Екатеринбург |
|
29 сентября 2020 г. |
Дело N А47-15464/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Гавриленко О.Л., Жаворонкова Д.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АНКОМ" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 04.02.2020 по делу N А47-15464/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Ермилов О.А. (доверенность от 20.03.2020).
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании действий Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области (далее - управление, административный орган) по выдаче предписания незаконными и о признании предписания N 02.02-0004/19 недействительным.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 04.02.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Заявитель жалобы указывает, что в нарушение статей 9, 15, 170, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами не дана оценка его доводам относительно отсутствия в протоколе испытаний количественного показателя сои; результаты исследования по определению наличия сои в колбасе (протокол от 15.04.2019 N 5353) были проведены в нарушение ГОСТ Р 53214-2008, пункта 9 статьи 7 главы 2 Технического регламента Таможенного союза 021/2011, исследования проведены не в полном объеме, в связи с чем полученные результаты не являются доказательством использования незаявленного на этикетке ингредиента; полагает, что имеет место грубое нарушение требований ГОСТ 9792-73 и ГОСТ Р 54887-2011 при исследовании пробы колбасы вареной категории Г "Особенная".
Общество также указывает на то, что оспариваемое предписание могло быть выдано только в рамках Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
Кроме того, общество полагает, что действия управления по выдаче оспариваемого предписания привели к необоснованному ограничению конкуренции, поскольку необоснованно ограничили право заявителя на производство и реализацию колбас, которые не являются предметом спора, но указаны в декларациях о соответствии, действие которых прекращено названным предписанием.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что 02.04.2019 на основании приказа Заместителя руководителя управления от 21.03.2019 N 270, по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Гордеева от 28.11.2018 N 1, проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "Торгсервис 56" (магазин "Светофор"), отобраны пробы мясного продукта категории "Г" - колбасы вареной "Особенная", производителем которой является общество.
В рамках государственного задания Испытательный центр (лаборатория) ФГБУ "Оренбургский референтный центр Россельхознадзора" (аттестат аккредитации от 06.10.2017 N РОСС RU.0001.21ПЕ50) установил и зафиксировал в протоколе от 15.04.2019 N 5353, что в пробе указанного продукта обнаружено несоответствие по сырьевому составу, указанному в маркировке: выявлено наличие ДНК курицы и ДНК сои, не заявленных в составе, что является нарушением подпунктов 106, 107 главы 11 Технического регламента Таможенного союза 034/2013 и пункта 1 части 4.3 и пункта 1 части 4.12 Технического регламента Таможенного союза 022/2011.
В целях принятия незамедлительных мер по предотвращению причинения имущественного вреда, вреда жизни и здоровью граждан при обороте данной продукции, либо угрозы причинения такого вреда заявителю выдано предписание от 17.04.2019 N 02.02-0004/19 о прекращении действия деклараций о соответствии на продукты из мяса, мясные/мясосодержащие охлажденные (полукопченые колбасы и колбаски) ЕАЭС N RU Д-RU. АЯ61.В.02788/18 (дата регистрации - 20.12.2018).
Не согласившись с названным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что оспариваемое предписание соответствует закону, права и интересы заявителя не нарушает.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28.08.2013 N 745 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и иными уполномоченными на осуществление государственного ветеринарного надзора федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными на осуществление регионального ветеринарного надзора органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в рамках соответственно государственного ветеринарного надзора и регионального государственного ветеринарного надзора.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в частности, в сфере ветеринарии.
Согласно абзацу 4 подпункта "а" пункта 4 Положения о государственном ветеринарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют федеральный государственный надзор в отношении подконтрольных товаров при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, полномочия по осуществлению которого возложены Правительством Российской Федерации на указанную службу.
В соответствии с пунктами 1-2 статьи 39 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ) органы государственного контроля (надзора) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в возможно кроткие сроки проводят проверку достоверности полученной информации. В ходе проведения проверки органы государственного контроля (надзора) вправе: требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) материалы проверки достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов; запрашивать у изготовителя (исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) и иных лиц дополнительную информацию о продукции или связанных с требованиями к ней процессах проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в том числе результаты исследований (испытаний) и измерений, проведенных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия; направлять запросы в другие федеральные органы исполнительной власти; при необходимости привлекать специалистов для анализа полученных материалов; запрашивать у изготовителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) доказательственные материалы, использованные при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. При признании достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией в течение десяти дней выдает предписание о разработке изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, оказывает содействие в ее реализации и осуществляет контроль за ее выполнением.
В случае, если орган государственного контроля (надзора) получил информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов и необходимо принятие незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции либо угрозы причинения такого вреда, орган государственного контроля (надзора) вправе выдать предписание о приостановке реализации этой продукции (пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ).
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ органы государственного контроля (надзора) вправе: требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий либо регистрационный номер декларации о соответствии или сертификата соответствия, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом; осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения; направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в выдавший его орган по сертификации; выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию, и информировать об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра деклараций о соответствии.
Арбитражными судами верно отмечено, что оспариваемое по данному делу предписание выдано уполномоченным государственным органом и в установленном порядке в рамках проведения государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, одной из целей которого является исключение (пресечение) ситуаций, когда в обороте находятся пищевые продукты, не отвечающие нормативным требованиям безопасности, включая требования технических регламентов - продукты, в отношении обычного использования которых отсутствует обоснованная уверенность относительно их безвредности и безопасности для здоровья.
При этом судами установлено отсутствие со стороны административного органа нарушения положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ при выдаче названного предписания.
Проведение проверок (плановых и внеплановых) в рамках Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ не является единственной формой государственного контроля (надзора). Надзорные функции реализуются управлением как в форме проверок, так и в иных, предусмотренных законом формах, по результатам которых и может быть выдано предписание.
Согласно пунктам 12-13 Порядка регистрации деклараций о соответствии продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2014 N 752 (далее - Порядок N 752), уполномоченный орган государственного контроля (надзора), в случае выдачи заявителю предписания о приостановлении действия декларации о соответствии, направляет в Федеральную службу по аккредитации информацию, содержащую сведения о регистрационном номере и дате регистрации декларации о соответствии, дате и регистрационном номере предписания о прекращении действия декларации о соответствии, дате (периоде) и регистрационном номере предписания о приостановлении действия декларации о соответствии. Информация о выдаче заявителю предписания о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии направляется органом государственного контроля (надзора) в Федеральную службу по аккредитации: заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении - в течение двух рабочих дней со дня выдачи предписания; в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - в течение одного рабочего дня со дня выдачи предписания.
Федеральная служба по аккредитации в течение одного рабочего дня со дня представления органом государственного контроля (надзора) информации о выдаче заявителю предписания о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии вносит в реестр сведения о приостановлении действия деклараций о соответствии по предписанию органа государственного контроля (надзора)(пункт 15 Порядка N 752).
В пункте 16 Порядка N 752 указано, что в случае принятия органом государственного контроля (надзора) решения о возобновлении действия декларации о соответствии, действие которой было приостановлено, орган государственного контроля (надзора) направляет в Федеральную службу по аккредитации информацию, содержащую сведения о регистрационном номере и дате регистрации декларации о соответствии, дате и регистрационном номере предписания о прекращении действия декларации о соответствии, дате и регистрационном номере решения о возобновлении действия декларации о соответствии.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не соответствуют требованиям нормативных документов; имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при проверке таких продуктов, материалов и изделий; не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
С учетом результатов лабораторных исследований ФГБУ "Оренбургский референтный центр Россельхознадзора", оформленных протоколом испытаний от 15.04.2019 N 5353, подтверждающих нарушение обществом подпунктов 106, 107 главы 11 Технического регламента Таможенного союза 034/2013 и пункта 1 части 4.3 и пункта 1 части 4.12 Технического регламента Таможенного союза 022/2011, суды первой и апелляционной инстанций признали правомерным вывод административного органа о том, что продукция общества - колбаса вареная категории Г "Особенная" в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не может находиться в обороте, является некачественной и опасной.
Указанные результаты лабораторных исследований, послужившие основанием для выдачи предписания о приостановления действия деклараций о соответствии, в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, заявителем не опровергнуты.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и представленным в дело доказательствам, основаны на правильном применении норм права. Всем доводам общества, в том числе тем, которые повторно изложены в кассационной жалобе, судами с достаточно мотивированным обоснованием дана надлежащая оценка, которая изложена в обжалуемых судебных актах.
Положениями главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрены полномочия суда кассационной инстанции по установлению иных фактических обстоятельств дела и переоценке доказательств.
С учетом изложенного решение и постановление арбитражных судов подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 04.02.2020 по делу N А47-15464/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АНКОМ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.