Екатеринбург |
|
06 октября 2020 г. |
Дело N А60-57658/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Жаворонкова Д.В., Токмаковой А.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижнесалдинская управляющая компания "Жилой дом" (далее - заявитель, общество, ООО "НУК "Жилой дом", общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.02.2020 по делу N А60-57658/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Барганинов Н.Б. (доверенность от 07.11.2018 N 1210/18-УК).
До начала судебного заседания от Отдела контроля по Горнозаводскому управленческому округу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, департамент) поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом удовлетворено.
ООО "НУК "Жилой дом" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания департамента от 01.07.2019 N 29-24-10-434 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.02.2020 заявленные требования удовлетворены частично, признано недействительным оспариваемое предписание в части обязания общества применять в платежных документах тариф 4,88 руб. за 1 кв. м, установленный Постановлением Администрации городского округа Нижняя Салда от 25.12.2018 N 958 (далее - постановление N 958), по строке "содержание инженерного оборудования" и вернуть излишне начисленные денежные суммы за 2019 год собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Нижняя Салда, ул. Карла Маркса, 107; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, принять новое решение о полном удовлетворении, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, неприменение судами норм, подлежащих применению при разрешении спора, а именно статей 168, 210, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 2 статьи 162 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Считает, что отсутствие коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позволяет организации, осуществляющей обслуживание общего имущества многоквартирного дома, не исполнять требования действующего законодательства по осуществлению технического обслуживания и содержания системы горячего водоснабжения. Отмечает, что применение постановления N 958 в том виде, как требует заинтересованное лицо, возможно в случае, если наличие и состав внутридомовых инженерных систем не позволяет предоставить потребителям коммунальных услуг те виды удобств, которые перечислены в примечании к расчету платы за содержание общедомового имущества в данном постановлении. Однако, указывает, доказательств отсутствия внутридомовой системы горячего водоснабжения (далее - ГВС) в упомянутых домах, не представлено, более того, в судебном заседании факт наличия систем ГВС был признан департаментом. Считает, что в силу части 1 статьи 161 ЖК РФ общее имущество в многоквартирном доме, в данном случае - внутридомовое инженерное оборудование должно быть обслужено вне зависимости от того, используется оно либо нет.
При рассмотрении дела судами установлено, что в ходе внеплановой документарной проверки общества на предмет соблюдения лицензионных требований в части соблюдения требований к определению цены договора управления многоквартирными домами в части установления платы за жилищные услуги, инициированной на основании приказа от 27.05.2019 N 29-24-08-434 по обращению от 21.05.2019 N 22720, департаментом выявлено, что заявителем при отсутствии одного вида благоустройства (ГВС) производится начисление в платежных документах на оплату "содержание инженерного оборудования" собственникам помещений вышеуказанных многоквартирных домов с применение тарифа 5,1 руб. за 1 кв. м, а не 4,88 руб. согласно постановлению N 958, чем нарушены требования части 2 статьи 154, части 2 статьи 162 ЖК РФ, пункт 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416.
По результатам проверки департаментом составлен акт от 01.07.2019 N 29-24-09-434 и вынесено оспариваемое предписание, которым заявителю предписано в платежных документах применять тариф 4,88 руб. за 1 кв. м, установленный постановлением N 958, по строке "содержание инженерного оборудования" собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных домах по адресам: г. Нижняя Салда, ул. Ломоносова, 15, ул. Карла Маркса, 107, ул. Ломоносова, 7, Строителей, 52, ул. Фрунзе, 91, а также вернуть излишне начисленные денежные суммы собственникам и нанимателям помещений в указанных многоквартирных домах за 2019 год. Срок исполнения предписания до 01.10.2019.
Полагая, что указанные в предписании обязанности возложены на него незаконно, поскольку спорные многоквартирные дома оборудованы системой ГВС, в связи с чем взимание платы за обслуживание является правомерным, ООО "НУК "Жилой дом" обратилось в арбитражный суд.
Установив, что услуги по горячему водоснабжению в домах по адресам: г. Нижняя Салда, ул. Ломоносова, 7, ул. Ломоносова, 15, ул. Строителей, 52, ул. Фрунзе, 91 не оказываются, суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным оспариваемого предписания в указанной части.
Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность судебных актов в обжалуемой части, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме
Согласно пункту 5 Правил N 491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Таким образом, внутридомовые инженерные системы горячего и холодного водоснабжения входят в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
В силу частей 2, 3 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами.
В соответствии с пунктами 28, 31 Правил N 491 собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией. При определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Согласно части 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В рассматриваемом случае собственниками помещений в вышеуказанных многоквартирных домах не принято решение об установлении размера платы за содержание инженерного оборудования, следовательно, исходя из части 4 статьи 158 ЖК РФ, размер платы за содержание инженерного оборудования подлежит определению в соответствии с тарифными ставками, установленными органом местного самоуправления.
Постановлением N 958 установлен размер платы за содержание и текущий ремонт внутридомового инженерного оборудования за 1 кв. м общей площади в месяц, в том числе 5,1 руб. - при наличии всех видов благоустройств, 4,88 руб. - при отсутствии одного вида благоустройств (ГВС). При этом в примечании к расчету платы за содержание общедомового имущества указано, что все виды благоустройства включают в себя следующие виды удобств: центральное отопление, электроснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение.
Таким образом, судами верно указано, что согласно постановлению N 958 размер платы за содержание внутридомового инженерного оборудования зависит именно от получения потребителями соответствующей жилищно-коммунальной услуги, размер платы дифференцируется с учетом наличия или отсутствия видов благоустройства.
Поскольку названное постановление Администрации городского округа Нижняя Салда не отменено и не оспорено в судебном порядке, утвержденные им нормативы являются действующими и подлежат применению при расчете платы за содержание внутридомового инженерного оборудования.
В соответствии с пунктом 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, под степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома понимается качественная характеристика дома, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что обществом собственникам указанных выше домов начисляет плату по строке "содержание инженерного оборудования" в размере 5,1 руб. за 1 кв. м для всех видов благоустройств согласно постановлению N 958.
Вместе с тем, поскольку в спорных домах горячее водоснабжение отсутствует, потребителям услуги по горячему водоснабжению в проверяемый период не оказывались, то правовых оснований для начисления платы за содержание внутридомового инженерного оборудования с применением тарифа 5,1 руб. за 1 кв. м, установленного постановлением N 958 не имелось.
На основании изложенного, с учетом установленных обстоятельств, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суды пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Оспариваемое предписание департамента в части возложения на ООО "НУК "Жилой дом" обязанности по устранению выявленных нарушений лицензионных требований в отношении многоквартирных домов по адресам: г. Нижняя Салда, ул. Ломоносова, 7, ул. Ломоносова, 15, ул. Строителей, 52, ул. Фрунзе, 91 соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм действующего законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.02.2020 по делу N А60-57658/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижнесалдинская управляющая компания "Жилой дом"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.