Екатеринбург |
|
24 сентября 2020 г. |
Дело N А71-19255/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д. В.,
судей Ященок Т. П., Кангина А. В.
при ведении протокола помощником судьи Полуяновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики кассационную жалобу государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее - фонд, региональное отделение) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.02.2020 по делу N А71-19255/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
фонда - Ярхова Л.М. (доверенность от 01.09.2020);
общества с ограниченной ответственностью "Бета Ижевск" (далее - ООО "Бета Ижевск", общество) - Теребенина Ю.А. (доверенность от 04.09.2020).
ООО "Бета Ижевск" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к фонду о признании незаконным решения от 26.08.2019 N 1064р о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Решением суда от 20.02.2020 требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным вынесенное в отношении общества решение фонда от 26.08.2019 N 1064р о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 34 854 руб. 53 коп. Суд обязал фонд устранить нарушения прав и законных интересов общества. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает, что региональным отделением, на основании имеющихся в деле документов, доказано злоупотребление обществом правом в целях предоставления своему сотруднику дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств фонда.
Фонд ссылается на то, что положение об аттестации в ООО "Бета Ижевск", график прохождения аттестации в январе - апреле 2018 года, дополнительные соглашения к трудовому договору от 07.12.2016 N БИ318, обществом представлены не были; довод об увеличении заработка Зайцевой Е.А. в связи с прохождением ею аттестации, по итогам которой ей была установлена доплата в размере 0,25% от товарооборота магазина, а также приказ о возложении обязанностей о наставничестве, представлен ООО "Бета Ижевск" после ознакомления с актом проверки; дополнительное соглашение о выполнении Зайцевой Е.А. обязанностей наставника ни при проверке, ни в ходе рассмотрения дела не представлен.
Общество в отзыве на кассационную жалобу указывает на отсутствие основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Изучив доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает основания для отмены решения и постановления судов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, фондом в связи с обращением страхователя о выделении средств на выплату страхового обеспечения в сумме задолженности на конец отчетного периода (1 квартал 2019 года) в размере 365 771,02 руб., в том числе за счет превышения расходов в сумме 365 771,02 руб., в отношении последнего проведена выездная проверка с целью контроля правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2017 по 31.03.2019.
В ходе проверки фондом установлено нарушение ООО "Бета Ижевск" части 2 статьи 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) в отношении застрахованного лица Зайцевой Елизаветы Андреевны, пункта 1 части 3 статьи 7 указанного Федерального закона в отношении застрахованного лица Джурабаевой Гульноре Турсунбаевны, части 1 статьи 7 указанного федерального закона в отношении застрахованных лиц Анисимовой Дарьи Николаевны, Кутергиной (Марковой) Алины Николаевны, Тимошенко Марины Олеговны.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте выездной проверки от 25.07.2019 N 301р.
По результатам проверки в отношении заявителя региональным отделением вынесено решение N 1064р от 26.08.2019, согласно которому не приняты к зачету расходы общества на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 37781,35 руб. Обществу предложено произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения в бухгалтерском учете суммы непринятых к зачету расходов в размере 37781,35 руб.
Основанием для вынесения оспариваемого решения послужили выводы фонда о переплате пособия по временной нетрудоспособности в результате неверного исчисления продолжительности страхового стажа застрахованным лицам, в том числе за счет средств ФСС РФ: в октябре 2017 года Джурабаевой Г.Т. в сумме 147, 43 руб., в ноябре 2018 года Анисимовой Д.Н. в сумме 201, 86 руб., в июне 2018 года Кутергиной (Марковой) А.Н. в сумме 425, 25 руб., в июле, августе 2017 года Тимошенко М.О. в сумме 2152, 28 руб.; об искусственном увеличении ООО "Бета - Ижевск" дохода работника (Зайцевой Е.А.), находящегося в отпуске по уходу за ребенком и работающего на условиях неполного рабочего времени, что нарушает принцип равенства прав и возможностей работников и свидетельствует о злоупотреблении правом в целях предоставления своему сотруднику дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств фонда.
Общество, полагая, что решение фонда является незаконным, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Признавая оспариваемое решение фонда незаконным в отношении застрахованного лица Зайцевой Елизаветы Андреевны, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
Согласно положениям ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) организации являются страхователями по обязательному социальному страхованию в отношении граждан, работающих у них по трудовому договору.
Согласно статье 12 Федерального закона N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
На основании статьи 1.4 Федерального закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком является одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Условия, размеры и порядок выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяются согласно части 2 названной статьи Федеральным законом N 255-ФЗ, Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ).
Статьей 2.2 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является фонд социального страхования Российской Федерации.
Из пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ следует, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
При этом лицами, работающими по трудовым договорам, в целях настоящего Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством (часть 5 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ).
Застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения при соблюдении условий, предусмотренных названным Федеральным законом, а также Федеральным законом от 19.05.2005 N 81-ФЗ (часть 4 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 1.3 Федерального закона N 255-ФЗ страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются, в том числе, рождение ребенка (детей); уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании статьи 1.4 Федерального закона N 255-ФЗ являются, соответственно, следующие выплаты: единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Согласно ст. 11.2 Федерального закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, исчисленный в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суммируется. При этом суммированный размер пособия не может превышать 100 процентов среднего заработка застрахованного лица, определенного в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, но не может быть менее суммированного минимального размера этого пособия.
В силу части 2 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).
При этом финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 названной статьи.
На основании пункта 3 части 2 статьи 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ в целях реализации прав лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, на получение страхового возмещения, страхователи, в том числе юридические лица, обязаны, среди прочего, зарегистрироваться в соответствующем территориальном органе фонда социального страхования (статья 2.3, пункт 1 части 2 статьи 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ), своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации (пункт 2 части 2 статьи 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ), осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев.
В соответствии со статьей 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ страхователи по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 названного Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей).
В этой связи сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 данного Федерального закона, в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (часть 2 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ).
Территориальный орган страховщика в этом случае, как следует из части 3 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ, выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 данной статьи. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии с частью 4 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 названного Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
На основании частей 5 и 6 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ в случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения. Решение об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения может быть обжаловано им в вышестоящий орган страховщика или в суд.
Следовательно, основанием к возмещению страхователю произведенных им расходов по обязательному социальному страхованию являются: постановка страхователя на учет в Фонде обязательного медицинского страхования, исчисление и уплата страховых взносов, наличие трудовых отношений между страхователем и застрахованным лицом, наступление страхового случая и выплата соответствующих видов пособия застрахованному лицу, которые должны быть подтверждены документально (определение ВАС РФ от 03.06.2014 N ВАС-6581/14 по делу N А48-1383/2013).
В свою очередь, на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 255-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Кроме того, частью 4 статьи 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету.
Судами установлено, что основанием для обращения ООО "Бета-Ижевск" с заявлением о выделении денежных средств для возмещения расходов по обязательному социальному страхованию в сумме 34 854,53 руб. послужило осуществление последним соответствующих расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию работнику Зайцевой Е.А. на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Зайцева Е.А. на основании приказа от 07.12.2016 N БИ0000587 была принята на работу в ООО "Бета Ижевск" продавцом-кассиром в магазин, расположенный по адресу: г. Воткинск, ул. 1 Мая, 137, с тарифной ставкой 24,35 руб./час.
Пунктом 5 трудового договора N БИ0000318 от 07.12.2016 Зайцевой Е.А. установлен график работы с чередованием рабочих и нерабочих дней. Согласно п. 4 трудового договора работнику установлена часовая ставка в размере 24,35 руб. в час.
На основании заявления и приказа от 21.09.2017 N БИ000000009 Зайцевой Е.А. предоставлен отпуск по уходу за ребенком, Чирковым Марком Александровичем 20.07.2017 г.р., с выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком на период с 21.09.2017 по 20.01.2019.
На основании приказа от 30.03.2018 N БИ0000347, по заявлению Зайцевой Е.А., последней установлен неполный рабочий день с 9.00 до 13.00 в должности продавца-кассира с 30.03.2018 до окончания отпуска по уходу за ребенком с сохранением права на получение пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Приказом работодателя от 30.03.2018 Зайцева Е.А. переведена на другую работу, а именно продавца-кассира в магазин, расположенный по адресу: г. Воткинск, ул. Мира, 17; работнику установлен неполный рабочий день - 4 часа.
В соответствии с п. 4.3. трудового договора с Зайцевой Е.А. работнику может быть выплачена премия по результатам его трудовой деятельности за месяц согласно Положению о премировании.
В соответствии с п. 1.1 положения об оплате труда и премировании ООО "Бета Ижевск" начисление и выплата премий и прочих вознаграждений производятся на основании индивидуальной оценки труда каждого работника.
Оплата труда включает в себя заработную плату, стимулирующие и поощрительные выплаты за надлежащее выполнение трудовых обязанностей (п. 1.5. названного Положения).
Из содержания пп. 2.2, 2.3., 2.4. указанного положения следует, что в организации устанавливается повременно-премиальная система оплаты труда, которая предусматривает, что величина заработной платы работника зависит от фактически отработанного времени, учет которого ведется в соответствии с документами учета рабочего времени (табелями). При этом наряду с вышеуказанной величиной зарплаты, работникам может выплачиваться материальное поощрение за выполнение трудовых функций при соблюдении условий премирования, предусмотренных данным Положением.
Ежемесячная оплата труда работников состоит из постоянной и переменной частей. Постоянная часть оплата труда (должностной оклад, компенсационные выплаты) является гарантированным денежным вознаграждением за выполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей. Переменной частью оплаты труда являются премии, вознаграждения по итогам работы.
На основании п. 6.1., 6.3., 6.4. положения об оплате труда и премировании ООО "Бета Ижевск" выплата вознаграждения по итогам работы является правом, а не обязанностью работодателя. Размер вознаграждений устанавливается приказом руководителя в зависимости от результатов работы каждого работника. Размер премии максимальным размером не ограничивается.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в связи с открытием нового магазина и наличием у Зайцевой Е.А. достаточного опыта работы, приказом директора N 1/4 от 30.03.2018 на Зайцеву Е.А. были возложены обязанности по наставничеству и обучению вновь принятых в указанный магазин сотрудников. При этом в приказе отражено, что выполнение дополнительных обязанностей будет учитываться работодателем при выплате вознаграждения по итогам работы.
03.04.2018 Зайцева Е.А. прошла аттестацию, что подтверждается личной карточкой работника и аттестационным листом.
Приказом директора N 1/1 от 03.04.2018 Зайцевой Е.А. за успешное прохождение аттестации была установлена доплата в размере 0,25% от товарооборота магазина.
В материалы дела обществом представлены копии расчетных ведомостей за период с марта 2018 г. по январь 2019 г., табеля учета рабочего времени, приказы о выплате вознаграждения по итогам работы по организации, расчетные листки Зайцевой Е.А. за период с декабря 2016 по январь 2019 года.
Таким образом, материалами проверки подтверждается и не оспаривается фондом, что установление 4-х часового рабочего дня Зайцевой Е.А. не является формальным и подтверждается табелями рабочего времени. При этом указанный режим работы позволяет работнику фактически осуществлять уход за ребенком.
Одновременно представленными в дело доказательствами подтвержден факт наступления страхового случая - уход Зайцевой Е.А. за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, совокупность имеющихся в деле доказательств, суды пришли к выводам об отсутствии у фонда оснований для отказа в выделении обществу средств на выплату страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также для непринятия к зачету таких расходов общества.
Суды признали правильным произведенный заявителем расчет пособия Зайцевой Е.А.
Судами отмечено, что факт выплаты Зайцевой Е.А. вознаграждения в период с апреля 2018 г. по январь 2019 г., отличающегося по размеру от вознаграждений иных работников, сам по себе не может являться основанием для отказа фондом в выделении средств на возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, поскольку выплата премий включена в систему оплаты труда согласно действующему в обществе положению об оплате труда и премировании (в обществе применяется систематическое премирование его работников в зависимости от результатов работы), а также не противоречит положениям статей 135, 191 Трудового кодекса Российской Федерации.
Суды признали, что заявителем соблюдены условия, необходимые для возмещения ему расходов по обязательному социальному страхованию, а именно: наличие между ним и застрахованным лицом трудовых отношений, фактическое выполнение трудовых функций застрахованным лицом, выплата ему обществом заработной платы в соответствии с условиями трудового договора и дополнительных ежемесячных вознаграждений (премий), а также факт наступление страхового случая и выплата соответствующих видов пособия застрахованному лицу.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суды нижестоящих инстанций пришли к верному и обоснованному выводу о незаконности оспариваемого решения фонда в указанной части.
В остальной части судебные акты не обжаловались.
Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Изложенные в кассационной жалобе доводы подлежат отклонению, поскольку по существу выражают несогласие заявителя жалобы с произведенной судами оценкой установленных по делу обстоятельств, что не может быть положено в основу отмены принятых по делу судебных актов по результатам кассационного производства.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.02.2020 по делу N А71-19255/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании частей 5 и 6 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ в случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения. Решение об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения может быть обжаловано им в вышестоящий орган страховщика или в суд.
Следовательно, основанием к возмещению страхователю произведенных им расходов по обязательному социальному страхованию являются: постановка страхователя на учет в Фонде обязательного медицинского страхования, исчисление и уплата страховых взносов, наличие трудовых отношений между страхователем и застрахованным лицом, наступление страхового случая и выплата соответствующих видов пособия застрахованному лицу, которые должны быть подтверждены документально (определение ВАС РФ от 03.06.2014 N ВАС-6581/14 по делу N А48-1383/2013).
В свою очередь, на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 255-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Кроме того, частью 4 статьи 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету.
...
Судами отмечено, что факт выплаты Зайцевой Е.А. вознаграждения в период с апреля 2018 г. по январь 2019 г., отличающегося по размеру от вознаграждений иных работников, сам по себе не может являться основанием для отказа фондом в выделении средств на возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, поскольку выплата премий включена в систему оплаты труда согласно действующему в обществе положению об оплате труда и премировании (в обществе применяется систематическое премирование его работников в зависимости от результатов работы), а также не противоречит положениям статей 135, 191 Трудового кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24 сентября 2020 г. N Ф09-5319/20 по делу N А71-19255/2019