Екатеринбург |
|
10 сентября 2020 г. |
Дело N А60-65683/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Беляевой Н. Г., Лазарева С. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.03.2020 по делу N А60-65683/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2020 по тому же делу.
В заседании суда кассационной инстанции 02.09.2020 объявлен перерыв до 03.09.2020. По окончании перерыва заседание суда возобновлено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Министерство финансов Свердловской области представило в Арбитражный суд Уральского округа ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя министерства. Ходатайство судом удовлетворено.
В судебном заседании принял участие представитель Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области - Юзвак Ю.С. (доверенность от 03.02.2020 N 17-01-82/1663).
Акционерное общество "Совхоз "Сухоложский" (далее - общество "Совхоз "Сухоложский") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании со Свердловской области в лице Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - министерство) неосновательного обогащения в сумме 9 169 500 руб., возникшего в результате необоснованного перечисления в бюджет Свердловской области части прибыли за период 2015 г.
Решением суда первой инстанции от 10.03.2020 исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал со Свердловской области в лице министерства за счет средств соответствующего бюджета в пользу общества "Совхоз "Сухоложский" неосновательное обогащение в сумме 7 669 500 руб., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 57 585 руб.
В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 15.06.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. По мнению заявителя, оснований для взыскания с министерства в качестве неосновательного обогащения спорной суммы у судов не имелось, учитывая заключенное по делу N A60-37240/2017 Арбитражного суда Свердловской области мировое соглашение, по мнению заявителя, означающее со стороны общества "Совхоз "Сухоложский" признание долга в полном объеме, влекущее за собой урегулирование спора в данных правоотношениях полностью.
Кроме того, ссылаясь на положения пункта 1 статьи 248, статей 249, 250, 271 Налогового кодекса Российской Федерации, заявитель настаивает на том, что, поскольку полученные обществом субсидии направлены на возмещение уже понесенных им расходов, такая государственная поддержка отражается в бухгалтерской отчетности в составе доходов организации, следовательно часть от полученной прибыли подлежит перечислению в бюджет на основании постановления Правительства Свердловской области от 06.11.2015 N 1036-ПП "Об утверждении программы управления государственной собственностью Свердловской области и приватизации государственного имущества Свердловской области на 2016 год".
Общество "Совхоз "Сухоложский" представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права. Общество отмечает, что государственные предприятия перечисляют в областной бюджет часть прибыли, полученной в предшествующем году от использования имущества, находящегося в их хозяйственном ведении, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Министерство финансов Свердловской области также представило отзыв на кассационную жалобу заявителя, в котором поддерживает доводы ответчика в полном объеме, полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что министерство являлось учредителем государственного унитарного предприятия Свердловской области "Совхоз "Сухоложский", которое 13.01.2016 в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 17.04.2017 реорганизовано в акционерное общество "Совхоз "Сухоложский".
Основными видами деятельности общества "Совхоз "Сухоложский" и источниками получения прибыли являются выращивание зерновых культур, семян масличных культур, однолетних кормовых культур, производство молока, кисломолочных продуктов, разведение молочного крупного рогатого скота, племенное животноводство.
В 2015 г. общество "Совхоз "Сухоложский" из федерального и областного бюджетов получило средства целевого финансирования (субсидии) на возмещение затрат в связи с осуществлением деятельности предприятия (на возмещение части затрат на содержание племенного маточного поголовья крупного рогатого скота молочных пород, возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышения плодородия и качеств почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур).
Выплата субсидии произведена на основании постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 N 1370 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока", в рамках реализации государственной программы Свердловской области "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 23.10.2013 N 1285-ПП, а также на основании постановлений Правительства Свердловской области от 25.12.2014 N 115-ПП "Об утверждении Порядка предоставления субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве", от 11.03.2013 N 289-ПП "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства" и от 24.01.2013 N 50-ПП "Об утверждении Порядков предоставления субсидий на поддержку племенного животноводства и племенного крупного рогатого скота мясного направления".
За 2015 г. чистая прибыль общества "Совхоз "Сухоложский" по данным бухгалтерского учета составила 36 678 000 руб.
Полагая, что по указанному постановлению Правительства Свердловской области общество "Совхоз "Сухоложский" обязано перечислить в бюджет часть чистой прибыли независимо от источников ее получения (формирования), в течение 2016 г. истец перечислил ответчику 9 169 500 руб., составляющих 25 процентов чистой прибыли за 2015 г.
Указывая на то, что ответчик получил неосновательное обогащение в указанной выше сумме, общество "Совхоз "Сухоложский" обратилось в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суды пришли к выводу о том, что при определении размера чистой прибыли, которая подлежит перечислению в доход федерального бюджета, средства, перечисленные предприятию из бюджетов всех уровней на реализацию целевых программ, не могут быть приняты во внимание, перечисление денежных средств в счет обязательств Российской Федерации и субъекта Российской Федерации по поддержке сельхоз товаропроизводителей нельзя признать прибылью в том смысле, который вкладывается ответчиком при формировании позиции по настоящему делу в части обоснованности уплаты истцом части прибыли в бюджет Свердловской области.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение) за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса.
Из содержания данной статьи следует, что для возникновения обязательства вследствие неосновательного обогащения необходимо наличие одновременно двух обстоятельств: обогащение одного лица за счет другого и приобретение или сбережение имущества без предусмотренных законом, правовым актом или сделкой оснований. При этом наличие указанных обстоятельств в совокупности должно доказать лицо, обратившееся в суд с соответствующими исковыми требованиями.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении", правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате ошибочно исполненного.
В соответствии со статьей 250 Налогового кодекса Российской Федерации в целях главы 25 Кодекса, то есть в целях уплаты налога на прибыль, внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 настоящего Кодекса (доходы от реализации).
В силу пункта 8 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 Кодекса.
В силу подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией - источником целевого финансирования или федеральными законами, по перечню, содержащемуся в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе в виде субсидий, полученных на возмещение расходов, указанных в статье 270 Кодекса (за исключением расходов, указанных в пункте 5 статьи 270 Кодекса).
Бюджетные субсидии, не подпадающие под действие подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса, подлежат обложению налогом на прибыль в порядке, предусмотренном п. 4.1 ст.271 Кодекса.
Между тем, правоотношения, возникшие между сторонами по делу, не являются налоговыми.
Согласно статье 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ имущество унитарного предприятия формируется за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательству источников.
В соответствии с пунктом 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ) собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.
На основании пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Абзацем 2 параграфа 4 постановления Правительства Свердловской области от 06.11.2015 N 1036-ПП (ред. от 22.12.2016) "Об утверждении Программы управления государственной собственностью Свердловской области и приватизации государственного имущества Свердловской области на 2016 год" предусмотрено, что государственные предприятия Свердловской области в 2016 году перечисляют в областной бюджет часть прибыли, полученной в предшествующем году от использования имущества, находящегося в их хозяйственном ведении, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размере 50 процентов.
Вместе с тем при исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды выявили, что согласно отчету о финансовых результатах за 12 месяцев 2015 г. результатом финансово-хозяйственной деятельности общества "Совхоз "Сухоложский" без учета прочих доходов и прочих расходов является убыток в размере 875 000 руб. (выручка 315 412 000 руб. минус себестоимость продаж 309 192 000 руб. минус коммерческие расходы 7 095 000 руб. = 875 000 руб.).
При этом в составе прочих доходов указанного отчета в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.10.2000 N 92н, учтены и увеличили финансовый результат, то есть прибыль за 2015 г., субсидии на общую сумму 48 082 000 руб., полученные обществом "Совхоз "Сухоложский" из федерального и областного бюджетов в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717.
Субсидии предоставлены в соответствии с Соглашением об условиях и порядке использования субсидии на поддержку племенного животноводства от 30.03.2015 N 632, заключенным с Министерством агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области на основании постановления Правительства Свердловской области от 24.01.2013 N 50-ПП "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на поддержку племенного животноводства и племенного крупного рогатого скота мясного направления", а также в целях реализации государственной программы Свердловской области "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 23.10.2013 N 1285-ПП.
Таким образом, суды установили, что доказательств наличия у общества "Совхоз "Сухоложский" в 2015 г. прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении истца, материалы дела не содержат, вследствие чего заключили, что оснований для перечисления собственнику имущества прибыли в сумме 9 169 500 за 2015 г. у истца не имелось.
Учитывая изложенное, суды пришли к верному выводу о возникновении на стороне министерства неосновательного обогащения в размере ошибочно перечисленной истцом суммы прибыли за 2015 г.
При этом учитывая пропуск истцом срока исковой давности в отношении денежных средств, уплаченных в бюджет по платежным поручениям от 07.07.2016 N 1771 на сумму 1 000 000 руб., от 17.08.2016 N 2329 на сумму 500 000 руб., суды обоснованно удовлетворили исковые требования общества "Совхоз "Сухоложский" в части взыскания неосновательного обогащения в сумме 7 669 500 руб.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Ссылка заявителя на заключенное по результатам рассмотрения дела N A60-37240/2017 Арбитражного суда Свердловской области между сторонами мировое соглашение судом кассационной инстанции не принимается, поскольку не имеет правового значения для целей рассмотрения настоящего спора.
Иные доводы министерства, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения и постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.03.2020 по делу N А60-65683/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.