Екатеринбург |
|
25 августа 2020 г. |
Дело N А50-29682/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Поротниковой Е.А., Гавриленко О.Л.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тепло-Бизнес" (далее - заявитель, общество "Тепло-Бизнес") на решение Арбитражного суда Пермского края от 07.02.2020 по делу N А50-29682/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Тепло-Бизнес" - Оболенская О.В. (доверенность от 10.08.2020);
общества с ограниченной ответственностью "ЖилСтройКомфорт" (далее - общество "ЖилСтройКомфорт") - Воронков И.А. (доверенность от 19.08.2020);
Администрации Сылвенского сельского поселения (далее - администрация) - Залеткина Е.П. (доверенность от 03.02.2020).
Общество "Тепло-Бизнес" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными постановлений администрации от 06.09.2019 N 222 о лишении общества "Тепло-Бизнес" статуса единой теплоснабжающей организации, от 06.09.2019 N 223 о начале приема заявок на присвоение статуса теплоснабжающей организации на территории микрорайона Стрелка пос. Сылва, от 11.10.2019 N 246 о присвоении обществу "ЖилСтройКомфорт" статуса единой теплоснабжающей организации на территории микрорайона Стрелка пос. Сылва Сылвенского сельского поселения" (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований).
Определением суда от 12.11.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество "ЖилСтройКомфорт".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 07.02.2020 требования общества "Тепло-Бизнес" оставлены без удовлетворения.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Тепло-Бизнес" просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, материалами дела не доказано неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности), и (или) теплоносителя, и (или) услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, предусмотренных условиями указанных в абзацах 3 и 4 пункта 12 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), договоров в размере, превышающем объем таких обязательств за 2 расчетных периода, либо систематическое (3 и более раза в течение 12 месяцев) неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, предусмотренных условиями таких договоров, как того требует абзац 2 пункта 13 Правил N 808.
Общество "Тепло-Бизнес" считает, что лишение организации статуса единой теплоснабжающей организации (далее - ЕТО) возможно только на основании решения федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов, а также получения уведомления (заявлении) от организации, имеющей статус ЕТО.
Как отмечает заявитель, сравнительный анализ, сделанный комиссией в протоколе по оценке способности теплоснабжающих организаций обеспечить надежность теплоснабжения микрорайона Стрелка пос. Сылва Сылвенского сельского поселения от 05.09.2019, размеров собственного капитала организаций, а также оценка способности в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения, не основан на нормах действующего законодательства. Указанная оценка возможна при решении вопроса о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации (ЕТО) в сравнении с другими организациями, а не его утрате в случае установления обстоятельств, указанных в пункте 9 Правил N 808.
Общество "Тепло-Бизнес" указывает, что постановление от 06.09.2019 N 222 о лишении общества "Тепло-Бизнес" статуса ЕТО было отменено постановлением администрации от 25.10.2019 N 262, тем самым администрация признала за собой незаконность вынесенного постановления о лишении общества "Тепло-Бизнес" статуса единой теплоснабжающей организации. В связи с тем, что постановление от 06.09.2019 N 222 принято незаконно, постановление N 223 о начале приема заявок также является незаконным, так как право на прием заявок возникает у администрации только после лишения статуса ЕТО в отношении действующей организации.
Кроме того, заявитель обращает внимание на то, что при присвоении статуса ЕТО администрацией был нарушен пункт 8 Постановления N 808, поскольку по данным схемы теплоснабжения, общество "Тепло-Бизнес" владеет источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, 30.07.2019 администрацией создана комиссия по оценке способности теплоснабжающих организаций обеспечить надежность теплоснабжения микрорайона Стрелка пос. Сылва Сылвенского сельского поселения.
Исследовав представленные обществом "Тепло-Бизнес" и обществом "ЖилСтройКомфорт" документы, а также схему теплоснабжения, сведения государственной статистической отчетности, данные бухгалтерской отчетности, комиссия пришла к выводу о необходимости рекомендовать главе Сылвенского сельского поселения принять постановление о лишении общества "Тепло-Бизнес" статуса ЕТО, объявить сбор заявок на присвоение организации статуса ЕТО в системе теплоснабжения микрорайона Стрелка п. Сылва, что отражено в протоколе от 05.09.2019.
Руководствуясь выводами названной комиссии, администрация в соответствии с пунктами 13, 17 Правил N 808, положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) вынесла постановления от 06.09.2019 N 222 о лишении общества статуса ЕТО и N 223 о начале приема заявок на присвоение статуса ЕТО на территории микрорайона Стрелка пос. Сылва.
По итогам рассмотрения поступивших заявок администрацией принято решение с 16.10.2019 присвоить статус ЕТО в системе теплоснабжения микрорайона Стрелка пос. Сылва обществу "ЖилСтройКомфорт", владеющему на законном основании источником тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и тепловыми сетями с наибольшей емкостью, о чем вынесено постановление от 11.10.2019 N 246.
Полагая, что указанные постановления N 222, 223, 246 являются незаконными и необоснованными, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых постановлений незаконными.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 2 Закона Пермского края от 22.12.2014 N 416-ПК "О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поседениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края "О бюджетном процессе в Пермском крае" за сельскими поселениями Пермского края закреплен вопрос организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 11, 28 статьи 2 Закона N 190-ФЗ теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей); единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения - теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Присвоение статуса ЕТО осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов на соответствующих территориях (часть 1 статьи 6 Закона N 190-ФЗ).
На основании пункта 5 Правил N 808 установлен заявительный порядок присвоения статуса ЕТО. В случае отсутствия заявок статус ЕТО присваивается организации, владеющей в соответствующей зоне деятельности источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей тепловой емкостью (пункт 11 Правил N 808).
Критериями определения единой теплоснабжающей организации являются владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации; размер собственного капитала; способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения (пункт 7 Правил N 808).
В пункте 8 Правил N 808 предусмотрено, что в случае если заявка на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации подана организацией, которая владеет на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации присваивается данной организации. Показатели рабочей мощности источников тепловой энергии и емкости тепловых сетей определяются на основании данных схемы (проекта схемы) теплоснабжения поселения, городского округа.
В случае если заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации поданы от организации, которая владеет на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью, и от организации, которая владеет на праве собственности или ином законном основании тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации присваивается той организации из указанных, которая имеет наибольший размер собственного капитала. В случае если размеры собственных капиталов этих организаций различаются не более чем на 5 процентов, статус единой теплоснабжающей организации присваивается организации, способной в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения (пункт 9 Правил N 808).
Согласно пункту 13 Правил N 808 организация может утратить статус единой теплоснабжающей организации, в частности, в следующих случаях:
- неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности), и (или) теплоносителя, и (или) услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, предусмотренных условиями указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 12 настоящих Правил договоров, в размере, превышающем объем таких обязательств за 2 расчетных периода, либо систематическое (3 и более раза в течение 12 месяцев) неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, предусмотренных условиями таких договоров. Факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств должен быть подтвержден вступившими в законную силу решениями федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов;
- несоответствие организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, критериям, связанным с размером собственного капитала, а также способностью в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.
Лица, права и законные интересы которых нарушены по основаниям, предусмотренным абзацем 2 пункта 13 Правил N 808, незамедлительно информируют об этом уполномоченные органы для принятия ими решения об утрате организацией статуса единой теплоснабжающей организации. К указанной информации должны быть приложены вступившие в законную силу решения федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов (пункт 14 Правил N 808).
Организация, имеющая статус единой теплоснабжающей организации, вправе подать в уполномоченный орган заявление о прекращении осуществления функций единой теплоснабжающей организации, за исключением случаев, если статус единой теплоснабжающей организации присвоен в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил. Заявление о прекращении функций единой теплоснабжающей организации может быть подано до 1 августа текущего года (пункт 15 Правил N 808).
Глава местной администрации городского поселения, городского округа, глава местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации), федеральный орган исполнительной власти обязан принять решение о лишении организации статуса единой теплоснабжающей организации в течение 15 рабочих дней со дня получения от лиц, права и законные интересы которых нарушены по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 13 настоящих Правил, либо федерального антимонопольного органа и (или) его территориальных органов в случае принятия решения о неоднократном нарушении антимонопольного законодательства, в том числе при распределении тепловой нагрузки в системе теплоснабжения, вступивших в законную силу решений федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов, а также получения уведомления (заявления) от организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, в случаях, предусмотренных абзацами третьим-седьмым пункта 13 настоящих Правил (пункт 16 Правил N 808).
Судами установлено, постановлением администрации от 26.09.2017 N 259 общество "Тепло-Бизнес" наделено статусом единого гарантирующего поставщика тепловой энергии в м/р Стрелка Сылвенского сельского поселения.
Названное постановление опубликовано в установленном законом порядке в соответствии с действующим законодательством, не оспорено и не отменено, являлось действующим на момент принятия администрацией спорного постановления N 222.
Отсутствие в Законе N 190-ФЗ таких понятий как "гарантирующий поставщик", "единый гарантирующий поставщик" позволило судам прийти к правильному выводу о присвоении обществу "Тепло-Бизнес" статуса единой теплоснабжающей организации.
Как следует из материалов дела, общество "Тепло-Бизнес" зарегистрировано в качестве юридического лица 30.05.2017, основным видом деятельности организации является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными. Для целей осуществления указанного вида деятельности общество "Тепло-Бизнес" обслуживает частные котельные "Сылва", переданные в эксплуатацию по договору лизинга. Мощность котельных составляет 14 Гкал/час, или 16,3 МВт; размер уставного капитала - 10 000 руб.
Вместе с тем, судами установлено, что размер обязательств общества "Тепло-Бизнес" на отчетную дату превысил величину активов предприятия.
Так, решением Арбитражного суда Пермского края от 21.08.2019 по делу N А50-24688/2019 с общества "Тепло-Бизнес" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пермь" (далее - общество "Газпром межрегионгаз Пермь") взыскана задолженность за поставленный в мае 2019 года газ в общей сумме 1 286 644 руб. 37 коп.
Письмом от 30.08.2019 общество "Газпром межрегионгаз Пермь" уведомило администрацию о наличии задолженности у общества "Тепло-Бизнес" перед поставщиком в сумме 7,2 млн. руб., которое послужило основанием для ограничения поставки газа в размере 11 % от общего объема поставки газа по договору газоснабжения с 01.08.2019.
Согласно упрощенной бухгалтерской отчетности за 2018 год на 31.12.2018 величина собственного капитала общества имела отрицательное значение и составляла минус 1 767 000 руб.
Относительно общества "ЖилСтройКомфорт" комиссией администрации установлено, что данное общество зарегистрировано в качестве юридического лица 26.04.2017, основным видом деятельности с 31.07.2019 является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными. Для целей осуществления указанного вида деятельности названное общество осуществляет эксплуатацию газовой котельной тепловой производительностью 15 Гкал/час, или 17,5 МВт на основании договора доверительного управления с обществом с ограниченной ответственностью "ТОП-Энерго" и тепловой сети протяженностью 6 039,8 м.
По итогам конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры объектов теплоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования "Сылвенское сельское поселение" от 14.03.2019 N 4, общество "ЖилСтройКомфорт" признано победителем, заключенное по итогам конкурса концессионное соглашение направлено на утверждение губернатору Пермского края. На период до подписания названного концессионного соглашения губернатором Пермского края между администрацией и обществом "ЖилСтройКомфорт" заключен договор от 19.07.2019 N 57, по условиям которого объекты теплоснабжения, являющиеся предметом концессионного соглашения, переданы в аренду третьему лицу.
Размер уставного капитала общества "ЖилСтройКомфорт" составляет 1 210 000 руб.
Производительность станции химводоподготовки котельной общества "Тепло-Бизнес" составляет 3,0 м/час. Производительность станции химводоподготовки котельной общества "ЖилСтройКомфорт" - 10 м/час, что минимизирует для потребителей последствия аварийных ситуаций на тепловых сетях.
С учетом изложенного, комиссия администрации, принимая во внимание технические характеристики используемого обществом "Тепло-Бизнес" оборудования, наличие кредиторской задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в значительном размере, ограничение ресурсоснабжающей организацией объема поставки газа в адрес заявителя, а также превышение размера обязательств над величиной активов предприятия, правомерно расценила данные обстоятельства в качестве факторов, позволяющих сделать вывод о неспособности общества "Тепло-Бизнес" в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в системе теплоснабжения м/р Стрелка пос. Сылва.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что у администрации имелись правовые основания для лишения общества "Тепло-Бизнес" статуса единой теплоснабжающей организации (постановлением от 06.09.2019 N 222), в том числе в связи с несоответствием данного общества критериям, связанным с размером собственного капитала, а также способностью в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.
Поскольку законность лишения общества "Тепло-Бизнес" статуса ЕТО подтверждена, у администрации имелись предусмотренные пунктом 17 Правил N 808 основания для проведения отбора организаций на присвоение статуса ЕТО на территории микрорайона стрелка пос. Сылва и издания соответствующего постановления от 06.09.2019 N 223.
Общество "ЖилСтройКомфорт" определено администрацией в качестве ЕТО в отношении спорного микрорайона с соблюдением законодательно установленного порядка, регулируемого Правилами N 808, на основании проведенного анализа на соответствие организаций предусмотренным критериям определения ЕТО, в связи с чем оснований для признания постановления от 11.10.2019 N 246 недействительным также не имеется.
Отклоняя доводы заявителя о том, что лишение организации статуса ЕТО возможно только на основании решения федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов, а также получения уведомления (заявлении) от организации, имеющей статус ЕТО, суды правомерно указали, что отсутствие заявления со стороны лица, чьи права и законные интересы нарушены по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 13 Правил, не свидетельствует об отсутствии у органа местного самоуправления права принять решение о лишении теплоснабжающей организации статуса ЕТО в случае самостоятельного выявления указанных в названном пункте обстоятельств.
Ссылки заявителя на отмену администрацией постановления от 06.09.2019 N 222 о лишении общества "Тепло-Бизнес" статуса единой теплоснабжающей организации, также являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и правомерно отклонены, поскольку отмена администрацией оспариваемого постановления обусловлена исключительно ее позицией о том, что общество "Тепло-Бизнес" не имело статуса ЕТО (ввиду отсутствия соответствующего нормативного акта), то есть лишать такого статуса было некого. Однако суды в рамках настоящего дела пришли к противоположному выводу о том, что статус ЕТО у заявителя до 06.09.2019 имелся. Необоснованная, таким образом, отмена администрацией своего постановления не является основанием для признания его недействительным судом. Общество "Тепло-Бизнес" от соответствующих требований не отказывалось, продолжая настаивать на своей позиции по существу спора, отстаивать ранее принадлежавший статус ЕТО.
Доводы заявителя о том, что общество "Тепло-Бизнес" способно в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения, также подлежат отклонению, поскольку выводы комиссии администрации по оценке способности теплоснабжающих организаций обеспечить надежность теплоснабжения основаны на технической документации на котельные. Способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения лишь обосновывается в схеме теплоснабжения (пункт 10 Правил N 808), однако это не означает, что она не может быть пересмотрена на основании технической документации. При сравнении показателей надежности систем теплоснабжения комиссией администрации были использованы и иные критерии, перечисленные в протоколе.
Доводы о том, что общество "Тепло-Бизнес" не было приглашено на заседание комиссии по оценке способности теплоснабжающих организаций обеспечить надежность теплоснабжения, которое состоялось 05.09.2019, подлежат отклонению, поскольку согласно Положению о комиссии по оценке способности теплоснабжающих организаций обеспечить надежность теплоснабжения микрорайона Стрелка пос. Сылва Сылвенского сельского поселения, утвержденному распоряжение главы поселения от 30.07.2019 N 47, приглашение представителей теплоснабжающих организаций на заседание комиссии не предусмотрено.
Таким образом, суды, отказывая в удовлетворении заявленных обществом "Тепло-Бизнес" требований, правомерно исходили из законности постановлений администрации от 06.09.2019 N 222, 223 и от 11.10.2019 N 246.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 07.02.2020 по делу N А50-29682/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тепло-Бизнес" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.