Екатеринбург |
|
06 октября 2020 г. |
Дело N А50-1739/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Суспициной Л.А.,
судей Рябовой С.Э., Сулейменовой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства социального развития Пермского края (далее - Министерство, ответчик, заявитель кассационной жалобы) на решение Арбитражного суда Пермского края от 13.03.2020 по делу N А50-1739/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2020 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле N А50-1739/2020, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Ходатайство Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа (далее - Управление, истец) о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Управление обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Пермскому краю в лице Министерства о взыскании 1 090 608 руб. убытков (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 13.03.2020 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами норм материального права, просит указанные решение, постановление суда первой и апелляционной инстанций отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Заявитель указывает, что положения статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) не относят решение вопросов обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом, как считает заявитель, нормы статей 17, 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусматривают передачу на уровень субъекта Российской Федерации полномочий по обеспечению жильем инвалидов, вставших на учет только до 01.01.2005, с предоставлением из федерального бюджета субвенций. Полномочиями по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, субъекты Российской Федерации не обладают, в связи с чем не вправе расходовать предоставленные субвенции на указанные цели. Данная мера социальной поддержки инвалидов установлена федеральным законом, соответственно, указанное расходное обязательство является обязательством Российской Федерации и должно быть обеспечено за счет средств федерального бюджета. Помимо этого заявитель отмечает, что граждане, страдающие заразными формами туберкулеза, обеспечиваются жильем в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, входят в единый перечень хронических заболеваний, утвержденный Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н, финансирование расходов на предоставление таким гражданам жилья должно осуществляться за счет федерального бюджета. Кассатор указывает также на недоказанность материалами дела необходимых элементов, образующих состав убытков.
Заявитель указывает также на недоказанность материалами дела необходимых элементов, образующих состав убытков.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить решение, постановление суда первой и апелляционной инстанций без изменения, считая приведенные в жалобе доводы несостоятельными.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Чайковского городского суда Пермского края от 20.09.2018 по делу N 2-1219/2018 на муниципальное казенное учреждение "Комитет по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения" возложена обязанность предоставить Самойленко Александру Владимировичу, Самойленко Олесе Владимировне, действующим в интересах несовершеннолетнего Самойленко С.А., 11.03.2013 года рождения, во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение в городе Чайковский Пермского края по договору социального найма, с учетом права на дополнительную жилую площадь от 12 кв. м до 24 кв. м за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели.
С 01.01.2019 полномочия Комитета по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения прекращены в соответствии с решением Чайковской городской думы N 125 от 26.12.2018 "О ликвидации Комитета по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения".
В соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ, Законом Пермского края от 26.03.2018 N 212-ПК "О преобразовании Чайковского городского поселения в Чайковский городской округ", Законом Пермского края от 28.05.2018 N 237-ПК "О преобразовании поселений, входящих в состав Чайковского муниципального района, путем объединения с Чайковским городским округом и о внесении изменений в Закон Пермского края "О преобразовании Чайковского городского поселения в Чайковский городской округ", органы местного самоуправления Чайковского муниципального района прекратили осуществление своих полномочий с 01.01.2019 года.
С 01.01.2019 к исполнению полномочий приступили вновь созданные органы местного самоуправления муниципального образования Чайковский городской округ, в том числе Управление земельно-имущественных отношений администрации города Чайковского в соответствии с решением Чайковской городской думы от 19.12.2018 N 99, которое в дальнейшем переименовано в Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа на основании решения Думы Чайковского городского округа от 19.06.2019 N 235.
Во исполнение решения Чайковского городского суда Пермского края от 20.09.2018 по делу N 2-1219/2018 в соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии от 04.10.2019 Самойленко С.А. предоставлено в бессрочное владение и пользование находящееся в муниципальной собственности изолированное жилое помещение из состава жилищного фонда социального использования, состоящее из однокомнатной квартиры общей площадью 29,2 кв. м по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Кабалевского, д. 9, кв. 64.
Между Управлением, действующим от имени собственника жилого помещения - муниципального образования "Чайковский городской округ" и Самойленко С.А., от имени и в интересах которого действовала Самойленко Олеся Владимировна, 04.10.2019 заключен договор социального найма жилого помещения N 2323, сторонами подписан акт приема-передачи.
В соответствии с распоряжением Управления от 05.12.2019 N 1500-р вышеуказанная однокомнатная квартира по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Кабалевского, д. 9, кв. 64, - безвозмездно передана в собственность Самойленко С.А. по договору от 16.12.2019.
Исходя из средней расчетной стоимости 1 кв. м, установленной постановлением Правительства Пермского края от 15.10.2019 N 750-п "Об утверждении на 4 квартал 2019 года корректирующих коэффициентов по муниципальным районам (городским, муниципальным округам) Пермского края и средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским, муниципальным округам) Пермского края для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений" (далее - Постановление N 750-п), средняя расчетная стоимость 1 кв. м общей площади жилого помещения для Чайковского муниципального района в 4 квартале 2019 года составляла 45 442 руб.
Ссылаясь на то, что в результате реализации положений Закона о социальной защите инвалидов, статей 49, 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении указанного выше физического лица Управлением понесены убытки в сумме 1 090 608 руб., подлежащие возмещению за счет ответчика, истец обратился в Арбитражный суд Пермского края с соответствующим требованием.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, указав, что отнесение этих расходов к расходным обязательствам Российской Федерации прямо противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Учитывая такое правовое регулирование, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости возмещения фактически понесенных истцом расходов за счет Пермского края в лице Министерства.
Апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Оснований для отмены состоявшихся судебных актов по доводам кассационной жалобы суд округа не усматривает.
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2002 N 258-О осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенной категории граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Специальное регулирование обеспечения инвалидов жилыми помещениями, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005, предусмотрено положениями Закона о социальной защите инвалидов.
Согласно преамбуле названого Закона предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями статей 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), статей 14, 19 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60, 61 Федерального закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 названного Кодекса), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК (ред. от 14.12.2012) "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" внеочередное предоставление жилых помещений осуществляется гражданам, страдающим одной из тяжелых форм хронических заболеваний, определенных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При этом пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что финансирование указанных расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом о бюджете Пермского края на соответствующий год отдельно по каждой из категорий граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона.
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъекта Российской Федерации. Указанное обстоятельство также было установлено и отражено в решении Чайковского городского суда от 20.09.2018 по делу N 2-1219/2018, которым на Комитет возложена обязанность по предоставлению жилого помещения.
Указанное соответствует правовой позиции, содержащейся в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2015 N 309-ЭС15-11320, от 11.12.2015 N 309-ЭС15-9501, от 29.01.2016 N 303-ЭС15-12721, от 02.03.2016 N 309-ЭС15-14045, от 28.09.2017 N 304-ЭС17-13350.
Поскольку Самойленко С.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на соответствующий учет после 01.01.2005, вывод судов о том, что в рассматриваемом случае затраты комитета по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации - Пермского края, является обоснованным.
Следует отметить, что Самойленко С.А. является инвалидом с детства, имеет заболевание, входящее в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации 16.06.2006 N 378 (но не туберкулез, как утверждает заявитель в кассационной жалобе).
Согласно пунктам 1.1, 3.1.2 Положения о Министерстве социального развития Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 N 7-п, Министерство является исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным органом в сфере социального обслуживания граждан на территории Пермского края, организует предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе инвалидам, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края.
Согласно пункту 3.2 вышеуказанного Положения министерство осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета Пермского края, в том числе средств на предоставление социального обслуживания отдельным категориям граждан.
В силу положений статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статьи 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статья 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
При установленных по делу обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что муниципальному образованию причинен вред бездействием исполнительного органа государственной власти, не исполнившего надлежащим образом финансовое обязательство, предусмотренное федеральным законом, и, соответственно, взятое на себя субъектом Российской Федерации, при этом надлежащим органом исполнительной власти, представляющим интересы Пермского края в суде, является Министерство исходя из того, что в соответствии с пунктами 1.1, 3.1.2, 3.2 Положения о Министерстве социального развития Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 N 7-п, является исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным органом в сфере социального обслуживания граждан на территории Пермского края, организует предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе инвалидам, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области, Пермского края, и осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета Пермского края, в том числе средств на предоставление социального обслуживания отдельным категориям граждан.
С учетом изложенного суды обоснованно удовлетворили требования в заявленном истцом размере.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, в том числе об ошибочном отнесении спорных расходов к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, основаны на неправильном толковании норм права, без учета сложившейся практики их применения, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 13.03.2020 по делу N А50-1739/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального развития Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Суспицина |
Судьи |
С.Э. Рябова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статьи 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статья 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
...
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 6 октября 2020 г. N Ф09-5386/20 по делу N А50-1739/2020