состояния", утвержденный Приказом НП "Инновации в Электроэнергетике" от 12.07.2008 N 12/12, устанавливает требования к классификации выявленных дефектов и повреждений по категориям опасности: "А" - Дефекты и повреждения основных несущих конструкций, представляющие непосредственную опасность их разрушения, "Б" - Дефекты и повреждения не представляющие при их обнаружении непосредственную опасность разрушения несущих конструкций, но способны в дальнейшем вызвать повреждения других элементов и узлов или при развитии повреждения перейти в категорию "А", "В" - Дефекты и повреждения локального характера, которые при последующем развитии не могут оказать влияния на основные несущие конструкции здания и сооружения.
Классификация дефектов и повреждений необходима для правильного анализа материалов обследования, полученных после проведения натурного обследования, сбора различных сведений, проведения необходимых исследований и расчетов, с выявление причин дефектов, и оценкой их влияния на надежность и долговечность ограждающих конструкций.
Требования СТО 70238424.27.010.011-2008 распространяется на здания и сооружения производственного назначения, а также гидротехнические сооружения тепловых и гидравлических электростанций, электрических и тепловых сетей и подстанций.
Требования настоящего стандарта предназначены для применения генерирующими компаниями и электростанциями, предприятиями электрических сетей, специализированными предприятиями, осуществляющими ремонтные и строительные работы, а также научно-исследовательскими и проектными организациями, осуществляющими оценку технического состояния зданий и сооружений объектов энергетики.
При таких обстоятельствах дела суды пришли к правильным выводам о том, что экспертная организация ООО "Рэко-Энерго" должна руководствоваться данным СТО 70238424.27.010.011-2008 при проведении экспертизы промышленной безопасности спорного здания.
Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателями жалоб положений законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.10.2019 по делу N А60-38470/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рэко-Энерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.