Екатеринбург |
|
27 августа 2020 г. |
Дело N А60-67777/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Купреенкова В.А., Тороповой М.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.02.2020 по делу N А60-67777/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Открытое акционерное общество "Межрегиональная Распределительная сетевая компания Урала" (далее - общество "МРСК Урала") обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - Управление) о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории недействительным; обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, под опорами линий электропередач, принадлежащих заявителю, формируемых из земельного участка с кадастровым номером 66:20:0000000:64, расположенных в Пышминском районе Свердловской области.
Решением суда от 18.02.2020 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, принять по делу новый судебный акт. Заявитель указывает, что Управление распоряжается земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации и превышающими площадь в 10 гектаров только по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Заявитель полагает, что отказ в утверждении представленной схемы является правомерным, так как истцом при разработке представленной схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории не был учтен пункт 6 требований, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762, а также в составе представленных Схем картографическая основа не соответствует предъявляемым требованиям.
В отзыве на кассационную жалобу общество "МРСК Урала" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, обществу "МРСК Урала" на праве собственности принадлежат следующие объекты электросетевого хозяйства:
1. ВЛ-10 кВ ф. Боролявлянский, ВЛ-10 кВ ф. Насосная, ВЛ-10 кВ ф. Налимовский, ВЛ-10 кВ ф. Котельная-1, входящие в состав электросетевого комплекса подстанции 110/10 кВ "Боровлянка" (Свидетельство о регистрации права 66 АГ N 304549 от 23 июля 2008 г.).
2. ВЛ-10 кВ ф. Нагибинский, ВЛ-10 кВ ф. Первомайский, ВЛ-10 кВ ф. Родина, входящие в состав электросетевого комплекса подстанции 110/10 кВ "Четкарино" (Свидетельство о регистрации права 66 АГ N 304562 от 23 июля 2008 г.).
3. ВЛ-10 кВ ф. Калинино, входящего в состав электросетевого комплекса подстанции 110/10 кВ "Трифаново" (Свидетельство о регистрации права 66 АГ N 401355 от 20 октября 2008 г.).
4. ВЛ-10 кВ ф. Пылаевский, ВЛ-10 кВ ф. Катарачский, входящий в состав электросетевого комплекса подстанции 110/10 кВ "Ощепково" (Свидетельство 66 АГ N 304563 от 23 июля 2008 г.).
Для размещения указанных объектов ОАО "Свердловэнерго" (правопредшественник общества "МРСК Урала") был предоставлен земельный участок на праве (постоянного) бессрочного пользования (далее - ПБП) площадью 1, 47 га, что подтверждается Свидетельством о праве на землю от 25.02.1998 N 1960.
Земельному участку, на котором размещены указанные выше электросетевые объекты общества "МРСК Урала" и который ранее был предоставлен на праве ПБП присвоен кадастровый номер 66:20:0000000:64.
В 2003 году на указанный земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
С 2008 года ОАО "Свердловэнерго" реорганизовано в форме присоединения к обществу "МРСК Урала", что подтверждается протоколом внеочередного общего собрания акционеров ОАО "Свердловэнерго" от 22.01.2008 N 21; свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ о реорганизации общества "МРСК Урала" в форме присоединении от 30.04.2008; свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности ОАО "Свердловэнерго" путем реорганизации в форме присоединении от 30.04.2008; Уставом общества "МРСК Урала". Соответственно, все права и обязанности, в том числе права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком 66:20:0000000:64 перешли к обществу "МРСК Урала" в порядке универсального правопреемства (п. 2 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В целях переоформления права постоянного бессрочного пользования на право аренды общество "МРСК Урала" заключило договор подряда от 06.05.2017 N 107/2017/СЭ с ООО "Кадастровый центр" для проведения кадастровых и землеустроительных работ по формированию земельных участков, занятых электросетевыми объектами с последующей их постановкой на государственный кадастровый учет.
Общество "МРСК Урала" в лице представителя ООО "Кадастровый центр", руководствуясь требованиями ст. 11.3, ст. 39.14, ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, 10.07.2019 обратилось в Управление с заявлениями N 303, 304, 305, 306, 307, 308, 309, 310, 311, 312 о предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду и утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схем) под опорами линий электропередач, принадлежащих обществу "МРСК Урала", формируемых из земельного участка с кадастровым номером 66:20:0000000:64, площадью:
- 160 кв. м под размещение ВЛ-10 кВ ф. Пылаевский, входящая в ЭСК ПС 110/10 кВ "Ощепково";
- 28 кв. м под размещение ВЛ-10 кВ ф. Катарачский, входящая в ЭСК ПС 110/10 кВ "Ощепково";
- 54 кв. м под размещение ВЛ-10 кВ ф. Нагибинский, входящая в ЭСК ПС 110/10 кВ "Четкарино";
- 173 кв. м под размещение ВЛ-10 кВ ф. Первомайский, входящая в ЭСК ПС 110/10 кВ "Четкарино";
- 135 кв. м под размещение ВЛ-10 кВ ф. Родина, входящая в состав ЭСК ПС 110/10 кВ "Четкарино";
- 49 кв. м под размещение ВЛ-10 кВ ф. Боролявлянский, входящая в состав ЭСК ПС 110/10 кВ "Боровлянка";
- 32 кв. м под размещение ВЛ-10 кВ ф. Котельная-1, входящая в состав ЭСК ПС 110/10 кВ "Боровлянка";
- 41 кв. м под размещение ВЛ-10 кВ ф. Налимовский, входящая в состав ЭСК ПС 110/10 кВ "Боровлянка";
- 102 кв. м под размещение ВЛ-10 кВ ф. Насосная, входящая ЭСК ПС 110/10 кВ "Боровлянка";
- 243 кв. м под размещение ВЛ-10 кВ ф. Калинино, входящая в состав ЭСК ПС 110/10 кВ "Трифаново".
Управление письмом от 29.08.2019 N АР-11039/07 отказало в утверждении Схемы на основании подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, как не соответствующей требованиям к ее подготовке, которые установлены Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" (далее - Требования N 762):
1. в Схемах отсутствует изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков (пункт 6 Требований N 762).
Для ранее учтенного (до 01 марта 2008 г.) земельного участка, представляющего собой единое землепользование, на плане отображается схема расположения единого землепользования в пределах соответствующего кадастрового квартала. Если при соблюдении данного условия изображение не умещается на одном листе, допускается размещать его на нескольких листах. В виде выносок отображаются планы входящих в единое землепользование земельных участков в масштабе, обеспечивающем читаемость изображения.
2. при подготовке схемы расположения земельного участка на бумажном носителе при отсутствии картографической основы в разделе КПТ 2.1 графическая информация дополняется схематичным отображением границ территорий общего пользования, красный линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства) (пункт 7 Требований N 762).
3. направление нескольких схем на образование участков из одного исходного не соответствует закону.
Полагая, что отказ в утверждении Схем не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает его прав и законные интересы общества, общество "МРСК Урала" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из незаконности оспариваемого отказа.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
Заявитель обратился в суд с требованиями в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения. При этом суд проверяет законность акта или действий органа, наделенного властными полномочиями.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в п. 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исходя из позиции, изложенной в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассматривая споры, связанные с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе до 01 июля 2012 года, а юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты) на право аренды таких земельных участков, установить сервитуты в отношении таких земельных участков или приобрести такие участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 01 января 2016 года.
На основании пункта 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а именно: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, основанием для отказа Управлению в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории явилось несоответствие схемы требованиям, установленным приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 27.11.2014 N 762 утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе (далее - Требования к подготовке схемы расположения земельного участка).
Согласно пункту 6 Требований к подготовке схемы расположения земельных участков в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории указываются: условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков); проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости; изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения.
В пункте 7 Требований к подготовке схемы расположения земельных участков предусмотрено, что в случае подготовки схемы расположения земельного участка с использованием официального сайта графическая информация приводится на картографической основе государственного кадастра недвижимости. В случае отсутствия картографической основы в содержании раздела КПТ.2.1 "План (чертеж, схема) земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, расположенных в кадастровом квартале" кадастрового плана территории при подготовке схемы расположения земельного участка с использованием иных технологических и программных средств для отображения графической информации дополнительно в качестве картографической основы могут применяться не содержащие сведения ограниченного доступа картографические материалы, в том числе включенные в картографо-геодезические фонды, в масштабе, обеспечивающем читаемость графической информации, и в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости, с учетом указанных в пункте 4 Требований материалов и сведений. При подготовке схемы расположения земельного участка на бумажном носителе при отсутствии картографической основы в разделе КПТ.2.1 графическая информация дополняется схематичным отображением границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства).
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, предусмотренным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что в представленной заявителем схеме расположения земельного участка указан условный номер образуемого земельного участка, проектная площадь, список координат, изображение границ учтенных земельных участков, принимая во внимание возможность использования картографических материалов, в том числе включенных в картографо-геодезические фонды, в масштабе, обеспечивающем читаемость графической информации, и в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости, поскольку отсутствуют точные границы объектов недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости их границы представлены в условных обозначениях и на плане в виде координируемой оси объектов недвижимости, а также учитывая, что право собственности общества "МРСК Урала" зарегистрированы на электросетевые комплексы, в состав которых входят сооружения воздушных линий, трансформаторов, распределительных устройств и иных вспомогательных сооружений, обеспечивающих транспортировку электроэнергии, в соответствии с данными технической документации (Экспликации линий электропередач) каждая воздушная линия электропередачи, входящая в состав электросетевого комплекса, имеет свое техническое наименование, свой инвентарный номер и может выступать в качестве самостоятельного объекта прав, образуемые земельные участки расположены под линейными объектами, территориально размещенными в разных кадастровых кварталах, что исключает возможность формирования единой схемы расположения земельных участков, суды при отсутствии иных опровергающих доказательств, пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для не утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по причине их несоответствия вышеуказанным нормативным требованиям.
При данных обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что отказ Управления в утверждении схемы является незаконным, препятствующим осуществлению деятельности, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка и сводятся, по сути, лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. При этом заявитель фактически ссылается не на незаконность обжалуемых судебных актов, а выражает несогласие с произведенной судом оценкой доказательств, просит еще раз пересмотреть данное дело по существу, переоценить имеющиеся в деле доказательства.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.02.2020 по делу N А60-67777/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Полуяктов |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а именно: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, основанием для отказа Управлению в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории явилось несоответствие схемы требованиям, установленным приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 27.11.2014 N 762 утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе (далее - Требования к подготовке схемы расположения земельного участка)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27 августа 2020 г. N Ф09-4866/20 по делу N А60-67777/2019