Екатеринбург |
|
10 сентября 2020 г. |
Дело N А71-19711/2019 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Рябовой С.Э., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Колхоз имени Мичурина" (далее - кооператив) на мотивированное решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.02.2020, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А71-19711/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2020 по указанному делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без вызова сторон.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к кооперативу о взыскании части субсидии, предоставленной по договору от 04.05.2018 N 624 на повышение продуктивности в молочном скотоводстве в 2018 году, в сумме 336 602 руб.
51 коп.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Мотивированным решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.02.2020 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе кооператив просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на существенные нарушения судами норм материального права.
Заявитель жалобы не согласен с произведенным истцом расчетом субсидии, подлежащей возврату, отмечает, что истцом необоснованно применен пункт 25 Положения, в новой редакции Постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.07.2019 N 306, в то время как следовало применить редакцию Постановления от 18.03.2018 N86, то есть на день заключения договора и получения субсидии.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
При рассмотрении спора судами установлено, что в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о предоставлении субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, утвержденным Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10.03.2015 N 96 между министерством и кооперативом (получателем) заключен договор от 04.05.2018 N 624, предметом которого являлось предоставление из бюджета Удмуртской Республики в 2018 году субсидии на возмещение затрат получателя, связанных с собственным производством молока из расчета на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока (пункт 1.1. договора).
Платежными поручениями от 08.05.2018 N 46424, от 11.05.2018 N 133675, от 16.11.2018 N 125682, от 20.11.2018 N 754609 министерство перечислило кооперативу субсидию в общей сумме 6 297 238 руб. 05 коп.
В порядке осуществления контроля за соблюдением получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии, министерством установлен показатель результативности (далее - показатель результативности): сохранение или увеличение значения объема валового производства молока в 2018 году по сравнению со значением объема валового производства молока к 2017 году (пункты 5.1.3, 5.1.5, 5.3.1.2, 5.3.3 договора).
Срок действия договора установлен до 31.12.2018, кроме обязательств по представлению отчетности в срок не позднее 20.03.2019 (пункты 8.1, 5.1.3, 5.3.4.1 договора).
В случае не достижения значения показателя результативности использования субсидии получатель обязан вернуть денежные средства в сумме, исходя из расчета 1 процент суммы предоставленной субсидии за каждый процент снижения показателя результативности (пункты 5.1.6, 5.3.2.3, 5.3.2 договора).
Согласно отчету о достижении значения показателя результативности использования субсидии, представленному кооперативом 13.02.2019, объем валового производства коровьего молока по состоянию на 01.01.2019 снизился по сравнению с фактическим значением этого показателя по состоянию на 01.01.2018 с 5431 тонны до 5140,7 тонн.
Определив процент снижения показателя результативности, министерство письмом от 29.07.2019 N 03373-03/3 предложило кооперативу вернуть часть субсидии в сумме 336 602 руб. 51 коп.
Отказ кооператива возвратить денежные средства послужил истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в том числе в форме субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (подпункт 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В силу пункта 4 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10.03.2015 N 96 утверждено Положение о предоставлении субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве (далее - Положение).
Пунктом 20 Положения закреплено, что для оценки результативности осуществления расходов бюджетных средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, используется показатель результативности - сохранение или увеличение значение объема валового производства молока в году предоставления субсидии по сравнению со значением объема валового производства молока в году, предшествующем году предоставления субсидии.
В соответствии с пунктом 22 Положения заявитель представляет в Министерство отчетность о достижении значения показателя результативности использования субсидии и иную отчетность в сроки и по формам, установленным договором о предоставлении субсидии.
Пунктом 25 Положения предусмотрено, что возврат субсидии осуществляется в бюджет Удмуртской Республики в случае, если в отчетном финансовом году заявителем не достигнуто значение показателя результативности использования субсидии, Министерство принимает решение о возврате субсидии в соответствии с подпунктом 2 пункта 24 настоящего Положения, в финансовом году, следующим за годом предоставления субсидии. Сумма возврата субсидии определяется из расчета 1 процента суммы субсидии, предоставленной заявителю, за каждый процент снижения значения показателя результативности использования субсидии.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, предусмотренным статьей 71 АПК РФ, в том числе условия договора от 04.05.2018 N 624, отчет о достижении значения показателя результативности использования субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве от 13.02.2019, платежные поручения от 08.05.2018 N 46424, от 11.05.2018 N 133675, от 16.11.2018 N 125682, от 20.11.2018 N 754609, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в 2018 году ответчик допустил снижение объема валового производства коровьего молока по сравнению с 2017 годом (с 5431 тонны до 5140, 7 тонн).
С учетом установленных обстоятельств, принимая во внимание, что показатель результативности снизился, суды пришли к выводу, что Министерство обоснованно, в соответствии с пунктом 25 Положения, предъявило кооперативу требование о возврате части субсидии в бюджет Удмуртской Республики в сумме 336 602 руб. 51 коп.
На основании изложенного, принимая во внимание, что у ответчика возникла обязанность по возврату полученных им денежных средств в сумме 336 602 руб. 51 коп., при этом доказательств возврата указанной суммы ответчиком в материалы дела не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суды первой и апелляционной инстанций правомерно взыскали с кооператива сумму части предоставленной в 2018 году субсидии, направленной на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, в размере 336 602 руб. 51 коп.
Довод заявителя о неправильном применении истцом редакции Положения о предоставлении субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, отклоняется судом кассационной инстанции как необоснованный. Истец правомерно применил к спорным правоотношениям редакцию Положения о предоставлении субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, действовавшую на момент возникновения спорных правоотношений (то есть на момент заключения договора от 04.05.2018 N 624).
В соответствии с пунктом 20 Положения о предоставлении субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, редакция которого не менялась, для оценки результативности осуществления расходов бюджетных средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, используется показатель результативности - сохранение или увеличение значения объема валового производства молока в году предоставления субсидии по сравнению со значением объема валового производства молока в году, предшествующем году предоставления субсидии.
Из материалов дела следует, что год получения ответчиком субсидии - 2018, соответственно год, предшествующий году предоставления субсидии - 2017.
Указанные обстоятельства нашли свое отражение в пункте 5.1.3. договора о предоставлении субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве от 04 мая 2018 года N 624, заключенном между истцом и ответчиком.
На основании изложенного, суды пришли к правильному выводу о том, что исходя из толкования указанных положений, факт достижения получателем показателя результативности осуществляется путем сопоставления объемов валового производства молока в году предоставления субсидии (2018 год) с объемом валового производства молока с годом, предшествующим году предоставления субсидии (2017 год).
При этом, ответчиком, 13 февраля 2019 года представлен отчет о снижении объема валового производства коровьего молока по состоянию на 1 января 2019 года (по результатам 2018 года) по сравнению с фактическим значением этого показателя по состоянию на 1 января 2018 года (по результатам 2017 года) с 5431 тонны до 5140,7 тонн, кооперативом фактически исполнен договор, за исключением его обязанности по возврату части субсидии, рассчитанной пропорционально проценту снижения показателя результативности.
Иных отчетов о достижении значения показателя результативности использования предоставленной по договору N 624 от 4 мая 2018 года субсидии кооперативом не представлено.
Кооператив, подписав договор N 624 от 4 мая 2018 года, устанавливающий показатель результативности: сохранение или увеличение значения объема валового производства молока в 2018 году по сравнению со значением объема валового производства молока к 2017 году (пункт 5.1.3. договора), выразил согласие с условиями получения субсидии и порядком ее возврата в случае не достижения показателя результативности использования субсидий по итогам 2018 года по сравнению с 2017 годом, а также наличием у министерства права требования возврата субсидии в случае не достижения целевых показателей (пункт 5.1.6. договора).
Доказательства наличия объективных, независящих от ответчика, обстоятельств, препятствующих достижению определенного договором показателя результативности, материалы дела не содержат, ответчиком не представлены (статья 65 АПК РФ).
Судом кассационной инстанции также отклоняется ссылка кооператива на судебную практику, поскольку она основана на иных фактических обстоятельствах, в том числе в приведенных ответчиком делах рассматривались вопросы предоставления иной субсидии и соответственно вопросы применения иного нормативного акта.
При вынесении обжалуемых судебных актов арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами по делу доказательства (статья 71 АПК РФ).
Существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, судом кассационной инстанции при рассмотрении данной кассационной жалобы не установлено (часть 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с нормами частью 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции также не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
мотивированное решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.02.2020, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А71-19711/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2020 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Колхоз имени Мичурина" - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
С.Э. Рябова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В силу пункта 4 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 сентября 2020 г. N Ф09-4714/20 по делу N А71-19711/2019