Екатеринбург |
|
22 сентября 2020 г. |
Дело N А76-24368/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Гавриленко О. Л., Кангина А. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр коммунального сервиса" (далее - общество "ЦКС", общество) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.01.2020 по делу N А76-24368/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "ЦКС" - Эпельман Е.Б. (доверенность от 09.01.2020 N 680);
главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - инспекция) - Хальфин Д.А. (доверенность от 09.01.2020 N 2).
Общество "ЦКС" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании предписания инспекции от 22.03.2019 N 1471 недействительным.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Интарный 24" (далее - общество "Интарный 24").
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 21.01.2020 (судья Белякович Е.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2020 (судьи Киреев П.Н., Бояршинова Е.В., Скобелкин А.П.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ЦКС" просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований о признании предписания недействительным, указывая на неправомерное неприменение судами положений ч. 9 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ); указывает также, что в период с 01.03.2019 по 01.07.2019 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между обществом и управляющей компанией спорного дома не заключен, при этом данная услуга оказывалась в полном объеме собственникам помещений, которые, в свою очередь, производили плату за ее оказание, в связи с чем договор на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО между собственниками помещений в доме и обществом считается заключенным на неопределенный срок путем совершения сторонами конклюдентных действий в силу прямого указания закона; отмечает, что у общества отсутствует реальная возможность получить оплату за фактически оказанную в вышеуказанный период услугу, что приводит к нарушению прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, однако данный довод оставлен судами без внимания; полагает, что оспариваемое предписание не соответствует принципам исполнимости.
Проверив законность судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как установлено судами, общество "ЦКС" осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Челябинского кластера, включающего г. Челябинск.
На основании распоряжения инспекции от 11.03.2019 N 1471 в целях рассмотрения обращения гражданина от 25.02.2019 N 3353 в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено начисление обществом в период управления управляющей организацией платы по обращению с твердыми коммунальными отходами, о чем составлен акт от 22.03.2019 N 1471.
По результатам проверки обществу выдано оспариваемое предписание, которым предписано в срок до 24.04.2019 прекратить с 01.03.2019 напрямую выставление платы по обращения с твердыми коммунальными отходами собственникам в многоквартирном доме по адресу: г. Челябинск, ул. Энгельса, д. 32-а.
Полагая, что названное предписание не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы, общество "ЦКС" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций исходили из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. В свою очередь, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующих, предусмотренных названной статьей.
Из буквального толкования приведенной правовой нормы следует, что выставление региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами соответствующей платы напрямую собственникам в многоквартирном доме и внесение собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме такой платы непосредственно региональному оператору возможно только в случаях, прямо предусмотренных указанной нормой.
На основании п. 148(7) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подп. "б" п. 148 (5) настоящих Правил, посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.
В силу п. 148 (1) Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий. Под конклюдентными действиями, понимаются действия контрагента, выражающие согласие на заключение договора. Такими действиями, в отношении оказания услуги по обращению с отходами, могут быть такие действия потребителей, как фактическое пользование услугой (помещение отходов в мусоровозы, иные емкости для размещения отходов, оплата услуг регионального оператора, согласно выставленной квитанции).
Соответственно, при избрании собственниками помещений многоквартирного дома способа управления домом управляющей организацией и отсутствии соответствующих решений о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно региональному оператору обязанность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги возложена на управляющую организацию.
С учетом изложенного, суды обеих инстанций пришли к верному выводу, что в случае отсутствия условий, предусмотренных ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, считается заключенным с управляющей организацией, в том числе путем совершения конклюдентных действий. И только лишь при наличии обстоятельств, перечисленных в ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ, возможно заключение договора между региональным оператором и собственниками помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, у общества не имелось правовых оснований для выставления напрямую собственникам помещений платы по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Довод общества о том, что в случае отсутствия договора, заключенного между региональным оператором и управляющей организацией, соответствующий договор считается заключенным между региональным оператором и собственниками, со ссылкой на положения ч. 9 ст. 157.2 ЖК РФ был предметом рассмотрения судами и правомерно отклонен.
По смыслу ч. 9 ст. 157.2 ЖК РФ в случае отсутствия договора между региональным оператором и управляющей организацией, коммунальные услуги предоставляются региональным оператором в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемым на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации (заключение договора в письменной форме не требуется) и считаются заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно с даты принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации.
При этом из буквального прочтения данной нормы не следует, что в случае отсутствия договора между региональным оператором и управляющей организацией, "автоматически" заключаются прямые договоры с собственниками помещений в многоквартирном доме. Более того, поскольку действующим законодательством обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами возложена не только на регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, но и на исполнителя коммунальной услуги, а прямой договор между собственниками и региональным оператором возможен только в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ, не имеется оснований полагать, что в случае отсутствия заключенного договора между региональным оператором и управляющей компанией договора и при отсутствии обстоятельств, названных в ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ, соответствующий договор считается заключенным между региональным оператором и собственниками помещений.
Судами также верно отмечено, что незаключение управляющей организацией договора с региональным оператором является нарушением лицензионных требований и влечет наступление административной ответственности.
С учетом изложенного, суды пришли к верному выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.01.2020 по делу N А76-24368/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр коммунального сервиса" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу ч. 9 ст. 157.2 ЖК РФ в случае отсутствия договора между региональным оператором и управляющей организацией, коммунальные услуги предоставляются региональным оператором в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемым на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации (заключение договора в письменной форме не требуется) и считаются заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно с даты принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации.
При этом из буквального прочтения данной нормы не следует, что в случае отсутствия договора между региональным оператором и управляющей организацией, "автоматически" заключаются прямые договоры с собственниками помещений в многоквартирном доме. Более того, поскольку действующим законодательством обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами возложена не только на регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, но и на исполнителя коммунальной услуги, а прямой договор между собственниками и региональным оператором возможен только в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ, не имеется оснований полагать, что в случае отсутствия заключенного договора между региональным оператором и управляющей компанией договора и при отсутствии обстоятельств, названных в ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ, соответствующий договор считается заключенным между региональным оператором и собственниками помещений."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22 сентября 2020 г. N Ф09-5044/20 по делу N А76-24368/2019