Екатеринбург |
|
15 сентября 2020 г. |
Дело N А60-71974/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Суспициной Л.А.,
судей Беляевой Н.Г., Тороповой М.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - ТУ Росимущества в Свердловской области, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.02.2020 по делу N А60-71974/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле N А60-71974/2019, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
От открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - общество "МРСК Урала", заявитель) поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы по делу N А60-71974/2019 в отсутствие представителя. Ходатайство судом округа рассмотрено и удовлетворено на основании пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "МРСК Урала" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к ТУ Росимущества в Свердловской области о признании недействительным отказа в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, выраженного в письме от 27.09.2019 N 66-МД-07/12213, обязании ТУ Росимущества в Свердловской области в течение одного месяца со дня вступления в силу судебного решения утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 66:02:0000000:151, с сохранением исходного земельного участка в измененных границах:
земельного участка площадью 16 кв. м, образуемого под ВЛ-10 кВ Писанец-РП-1, расположенного в с. Писанец Артемовского района Свердловской области;
земельного участка площадью 118 кв. м, образуемого под ВЛ-10 кВ Писанец-РП-2, расположенного в с. Писанец Артемовского района Свердловской области;
земельного участка площадью 16 кв. м, образуемого под ВЛ-10 кВ Упор, расположенного в с. Писанец Артемовского района Свердловской области;
земельного участка площадью 41 кв. м, образуемого под ВЛ-10 кВ Писанец-Эл.котельная, расположенного в с. Писанец Артемовского района Свердловской области;
земельного участка площадью 3 кв. м, образуемого под ВЛ-10 кВ Колхоз-Ленина, расположенного в Артемовском районе Свердловской области;
земельного участка площадью 2 кв. м, образуемого под ВЛ-10 кВ Якшино-Комплекс, расположенного в Артемовском районе Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.02.2020 заявленные требования удовлетворены: оспариваемое решение ТУ Росимущества в Свердловской области, выраженное в письме от 27.09.2019 N 66-МД-07/12213, признано недействительным; на заинтересованное лицо возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления в силу судебного решения утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 66:02:0000000:151, с сохранением исходного в измененных границах.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Свердловской области, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит указанные решение, постановление суда первой и апелляционной инстанций отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Оспаривая вывод судов о наличии оснований для признания недействительным отказа в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, выраженного в письме от 27.09.2019 N 66-МД-07/12213, ТУ Росимущества в Свердловской области указывает, что вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации и превышающими площадь в 10 га, только по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества), а также настаивает на том, в нарушение Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 (далее - Требования N 762), ни в одной из представленных схем не отображены границы исходного земельного участка (более того, границы исходного земельного участка не уточнены), схемы не содержат необходимых сведений о границах территорий общего пользования, красных линиях, местоположении объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности, а картографическая основа не соответствует установленным требованиям.
В отзыве на кассационную жалобу общество "МРСК Урала" просит оставить решение, постановление суда первой и апелляционной инстанций без изменения, считая приведенные в жалобе доводы несостоятельными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществу "МРСК Урала" на праве собственности принадлежат объекты электросетевого хозяйства:
- ВЛ-10 кВ Колхоз-Ленина, ВЛ-10 кВ Якшино-Комплекс, входящие в состав электросетевого комплекса подстанции ПС 110/35/10/6 кВ "Красногвардейская", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.08.2008 серии 66 АГ N 292009;
- ВЛ-10 кВ Писанец-РП-1, ВЛ-10 Писанец-РП-2, ВЛ-10 кВ Писанец - ЭЛ. Котельная, ВЛ-10 кВ Упор, входящие в состав электросетевого комплекса подстанции 110/10 кВ "Писанец", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.08.2008 серии 66 АГ N 291905.
Для эксплуатации указанных объектов открытым акционерным обществом "Свердловэнерго" (правопредшественник общества "МРСК Урала") был предоставлен земельный участок площадью 0,31 га на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается свидетельством о праве пользования землей N 3884 от 08.04.1997, выданным Администрацией муниципального образования "Артемовский район". В государственном кадастре недвижимости обозначенному земельному участку присвоен кадастровый номер 66:02:0000000:151, право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией.
В целях переоформления права постоянного бессрочного пользования на право аренды общество "МРСК Урала" заключило с обществом с ограниченной ответственностью "Кадастровый спутник" договор подряда от 13.08.2018 N 654/2018/СЭ на проведение кадастровых и землеустроительных работ по формированию земельных участков, занятых электросетевыми объектами, с последующей постановкой этих участков на государственный кадастровый учет и заключением договоров аренды на образованные участки.
Во исполнение указанного договора общество с ограниченной ответственностью "Кадастровый спутник" определило координаты характерных точек образуемых земельных участков с учетом фактического месторасположения линейных сооружений, а также, действуя по доверенности от имени общества "МРСК Урала", обратилось в ТУ Росимущества с заявлением (письмо от 12.07.2019 N 201) об утверждении схем расположения шести земельных участков на кадастровом плане территории.
В ответ на данное обращение ТУ Росимущества в Свердловской области направило заявителю письмо от 27.09.2019 N 66-МД-07/12213, в котором указало на отказ в утверждении схем на основании подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с их несоответствием Требованиям N 762 по следующим причинам: для ранее учтенного (до 1 марта 2008 г.) земельного участка, представляющего собой единое землепользование, на плане отображается схема расположения единого землепользования в пределах соответствующего кадастрового квартала, однако из представленного пакета документов следует, что границы образуемого земельного участка формируются вне ранее отводимых границ земельного участка, поэтому образовать интересующие земельные участки путем раздела земельного участка с кадастровым номером 66:02:000000:151 не представляется возможным; при подготовке схем расположения земельных участков на бумажном носителе при отсутствии картографической основы в разделе 2 КПТ графическая информация дополняется схематичным отображением границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности, однако в составе представленных схем необходимые сведения отсутствуют, а картографическая основа не соответствует предъявленным требованиям.
Полагая отказ, выраженный в письме ТУ Росимущества в Свердловской области от 27.09.2019 N 66-МД-07/12213, незаконным и нарушающим права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество "МРСК Урала" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения. При этом суд проверяет законность акта или действий органа, наделенного властными полномочиями.
Согласно части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Обязанность доказывания нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности возлагается на последнего.
Удовлетворяя требования общества "МРСК Урала", заявленные в рамках настоящего дела, суды исходили из наличия совокупности необходимых условий для признания оспариваемого решения ТУ Росимущества в Свердловской области недействительным как не соответствующего положениям статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд округа оснований не усматривает оснований для их отмены по доводам, приведенным в кассационной жалобе.
Исходя из позиции, изложенной в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассматривая споры, связанные с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты) на право аренды таких земельных участков, установить сервитуты в отношении таких земельных участков или приобрести такие участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 01 января 2016 года.
На основании пункта 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а именно: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории явилось несоответствие схем требованиям, установленным приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762.
Согласно пункту 6 Требований N 762 в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории указываются: условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков); проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости; изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения.
В пункте 7 Требований N 762 предусмотрено, что в случае подготовки схемы расположения земельного участка с использованием официального сайта графическая информация приводится на картографической основе государственного кадастра недвижимости. В случае отсутствия картографической основы в содержании раздела КПТ.2.1 "План (чертеж, схема) земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, расположенных в кадастровом квартале" кадастрового плана территории при подготовке схемы расположения земельного участка с использованием иных технологических и программных средств для отображения графической информации дополнительно в качестве картографической основы могут применяться не содержащие сведения ограниченного доступа картографические материалы, в том числе включенные в картографо-геодезические фонды, в масштабе, обеспечивающем читаемость графической информации, и в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости, с учетом указанных в пункте 4 Требований материалов и сведений. При подготовке схемы расположения земельного участка на бумажном носителе при отсутствии картографической основы в разделе КПТ.2.1 графическая информация дополняется схематичным отображением границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства).
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, предусмотренным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что в представленных заявителем схемах расположения земельных участков указан условный номер образуемых земельных участков, проектная площадь, список координат, изображение границ учтенных земельных участков, принимая во внимание возможность использования картографических материалов - ортофотопланов с зарамочным оформлением на территории Артемовского района, являющихся картографической основой, которая содержит информацию о местоположении объектов с отображением схематично границ красных линий, а также указанием местоположения объектов естественного и искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности, которые являются достаточными для определения местоположения образуемых земельных участков, суды при отсутствии иных опровергающих доказательств пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для неутверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории по причине их несоответствия вышеуказанным нормативным требованиям.
Следует отметить, что право собственности общества "МРСК Урала" зарегистрировано на электросетевые комплексы, в состав которых входят сооружения воздушных линий, трансформаторов, распределительных устройств и иных вспомогательных сооружений, обеспечивающих транспортировку электроэнергии, образуемые земельные участки расположены под линейными объектами, территориально размещенными в разных точках, что исключает возможность формирования единой схемы расположения земельного участка.
При данных обстоятельствах суды правомерно указали, что отказ ТУ Росимущества в Свердловской области в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Довод кассационной жалобы об отсутствии у ТУ Росимущества в Свердловской области в рассматриваемом случае полномочий на принятие решения об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории со ссылкой на то, что территориальный орган Росимущества вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации и превышающими площадь в 10 га, только по поручению Росимущества, не принимается судом округа в качестве основания для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу пункта 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункты 1, 4 Положения).
В соответствии с Типовым положением о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, территориальный орган самостоятельно осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа (пункты 4.1, 4.1.1 Типового положения).
Таким образом, представителями Российской Федерации в спорных правоотношениях выступают именно территориальные органы Росимущества. Согласование решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является внутренним ведомственным вопросом органов Росимущества. Вопрос о наличии соответствующего поручения Росимущества не является препятствием для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
При таких обстоятельствах заявление об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории подано заявителем в уполномоченный орган государственной власти.
Доводы ТУ Росимущества в Свердловской области, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов, сводятся, по сути, лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. При этом кассатор фактически ссылается не на незаконность обжалуемых судебных актов, а выражает несогласие с произведенной судом оценкой доказательств, просит еще раз пересмотреть данное дело по существу, переоценить имеющиеся в деле доказательства.
Суд округа полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.02.2020 по делу N А60-71974/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Суспицина |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункты 1, 4 Положения).
В соответствии с Типовым положением о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, территориальный орган самостоятельно осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа (пункты 4.1, 4.1.1 Типового положения)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 сентября 2020 г. N Ф09-4888/20 по делу N А60-71974/2019