Екатеринбург |
|
11 сентября 2020 г. |
Дело N А76-31077/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Купреенкова В.А., Сулейменовой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Райлян Е.Н., рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области на решение Арбитражный суд Челябинской области от 29.01.22020 по делу N А76-31077/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проводимом при содействии Арбитражного суда Челябинской области, приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "ГеоПром" - Абдувалиев Р.А. (доверенность от 06.08.2019);
Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района Челябинской области - Аношин Д.В. (доверенность от 19.01.2020 N 11).
Общество с ограниченной ответственностью "ГеоПром" (далее - общество "ГеоПром", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области (далее - Администрация) и Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района Челябинской области (далее - Комитет) с заявлением о признании незаконным бездействия по несогласованию перевода земельного участка, площадью 580494 кв. м, с кадастровым номером 74:00:0000000:874, расположенного по адресу: Челябинская область, р-н Сосновский, примерно в 4,6 км по направлению на север от центральной части поселка Нагорный в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения"; об обязании направить в Министерство имущества Челябинской области или общество "ГеоПром" согласие на перевод указанного земельного участка в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" (с учетом привлечения судом первой инстанции в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве заинтересованного лица Комитета).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Министерство имущества Челябинской области.
Решением суда от 29.01.2020 признано незаконным бездействие Администрации в лице Комитета, выразившегося в несогласовании перевода земельного участка с кадастровым номером 74:00:0000000:874 по адресу: Челябинская область, р-н Сосновский, примерно 4,6 км по направлению на север от центральной части п. Нагорный, в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения". Суд возложил на Администрацию в лице Комитета обязанность согласовать перевод земельного участка с кадастровым номером 74:00:0000000:874 по адресу: Челябинская область, р-н Сосновский, примерно 4,6 км по направлению на север от центральной части п. Нагорный, в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 20.07.2020 решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.01.2020 по делу N А76-31077/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2020 по тому же делу оставлены без изменения, кассационная жалоба Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.
Администрация, не согласившись с решением суда от 29.01.2020 и постановлением апелляционного суда от 14.05.2020 обратилась в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. При этом позиция администрации аналогична позиции Комитета, изложенной в кассационной жалобе принятой и рассмотренной Арбитражным судом Уральского округа. В частности администрация считает, что судами неправомерно установлен факт её незаконного бездействия по несогласованию перевода земельного участка из одной категории в другую, поскольку в ответе на обращение общества "ГеоПром" Комитет в письме от 17.08.2012 N 2182 отказал в согласовании изменения категории земельного участка, которое заявителем не оспорено, незаконным в установленном порядке не признано. Кроме того, администрация отмечает, что выражение согласия правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую не является обязанностью, поскольку это волеизъявление. Также заявитель полагает, что оспариваемые судебные акты не содержат ссылку на правовую норму, обязывающую орган местного самоуправления формально согласовывать перевод земельного участка из одной категории в другую без учета действующих документов территориального планирования. Кроме того, заявитель поясняет что, поскольку спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, согласование перевода указанного участка из одной категории в другую возможно только после корректировки документов территориального планирования Сосновского муниципального района. При этом действующее градостроительное законодательство не запрещает заинтересованным лицам выполнение работ по корректировке документов территориального планирования в самостоятельном порядке.
Кассационная жалоба администрации рассматривается судом кассационной инстанции с учетом разъяснений, изложенных в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", в случае если после рассмотрения кассационной жалобы и принятия по результатам ее рассмотрения постановления суд кассационной инстанции принял к своему производству кассационную жалобу лица, участвующего в деле и подавшего жалобу в срок, установленный процессуальным законодательством, либо лица, не привлеченного к участию в деле, права и обязанности которого затронуты обжалуемым судебным актом (статья 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), такую жалобу следует рассматривать применительно к правилам рассмотрения заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
В соответствии со статьей 309 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может пересмотреть принятый им и вступивший в законную силу судебный акт по новым или вновь открывшимся обстоятельствам по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в главе 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основанием пересмотра судебных актов по правилам главы 37 Кодекса являются вновь открывшиеся обстоятельства, указанные в части 2 настоящей статьи и существовавшие на момент принятия судебного акта обстоятельства по делу.
Обстоятельства, которые согласно части 1 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями для пересмотра судебного акта, должны быть существенными, то есть способными повлиять на выводы суда при принятии судебного акта. При рассмотрении заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам суд должен установить, свидетельствуют ли факты, приведенные заявителем, о наличии существенных для дела обстоятельств, которые не были предметом судебного разбирательства по данному делу.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации существенным для дела обстоятельством может быть признано указанное в заявлении вновь обнаруженное обстоятельство, которое не было и не могло быть известно заявителю, неоспоримо свидетельствующее о том, что если бы оно было известно, то это привело бы к принятию другого решения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществом "ГеоПром" получена лицензия на право пользования недрами от 03.08.2011 серии ЧЕЛ 80268 ТР. Срок действия до 30.06.2036, целевое назначение - геологическое изучение, разведка и добыча строительного песка на уч. Малиновский.
Согласование проектной документации по Малиновскому месторождению песчано-гравийной смеси произведено распоряжением Министерства от 18.12.2017 N 3976-Р.
Участок Малиновский расположен на территории Сосновского муниципального района.
Письмом от 03.11.2017 N 11/7 общество "ГеоПром" обратилось в Администрацию, в котором просило согласовать схему земельного участка под уч. Малиновский и предоставить его по договору аренды.
Постановлением Администрации от 09.04.2018 N 1420 утверждена схема расположения земельного участка, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", общей площадью 580 494 кв.м, территориальная зона - зона сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Челябинская область, р-н Сосновский, примерно в 4,6 км по направлению на север от центральной части поселка Нагорный, для добычи полезных ископаемых.
Указанный земельный участок 03.05.2018 поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 74:00:0000000:874 с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования.
В целях исполнения лицензионного соглашения (приложение 1 к лицензии ЧЕЛ 80268 ТР) письмом от 08.05.2018 общество "ГеоПром" обратилось на имя главы Сосновского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка 74:00:0000000:874 для разработки карьера по добыче строительного песка.
В письме Комитета от 04.06.2018 N 1461 заявителю указано на необходимость обращения в Министерство с ходатайством о переводе земельного участка в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Челябинской области от 23.05.2012 N 259-П.
Письмом от 27.07.2018 N 04/7 общество "ГеоПром" обратилось в Администрацию с просьбой согласовать перевод земельного участка 74:00:0000000:874 в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Письмом от 17.08.2018 N 2182 Комитет отказал в согласовании перевода земельного участка в другую категорию, сославшись на то, что в территориальной зоне, где расположен земельный участок, не предусмотрен вид территориального использования для разработки карьера.
Комитет в письме от 14.02.2019 N 358 указал на необходимость изменения территориального планирования, с предложением обратиться в управление строительства и архитектуры Сосновского муниципального района.
Общество "ГеоПром" письмом от 15.04.2019 N 01/4 обратилось в управление строительства и архитектуры Сосновского муниципального района Челябинской области с просьбой произвести (в территориальном планировании) учет земельного в территориальной зоне земель промышленности.
Управление строительства и архитектуры Сосновского муниципального района Челябинской области в письме от 05.06.2019 N 4326 указало, что работы по корректировке документов территориального планирования не запланированы на 2019 год в связи с отсутствием финансирования.
Ссылаясь на незаконность бездействия органов местного самоуправления, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и исходили из того, что заявитель как обладатель лицензии на право пользования недрам, имеет исключительное право на приобретение в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 74:00:0000000:874, и обязан использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением, в связи с чем возможность использования земельного участка для добычи полезных ископаемых исключается без перевода земельного участка в соответствующую разрешенному использованию участка категорию земель. Поскольку возможность перевода земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения допускается нормой пункта 8 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), и факт наличия на земельном участке месторождения полезного ископаемого материалами дела подтвержден, суды пришли к выводу о наличии у органа местного самоуправления обязанности по согласованию перевода земельного участка с кадастровым номером 74:00:0000000:874 из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли иной категории, в связи с чем признали обжалуемое бездействие незаконным.
Проверив обоснованность кассационной жалобы администрации по существу как заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что доводы кассационной жалобы не связаны с новыми доводами и представлением новых доказательств и оснований для пересмотра судебных актов по настоящему делу по вновь открывшимся обстоятельствам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями к отмене обжалуемых решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
В резолютивной части постановления кассационного суда от 08.09.2020 тексте допущена опечатка, неправильно указан год изготовления решения Арбитражного суда Челябинской области от 29.01.2020 по делу N А76-31077/2019: вместо 2020 указан 22020. Указанная отпечатка на основании статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит исправлению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.01.2020 по делу N А76-31077/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Лазарев |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и исходили из того, что заявитель как обладатель лицензии на право пользования недрам, имеет исключительное право на приобретение в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 74:00:0000000:874, и обязан использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением, в связи с чем возможность использования земельного участка для добычи полезных ископаемых исключается без перевода земельного участка в соответствующую разрешенному использованию участка категорию земель. Поскольку возможность перевода земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения допускается нормой пункта 8 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), и факт наличия на земельном участке месторождения полезного ископаемого материалами дела подтвержден, суды пришли к выводу о наличии у органа местного самоуправления обязанности по согласованию перевода земельного участка с кадастровым номером 74:00:0000000:874 из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли иной категории, в связи с чем признали обжалуемое бездействие незаконным."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11 сентября 2020 г. N Ф09-4310/20 по делу N А76-31077/2019
Хронология рассмотрения дела:
15.02.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-629/2021
11.09.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4310/20
20.07.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4310/20
14.05.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3134/20
29.01.2020 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-31077/19