Екатеринбург |
|
21 сентября 2020 г. |
Дело N А60-88/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Кравцовой Е.А., Жаворонкова Д.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жил Сервис Эксперт" (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.03.2020 по делу N А60-88/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Ерахтин С.В. (доверенность от 01.06.2018), Устьянцева М.С.(доверенность от 15.10.2018);
Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - департамент, заинтересованное лицо) - Газукин П.В. (доверенность от 19.03.2020).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованием признать незаконным и отменить предписание департамента от 01.11.2019 N 29-05-10-419 (далее - предписание).
Решением суда от 10.03.2020 (судья Страшкова В.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2020 (судьи Голубцов В.Г., Васильева Е.В., Муравьева Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит обжалуемые судебные акты отменить или изменить, принять по делу новый судебный акт, полагая ошибочным вывод судов о виде ремонта, выполненного им в целях исполнения ранее выданного предписания департамента, а также указывая на обязанность собственников помещений в многоквартирном жилом доме нести бремя содержания общего имущества, что явилось основанием для предъявления собственникам платы за выполненные обществом работы.
В отзыве на кассационную жалобу департамент указывает на неправомерность предъявления к оплате спорного дополнительного сбора. Также департамент полагает, что необходимость выполнения работ именно в том виде, который избран обществом, не доказана. По мнению департамента, имело место выполнение неотложных и обязательных работ, направленных на обеспечение безопасной эксплуатации общего имущества многоквартирного дома; такие работы осуществляется управляющей компанией независимо от решения собственниками жилых помещений многоквартирного дома вопросов о проведении капитального ремонта и его финансирования.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке, предусмотренном ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, департаментом в ходе проведенной в отношении общества внеплановой документарной проверки на предмет соблюдения лицензионных требований установлено, что общество неправомерно включает в платежные документы дополнительный сбор "замена стояка по ХВС". Департаментом составлен акт от 01.11.2019 N 29-05-09-419 и выдано оспариваемое предписание, которым обществу предписано в срок до 13.01.2020 осуществить следующие мероприятия, направленные на устранение допущенных нарушений: исключить с 01.08.2019 в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельной строкой начисление собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Екатеринбург, ул. Инженерная, д. 28/3, дополнительного сбора "замена стояка ХВС".
Общество оспорило предписание, ссылаясь на то, что в силу п.п. 5, 21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников, однако обращения управляющей компании к собственникам были проигнорированы, в связи с чем замена стояка холодного водоснабжения с целью обеспечения нормативного расхода холодной воды была выполнена обществом в отсутствие решения. Проведенные работы являются действиями по исполнению предписания департамента от 05.06.2019 N 29-08-10-566, в соответствии с которым обществу надлежало принять меры по восстановлению расхода холодного водоснабжения в соответствии с нормативами. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 36, ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, в связи с чем спорный платёж был предъявлен в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды первой и кассационной инстанций руководствовались статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 154. 161,162 ЖК РФ, Правилами N 491), Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При проверке департаментом установлено, что плата за замену стояков выставлена по лицевым счетам всех жилых помещений разово в отсутствие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. При этом способ исполнения предписания от 05.06.2019 N 29-08-10-566, по мнению департамента, должен был обеспечить восстановление нормативного расхода холодной воды за счёт работ, относящихся к текущему ремонту, и такие работы, соответственно, оплачиваются за счёт платы за содержание и ремонт жилья. Утверждения департамента суды признали доказанными, сославшись на содержание п. 5 Правил N 491, определяющего состав общего имущества; п. 1.8 Правил N 170, предусматривающий техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий; п. 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290. В соответствии с пунктом 18 Минимального перечня, к общим работам, выполняемым для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах относятся: - постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем; - восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; - контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов в случае их разгерметизации; - контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации.
Суд кассационной инстанции считает обоснованными доводы заявителя о том, что для вывода о виде выполненных работ подлежали установлению все обстоятельства дела, на которые ссылались участники спора, и должен был быть разрешён вопрос о применении к установленным обстоятельствам нормативных актов, на которые ссылался заявитель: приказ Госкомархитектуры от 23.11.988 N 312 "Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (вместе с ВСН 58-88(р)", приложения 1, 2 Методических пособий по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004, утвержденных Госстроем России; п. 14.2 статьи 1 и п. 8 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации; пункт 3.12 СП 255.1325800.2016 "Свод правил. Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения", утвержденный приказом Минстроя России от 24.08.2016 N 590/пр; пункт 3.1 СП 368.1325800.2017 "Свод правил. Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта", утверждённый приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства России от 25.11.2017 N 1582/пр, и приложения к указанному Своду правил; ГОСТ Р 56193-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Общие требования", утвержденного приказом Росстандарта от 27.10.2014 N 1445-ст.
Вместе с тем суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения требований заявителя и отмены судебных актов.
Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч. 3 ст. 154 ЖК РФ).
Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса (ч. 5 ст. 155 ЖК РФ). Собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч. 10 ст. 155 ЖК РФ). Наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления (ч. 13 ст.155 ЖК РФ). Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч. 1 ст. 156 ЖК РФ).
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива (ч.ч. 7 и 8 ст. 156 ЖК РФ).
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 158 ЖК РФ. В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, которые формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и при этом невозможности использования средств фонда капитального ремонта на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту, предусмотренных принятым решением собственников помещений в многоквартирном доме, в определенные принятым решением сроки собственники помещений в этом доме вправе принять на общем собрании собственников помещений в этом доме решение о дополнительном взносе для оплаты указанных услуг и (или) работ и порядке его уплаты. При этом уплата таких платежей не может начинаться ранее чем за три календарных месяца до конечного срока выполнения указанных услуг и (или) работ, предусмотренных договором. Использование средств, сформированных за счет дополнительных взносов, осуществляется в порядке, установленном решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1 и 1.1. ст. 158 ЖК РФ).
Кроме того, в соответствии с п. 21 Правил N 491 капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
Учитывая изложенное, действия управляющей компании по включению в квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг платы за замену стояка ХВС не соответствуют требованиям жилищного законодательства; предписание департамента об исключении спорной суммы из квитанций не противоречит закону и не нарушает права заявителя.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.03.2020 по делу N А60-88/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жил Сервис Эксперт"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 158 ЖК РФ. В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, которые формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и при этом невозможности использования средств фонда капитального ремонта на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту, предусмотренных принятым решением собственников помещений в многоквартирном доме, в определенные принятым решением сроки собственники помещений в этом доме вправе принять на общем собрании собственников помещений в этом доме решение о дополнительном взносе для оплаты указанных услуг и (или) работ и порядке его уплаты. При этом уплата таких платежей не может начинаться ранее чем за три календарных месяца до конечного срока выполнения указанных услуг и (или) работ, предусмотренных договором. Использование средств, сформированных за счет дополнительных взносов, осуществляется в порядке, установленном решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1 и 1.1. ст. 158 ЖК РФ).
Кроме того, в соответствии с п. 21 Правил N 491 капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 сентября 2020 г. N Ф09-5307/20 по делу N А60-88/2020