Екатеринбург |
|
16 сентября 2020 г. |
Дело N А76-43824/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Ященок Т. П., Кангина А. В.
с использованием средств видеоконференц-связи при содействии Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального унитарного многоотраслевого предприятия коммунального хозяйства (далее - предприятие) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.03.2020 по делу N А76-43824/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд прибыл представитель Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - Управление) - Шунина Д.В. (доверенность от 03.01.2020).
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Уральского округа прибыл представитель предприятия - Пивень К.С. (доверенность от 09.01.2020 N 02/20).
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению о признании недействительным предписания от 20.09.2019 N 4946 К-Н-19.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено - общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Система" (далее - общество).
Решением суда первой инстанции от 02.03.2020 (судья Худякова В.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2020 (судьи Плаксина Н.Г., Иванова Н.А., Арямов А.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права. Заявитель кассационной жалобы полагает, что предприятие как сетевая организация, не несет ответственности за техническое состояние внутридомовых сетей. При этом предприятие указывает на то, что исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном доме по ул. Матросова, д. 34, г. Озерск является общество, которое обязано самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю. В связи с этим предприятие считает, что не имело возможности исполнить оспариваемое предписание.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу предприятия - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена внеплановая выездная проверка в отношении предприятия. По результатам проверки составлен акт, которым установлено, что давление в подающем трубопроводе и давление в обратном трубопроводе многоквартирного дома идентичны друг другу, в результате чего не происходит циркуляция теплоносителя во внутридомовых инженерных сетях.
В соответствии с пунктом 5.3.5. Постановления Госстроя Российской Федерации от 23.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" давление в системе следует поддерживать 0,05-0,07 Мпа (0,5-0,7 кгс/см2) выше статического давления.
По результатам проведенной проверки Управлением предприятию выдано предписание от 20.09.2019 N 4946 К-Н-19, в котором предписано восстановить режим предоставления горячего водоснабжения на подающем и обратном трубопроводе теплоносителя горячего водоснабжения на вводах в многоквартирный дом N 34 по ул. Матросова в г. Озерске.
Полагая, что названное предписание недействительно, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого предписания недействительным, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) определено, что под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод); к коммунальной услуге отнесена деятельность исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса (к числу которых отнесена в том числе горячая вода) в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 8 Правил N 354, при предоставлении коммунальных услуг в роли исполнителя может выступать как управляющая компания, так и ресурсоснабжающая организация.
Подпунктом "д" пункта 3 Правил N 354 установлено, что одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям, приведенным в приложении N 1 к этим Правилам.
В соответствии с пунктом 104 Правил N 354 при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению. В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг. Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов.
Приложением N 1 к Правилам N 354 являются Требования к качеству коммунальных услуг, пунктом 5 которых устанавливается обязанность обеспечения соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09), в соответствии с этим, допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5 °C; в дневное время (с 5.00 до 0.00 часов) - не более чем на 3 °C; за каждые 3 °C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений раздела IX Правил. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 °C, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
На основании пункта 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
В силу подпункта 2 пункта 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана в том числе осуществлять контроль качества коммунальных ресурсов и непрерывности их подачи до границ общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 21 Правил N 354, договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что предприятие осуществляет деятельность по предоставлению коммунальных услуг водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения на территории Озерского городского округа. Многоквартирный дом N 34 по адресу: г. Озерск, ул. Матросова, введен в эксплуатацию в 2000 г., в доме система горячего водоснабжения открытого типа, дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.
Управлением в результате проверки установлено, что согласно схеме теплоснабжения Озерского городского округа на период до 2034 г. расчетные параметры и теплоносителя на магистрали должны составлять на подающем трубопроводе 6,5 кгс/см кв. и на обратном трубопроводе - 3,5 кгс/см кв. Согласно договору теплоснабжения от 01.08.2014 N 141/14-Т заключенного между теплоснабжающей организацией (предприятием) и обществом теплоснабжающая организация обязуется поддерживать тепловой и гидравлический режим на границе балансовой принадлежности в соответствии с проектом и температурным графиком с отклонением не более +(-)3 процента.
Содержанием и ремонтом общего имущества названного многоквартирного дома занимается управляющая компания (общество). Услуги горячего водоснабжения жителями дома предоставляются ресурсоснабжающей организацией (предприятием).
В связи с этим судами верно указано, что предприятием в рассматриваемом случае не соблюдены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам помещений.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого предписания Управления недействительным.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных предприятием требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
В связи с тем, что заявителю кассационной жалобы была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, доказательства ее уплаты в заседание суда кассационной инстанции не представлены, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с предприятия в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина за подачу кассационной жалобы в размере 1500 руб.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.03.2020 по делу N А76-43824/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Муниципального унитарного многоотраслевого предприятия коммунального хозяйства - без удовлетворения.
Взыскать с Муниципального унитарного многоотраслевого предприятия коммунального хозяйства в доход федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 21 Правил N 354, договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
...
Содержанием и ремонтом общего имущества названного многоквартирного дома занимается управляющая компания (общество). Услуги горячего водоснабжения жителями дома предоставляются ресурсоснабжающей организацией (предприятием).
В связи с этим судами верно указано, что предприятием в рассматриваемом случае не соблюдены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам помещений."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 сентября 2020 г. N Ф09-4975/20 по делу N А76-43824/2019
Хронология рассмотрения дела:
16.09.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4975/20
23.06.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5081/20
10.03.2020 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-43824/19
28.10.2019 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-43824/19