г. Пермь |
|
03 июня 2020 г. |
Дело N А60-57658/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июня 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Борзенковой И.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя общества с ограниченной ответственностью "Нижнесалдинская управляющая компания "Жилой дом"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 17 февраля 2020 года по делу N А60-57658/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нижнесалдинская управляющая компания "Жилой дом" (ИНН 6607009686, ОГРН 1056600379208)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564; 6670169564, ОГРН 1076670011131)
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Нижнесалдинская управляющая компания "Жилой дом" (далее - заявитель, общество, ООО "НУК "Жилой дом") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Отдела контроля по Горнозаводскому управленческому округу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, департамент) N 29-24-10-434 от 01.07.2019 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.02.2020 заявленные требования удовлетворены частично, признано недействительным предписание Отдела контроля по Горнозаводскому управленческому округу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области N 29-24-10-434 от 01.07.2019 в части обязания общества "НУК "Жилой дом" применять в платежных документах тариф 4,88 руб. за 1 кв.м., установленный Постановлением Администрации городского округа Нижняя Салда от 25.12.2018 N 958, по строке "содержание инженерного оборудования" и вернуть излишне начисленные денежные суммы за 2019 год собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Нижняя Салда, ул. Карла Маркса, 107; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, заявитель обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение о признании незаконным оспариваемого предписания, обязании департамент устранить допущенные нарушения путем отмены предписания.
В апелляционной жалобе заявитель настаивает на доводах о незаконности оспариваемого предписания, считает, что отсутствие коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позволяет организации, осуществляющей обслуживание общего имущества многоквартирного дома, не исполнять требования действующего законодательства по осуществлению технического обслуживания и содержания системы горячего водоснабжения.
Заинтересованное лицо в представленном в суд апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу выразило несогласие с доводами апелляционной жалобы, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, департамент заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. На основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без участия сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "НУК "Жилой дом" на период проверки являлось управляющей организацией в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: Свердловская область, г. Нижняя Салда, ул. Карла Маркса, 107, ул. Ломоносова, 7, ул. Ломоносова, 15, ул. Строителей, 52, ул. Фрунзе, 91.
Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области на основании приказа от 27.05.2019 N 29-24-08-434, в целях рассмотрения обращения от 21.05.2019 N 22720 в период с 03.06.2019 по 01.07.2019 в отношении ООО "НУК "Жилой дом" была проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения лицензионных требований в части соблюдения требований к определению цены договора управления многоквартирными домами в части установления платы за жилищные услуги.
В ходе проверки установлено, что заявителем при отсутствии одного вида благоустройства (ГВС) производится начисление в платежных документах на оплату "содержание инженерного оборудования" собственникам помещений вышеуказанных многоквартирных домов с применение тарифа 5,1 руб. за 1 кв.м., а не 4,88 руб. за 1 кв.м., как это установлено Постановлением Администрации городского округа Нижняя Салда от 25.12.2018 N 958, чем нарушены требования части 2 статьи 154, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416.
По результатам проверки департаментом составлен акт от 01.07.2019 N 29-24-09-434 и вынесено предписание от 01.07.2019 N 29-24-10-434, согласно которому заявителю предписано в платежных документах применять тариф 4,88 руб. за 1 кв.м., установленный Постановлением Администрации городского округа Нижняя Салда от 25.12.2018 N 958, по строке "содержание инженерного оборудования" собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных домах по адресам: г. Нижняя Салда, ул. Ломоносова, 15, ул. Карла Маркса, 107, ул. Ломоносова, 7, Строителей, 52, ул. Фрунзе, 91; а также вернуть излишне начисленные денежные суммы собственникам и нанимателям помещений в указанных многоквартирных домах за 2019 год. Срок исполнения предписания до 01.10.2019.
Полагая, что указанные в предписании обязанности возложены на заявителя незаконно, поскольку спорные многоквартирные дома оборудованы системой горячего водоснабжения, в связи с чем взимание платы за обслуживание является правомерным, ООО "НУК "Жилой дом" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Установив, что услуги по горячему водоснабжению в домах по адресам: г. Нижняя Салда, ул. Ломоносова, 7, ул. Ломоносова, 15, ул. Строителей, 52, ул. Фрунзе, 91 не оказываются, суд первой инстанции оснований для признания незаконным оспариваемого предписания в указанной части не усмотрел; установив, что многоквартирном доме N 107 по ул. Карла Маркса в г. Нижняя Салда горячее водоснабжение имеется, суд признал незаконным возложение на заявителя обязанности применять в платежных документах тариф 4,88 руб. за 1 кв.м, установленный Постановлением Администрации городского округа Нижняя Салда от 25.12.2018 N 958, по строке "содержание инженерного оборудования" и вернуть излишне начисленные денежные суммы за 2019 год собственникам и нанимателям помещений в указанном многоквартирном доме.
Исходя из доводов жалобы, в части удовлетворенных требований решение суда первой инстанции заявителем не обжалуется.
Исследовав представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из совокупности норм ч. 1, ч. 2, п. 3 ч. 5, ч. 7 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 2, п. 13 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, п. 1, подп. 5 п. 9, подп. 13 п. 11 Положения о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП, п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом в пределах предоставленных ему полномочий.
Согласно части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, органами государственного жилищного надзора осуществляется лицензионный контроль.
На основании пункта 7 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации к лицензионным требованиям отнесены требования, установленные Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, является исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме
Согласно пункту 5 Правил N 491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Таким образом, внутридомовые инженерные системы горячего и холодного водоснабжения входят в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
В соответствии частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами.
В соответствии с пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией.
Согласно пункту 31 Правил N 491 при определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Согласно части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В рассматриваемом случае собственниками помещений в вышеуказанных многоквартирных домах не принято решение об установлении размера платы за содержание инженерного оборудования, следовательно, исходя из части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за содержание инженерного оборудования подлежит определению в соответствии с тарифными ставками, установленными органом местного самоуправления.
Постановлением Администрации городского округа Нижняя Салда от 25.12.2018 N 958 установлен размер платы за содержание и текущий ремонт внутридомового инженерного оборудования за 1 кв.м. общей площади в месяц, в том числе 5,1 руб. - при наличии всех видов благоустройств, 4,88 руб. - при отсутствии одного вида благоустройств (ГВС).
При этом в примечании к расчету платы за содержание общедомового имущества указано, что все виды благоустройства включают в себя следующие виды удобств: центральное отопление, электроснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение.
Таким образом, как правильно заключил суд первой инстанции, согласно Постановлению Администрации городского округа Нижняя Салда от 25.12.2018 N 958 размер платы за содержание внутридомового инженерного оборудования зависит именно от получения потребителями соответствующей жилищно-коммунальной услуги, размер платы дифференцируется с учетом наличия или отсутствия видов благоустройства.
Поскольку названное постановление Администрации городского округа Нижняя Салда не отменено и не оспорено в судебном порядке, утвержденные им нормативы являются действующими и подлежат применению при расчете платы за содержание внутридомового инженерного оборудования.
В соответствии с пунктом 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, под степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома понимается качественная характеристика дома, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем.
Как установлено судом, ООО "НУК "Жилой дом" собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных домах по адресам: г. Нижняя Салда, ул. Карла Маркса, 107, ул. Ломоносова, 7, ул. Ломоносова, 15, ул. Строителей, 52, ул. Фрунзе, 91, начисляет плату по строке "содержание инженерного оборудования" в размере 5,1 руб. за 1 кв.м. для всех видов благоустройств согласно постановлению Администрации городского округа Нижняя Салда от 25.12.2018 N 958.
Вместе с тем, как следует из материалов дела (письмо Администрации городского округа Нижняя Салда, справка муниципального унитарного предприятия "Салдаэнерго" от 22.01.2020 N 66) и не оспаривается заявителем, в домах по адресам: г. Нижняя Салда, ул. Ломоносова, 7, ул. Ломоносова, 15, ул. Строителей, 52, ул. Фрунзе, 91 горячее водоснабжение отсутствует.
Таким образом, поскольку потребителям (собственниками и нанимателям помещений в многоквартирных домах по адресам: г. Нижняя Салда, ул. Ломоносова, 7, ул. Ломоносова, 15, ул. Строителей, 52, ул. Фрунзе, 91) услуги по горячему водоснабжению в проверяемый период не оказывались, правовых оснований для начисления платы за содержание внутридомового инженерного оборудования с применением тарифа 5,1 руб. за 1 кв.м, установленного Постановлением Администрации городского округа Нижняя Салда от 25.12.2018 N 958, у ООО "НУК "Жилой дом" не имелось.
На основании изложенного, с учетом установленных обстоятельств, оценив в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, коллегия суда апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции, что оспариваемое предписание департамента в части возложения на ООО "НУК "Жилой дом" обязанности по устранению выявленных нарушений лицензионных требований в отношении многоквартирных домов по адресам: г. Нижняя Салда, ул. Ломоносова, 7, ул. Ломоносова, 15, ул. Строителей, 52, ул. Фрунзе, 91 соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, следовательно, оснований для признания предписания в данной части не имеется (часть 1 статьи 198, часть 3 статьи 201 АПК РФ), требования заявителя в соответствующей части правомерно оставлены судом без удовлетворения.
Коллегия апелляционного суда считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя.
Поскольку при принятии апелляционной жалобы к производству заявителю на основании ст. 64, ст. 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, с ООО "НУК "Жилой дом" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 1 500 рублей.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 февраля 2020 года по делу N А60-57658/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Нижнесалдинская управляющая компания "Жилой дом" (ИНН 6607009686, ОГРН 1056600379208) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 500 (Одна тысяча пятьсот) руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-57658/2019
Истец: ООО "НИЖНЕСАЛДИНСКАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЖИЛОЙ ДОМ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ