Екатеринбург |
|
15 сентября 2020 г. |
Дело N А50-23524/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д. В.,
судей Гавриленко О.Л., Кравцовой Е.А.,
при ведении протокола помощником судьи Кармацкой О.Л.
рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края кассационную жалобу акционерного общества "Верещагинская МО АЗС" (далее - АО "Верещагинская МО АЗС", общество) на решение Арбитражного суда Пермского края от 17.10.2019 по делу N А50-23524/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Ромашов П.А. (доверенность от 15.06.2020);
Прокуратуры Пермского края - Кислицина Е.С. (доверенность от 14.09.2020).
АО "Верещагинская МО АЗС" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным представления заместителя прокурора Верещагинского района Пермского края от 15.04.2019 N 2-6-2019 об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, обязании устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмет спора, привлечены: Прокуратура Верещагинского района, Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края (далее также инспекция), Управление Федеральной службы по надзору защиты прав потребителей по Пермскому краю (далее также Управление), КГБУ "Аналитический центр", Никитин Алексей Владимирович.
Решением суда от 17.10.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края, ссылаясь на то, что суды неправильно квалифицировали спорные правоотношения, неверно применили нормы материального права. Также суд неверно определил предмет доказывания и ошибочно возложил на заявителя бремя доказывания значимых обстоятельств, применил неверный стандарт доказывания по гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (вопреки ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), неверно определил юридически значимые обстоятельства по делу.
Заявитель жалобы полагает, что материалами дела не подтверждено, что загрязнение атмосферного воздуха у проходной наступило именно в результате действий общества.
АО "Верещагинская МО АЗС" считает, что оценка доказательств в нарушение ч. 3 ст. 15, ст.ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена судом исключительно в интересах ответчика способом, который позволил в ходе судебного процесса нивелировать всю совокупность одних доказательств и придать большую юридическую силу другим, несмотря на их явные дефекты и недопустимость.
По мнению АО "Верещагинская МО АЗС", суды необоснованно уклонились от разрешения многочисленных ходатайств заявителя, в том числе о назначении судебной экологической экспертизы, о вызове свидетелей и об истребовании доказательств.
В отзывах на кассационную жалобу Прокуратура Пермского края и инспекция просят обжалуемые судебные акты оставить в силе, в удовлетворении жалобы отказать.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Прокуратурой Верещагинского района на основании обращений жителей г. Верещагино в ЕДДС Верещагинского муниципального района Пермского края от 18 и 19 марта 2019 года о сильных запахах сероводорода в районе предприятия, расположенного по адресу: Пермский край, г. Верещагино, ул. Ульяновская, 140, а также рапорта помощника прокурора района Тунева А.В. от 20.03.2019, принято решение N 2-6 от 03.04.2019 о проведении проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды на указанном предприятии, с привлечением специалистов Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, администрации Верещагинского муниципального района Пермского края, МО МВД России "Верещагинский".
Решение о проведении проверки от 03.04.2019 доведено до сведения генерального директора АО "Верещагинская МО АЗС" Никитина А.В. в день начала проверки - 03.04.2019.
В ходе проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 59:16:0010302:90, расположенном по адресу: г. Верещагино, ул. Ульяновская, 140, площадью 39744 кв. м, находится промышленный объект, на территории которого имеются шесть емкостей для хранения нефтепродуктов объемом около 700 куб. м, а также малогабаритная установка стабилизации углеводородов МУС - 1. Собственником земельного участка и имущества является АО "Верещагинская МО АЗС" (ОГРН 1165958052919), юридический адрес: 614016 Пермский край, г. Пермь, ул. Куйбышева, дом 50, корпус А.
Совместно со специалистами Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края, Западного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, привлеченными по требованию прокуратуры Пермского края N 7/1-72-2019 от 25.03.2019, при осмотре 3 апреля 2019 года территории промышленной площадки по адресу ул. Ульяновская, 140, г. Верещагино, Пермский край, установлены разливы нефтепродуктов, в том числе на почве: разлив N 1 вещества темного цвета на почве, со стойким запахом нефтепродуктов, периметр границ разлива 119 м, площадь разлива - 847 кв. м; разлив N 2 вещества темного цвета на почве, со стойким запахом нефтепродуктов, площадь разлива - 4 кв. м; разлив N 3 темного цвета на снегу, со стойким запахом нефтепродуктов, площадь разлива - 6 кв. м. Результаты осмотра зафиксированы в акте от 03.04.2019.
В связи с наличием устойчивого запаха нефтепродуктов, на границе промплощадки с наветренной стороны и в районе разлива специалистами КГБУ "Аналитический центр" отобраны пробы почвы, а также проведены инструментальные замеры состава атмосферного воздуха.
По результатам проверки в Прокуратуру Верещагинского района из Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края 09.04.2019 направлена Справка о результатах проверки, с приложением фототаблицы, заключения, протокола результатов количественного химического анализа проб атмосферного воздуха, а также протоколы (акты) проб атмосферного воздуха.
В соответствии с заключением КГБУ "Аналитический центр" от 04.04.2019 на границе промышленной площадки концентрация предельных углеводородов С1-С5 составила более 3500 мг/куб. м, что превышает гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха населенных мест более чем в 18 раз, концентрация предельных углеводородов С6-С10 составила более 150 мг/куб. м, что превышает гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха населенных мест более чем в 3 раза, что является нарушением законодательства об охране окружающей среды.
Установив по результатам проверки несоблюдение обществом требований законодательства по охране атмосферного воздуха и окружающей среды, нарушение установленных правил хранения химических веществ и отходов, что привело к выбросу загрязняющих веществ, повлекло загрязнение атмосферного воздуха, почвы, создало угрозу причинения вреда жизни и здоровья людей, причины указанных нарушений законодательства, а именно, ненадлежащее исполнение сотрудниками АО "Верещагинская МО АЗС" своих должностных обязанностей, а также отсутствие соответствующего контроля со стороны должностных лиц общества, с целью устранения указанных нарушений прокуратурой Верещагинского района обществу внесено представление от 15.04.2019 N 2-6-2019, в котором изложено требование принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих и не допускать их впредь (1); рассмотреть настоящее представление с обязательным участием представителя прокуратуры Верещагинского района, известить о времени и месте рассмотрения настоящего представления прокурора района (2); рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, по вине которых допущены нарушения закона (3); в месячный срок направить в прокуратуру Верещагинского района ответ о принятых мерах по устранению нарушений, указанных в представлении, а также копии приказов, распоряжений о наложении дисциплинарных взысканий (4).
Не согласившись с указанным представлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Суд первой инстанции, оказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии совокупности оснований для признания недействительным оспариваемого представления прокуратуры и отказал в удовлетворении требований.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
При рассмотрении спора суды правомерно руководствовались следующим.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона (абзац 4 пункта 3 статьи 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24).
С учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 N 2-П, пункте 19 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015) представление прокурора не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
Суды констатировали, что у прокуратуры имелись основания для внесения оспариваемого представления по установленным ею в ходе проведения проверки обстоятельствам, свидетельствующим о нарушении законодательства охране окружающей среды.
Из материалов прокурорской проверки следует, что основанием для внесения оспариваемого представления послужил выявленный в ходе проверки факт нарушения обществом требований законодательства об охране окружающей среды при эксплуатации промышленного объекта по адресу:
г. Верещагино Пермского края, ул. Ульяновская, 140, на территории которого находятся шесть емкостей для хранения нефтепродуктов объемом около 700 куб. м, а также малогабаритная установка стабилизации углеводородов МУС-1.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) определена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводить инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документировать и хранить полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать, месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (ст. 13.4 Закона N 89-ФЗ).
В силу статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.
Согласно пункту 3.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80, временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
В пункте 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 определено, что при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую' систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Согласно статье 4.1 Закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
В соответствии с пунктом 3.27 ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст, закреплено понятие "химические отходы" - отходы химических производств или их продукция, сырье в виде химических веществ или их смесей, инертные либо опасные для здоровья человека и окружающей среды.
Опасное вещество - вещество, которое вследствие своих физических, химических, биологических или токсикологических свойств предопределяет собой опасность для жизни и здоровья людей, для сельскохозяйственных животных и растений (п. 3.1.8 государственного стандарта РФ ГОСТ Р 22.0.05-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения", принятого Постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 362).
На основании пункта 2.15 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 232 (далее - Правила), эксплуатация организаций нефтепродуктообеспечения не должна приводить к загрязнению окружающей среды (воздуха, поверхностных вод, почвы) вредными веществами выше допустимых норм и осуществляться в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 2.16 Правил источниками выделения загрязняющих веществ в атмосферу на нефтебазах могут являться резервуары с нефтепродуктами.
Пунктом 7.1 Правил установлен запрет на эксплуатацию оборудования в неисправном состоянии, а также при рабочих параметрах выше установленных паспортами на них либо другими нормативными документами.
Суды, установив из объяснений директора АО "Верещагинская МО АЗС" Никитина А.В. от 04.04.2019, не отрицающего факт розлива нефтепродуктов, что на производственной территории общества 18.03.2019 произошел розлив нефтесодержащей жидкости из системы трубопроводов резервуарного парка в связи с прорывом задвижки в нижней насосной, примерные сроки очистки территории около 1 месяца; прорыв задвижки произошел из-за изношенности системы и перепада температуры воздуха, пришли к выводу о том, что причиной разлива нефти на объекте общества явилась эксплуатация неисправного оборудования (резервуара), в нарушение запрета, установленного Правилами.
Прокурорская проверка проводилась с участием специалистов КГБУ "Аналитический центр", которыми проводился отбор проб атмосферного воздуха 03.04.2019 (протокол отбора проб от 03.04.2019).
Оснований для непринятия результатов исследований и заключения КГБУ "Аналитический центр" суды не усматркли, поскольку представленные учреждением документы оформлены надлежащим образом, химико-аналитическая лаборатория КГБУ аккредитована Федеральной службой по аккредитации РФ.
Из представленного в материалы дела заключения КГБУ "Аналитический центр" от 04.04.2019 следует, что на границе промышленной площадки концентрация предельных углеводородов С1-С5 составила более 3500 мг/куб. м, что превышает гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха населенных мест более чем в 18 раз; концентрация предельных углеводородов С6-С10 составила более 150 мг/куб. м, что превышает гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха населенных мест более чем в 3 раза.
Предельные углеводороды С1-С5. Клиническая картина острого отравления: обладает наркотическим действием. Головная боль, головокружение, слабость, сонливость, тошнота, рвота, удушье, потеря сознания. При попадании на кожу и в глаза сжиженного газа возможно обморожение. Наиболее поражаемые органы и системы: нервная, сердечно-сосудистая и дыхательная системы; кожа и глаза. Оказывает раздражающее действие. Наркотик. Обладает удушающим действием (из-за снижения концентрации кислорода). Огнеопасное вещество. Показатель токсичности 2. Концентрация вещества в воздухе, представляющая непосредственную опасность для здоровья или жизни человека 30 мг/м3.
Предельные углеводороды С6-С10. Клиническая картина острого отравления: при вдыхании - головная боль, головокружение, слезотечение, першение в горле, кашель, тошнота, рвота, горизонтальный нистагм, психические нарушения, потеря сознания, остановка дыхания. При поступлении через рот - тошнота, рвота, жжение в желудке, головная боль, головокружение, боль в области живота, потеря сознания. Наиболее поражаемые органы и системы: центральная и периферическая нервная система, дыхательная система, печень, почки, кожа, глаза. Токсичное вещество. Оказывает раздражающее действие. Наркотик. Высокоогнеопасное (легковоспламеняющееся) вещество. Показатель токсичности 2. Концентрация вещества в воздухе, представляющая непосредственную опасность для здоровья или жизни человека 18000 мг/м3.
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
На основании норм статей 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу. Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Истолковав указанные нормы применительно к рассматриваемому спору, исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями норм статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды признали доказанным тот факт, что на территории эксплуатируемого обществом промышленного объекта установлен факт разлива нефтепродуктов и устойчивый запах нефтепродуктов. По результатам отбора проб воздуха на границе промышленной площадки концентрация предельных углеводородов С1-С5 превышает гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха населенных мест более чем в 18 раз, концентрация предельных углеводородов С6-С10 превышает гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха населенных мест более чем в 3 раза. Причиной загрязнения атмосферного воздуха является нарушение обществом установленных правил хранения химических веществ (нефтепродуктов) и отходов, повлекших загрязнение атмосферного воздуха и создание угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
С учетом установленных обстоятельств суды пришли к обоснованному выводу о том, что промышленный объект эксплуатируется обществом с нанесением вреда окружающей среде и здоровью граждан, нарушение обществом природоохранного законодательства материалами дела подтверждается.
На основании изложенного суды признали, что оспариваемое представление прокуратуры об устранении природоохранного законодательства вынесено при наличии законных, подтвержденных материалами настоящего дела оснований.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования.
Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка, при этом нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов не имеется.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 17.10.2019 по делу N А50-23524/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Верещагинская МО АЗС" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.