Екатеринбург |
|
07 октября 2020 г. |
Дело N А07-38566/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Кравцовой Е.А., Сухановой Н.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Кармацкой О.Л., рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Башкортостан кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аврора Плюс" (далее - ООО "Аврора Плюс", общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.03.2020 по делу N А07-38566/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
ООО "Аврора Плюс" - Мансуров А.Р. (доверенность от 11.02.2020, диплом);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - Управление, антимонопольный орган) - Абдурахманов А.Ф. (доверенность N 26/1 от 01.04.2020);
Прокуратуры Республики Башкортостан (далее - Прокуратура) - Изотов И.С. (служебное удостоверение);
Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан "Управление административными зданиями" (далее - ГУП "УАЗ", Предприятие) - Абрамова Н.В. (доверенность N 098 от 30.12.2019), Имаев В.Р. (доверенность N 098 от 30.12.2019);
Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство) - Шакирова Г.Б. (доверенность N ГА21/1 от 09.01.2020).
ООО "Аврора Плюс" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Управлению о признании недействительным решения N 9/15244 от 23.10.2019 и предписания N 002/01/16-881/2019 от 23.10.2019 по делу N 002/01/16-881/2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: ГУП "УАЗ", Прокуратура и Министерство.
Решением суда первой инстанции от 26.03.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2020 решение суда оставлено в силе.
В кассационной жалобе общество просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы указывает на то, что вывод судов о реализации объекта по заниженной стоимости не соответствует обстоятельствам дела, поскольку цена имущества была установлена на основании отчета N 67-16 от 04.03.2018 об определении рыночной стоимости объекта, достоверность которого презюмируется. Решением Верховного суда Республики Башкортостан установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере рыночной - 51 590 000 руб. Отчет об оценке N А19-029, согласно которому рыночная стоимость помещения по состоянию на 31.08.2018 составляет 112 540 000 руб. является недопустимым доказательством. Вывод о незаконности отчуждения объекта без аукциона противоречит нормам пункта 1 статьи 1, пунктов 2, 3 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства", согласно которым предусмотрена возможность реализации объекта недвижимости, находящегося в хозяйственном ведении государственного унитарного предприятия при согласии собственника объекта недвижимости на совершение сделки. Соглашение только ГУП "УАЗ" и ООО "Аврора Плюс" не образует состав нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ, Закон о конкуренции). Наличие задолженности по договору аренды, оплате со стороны ГУП "УАЗ" коммунальных платежей и ремонта свидетельствует о соглашении ООО "Аврора Плюс" и ГУП "УАЗ", не соответствует обстоятельствам дела. Антимонопольный орган не доказал нарушение или возможность нарушения конкуренции фактом продажи помещений ООО "Аврора Плюс". Вывод судов о том, что котельная лит.А1 является вспомогательным объектом нежилого помещения лит. А и она должна была продаваться вместе с помещением, не соответствует обстоятельствам дела. Суды обеих инстанций неправильно квалифицировали действия ООО "Аврора Плюс", ГУП "УАЗ", Минземимущества как длящееся нарушение. Если нарушение имело место, то оно было совершено и окончено и его последствия возникли в момент передачи помещения во владение ООО а "Авррора Плюс" - 29.01.2015 - именно тогда был подписан договор аренды по итогам аукциона.
Управление и третьи лица с жалобой не согласны по основаниям, изложенным в отзывах, судебные акты считают законными и обоснованными, просят оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Изучив доводы заявителей кассационных жалоб, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, в адрес Управление ФАС по Республике Башкортостан поступила информация от Прокуратуры Республики Башкортостан, содержащая сведения о возможном нарушении антимонопольного законодательства.
На основании представленных документов и сведений, возбуждено дело в отношении ООО "Аврора Плюс", Министерства, ГУП "УАЗ", по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона N 135-ФЗ.
В результате рассмотрения дела антимонопольный орган квалифицировала действия Министерства, ГУП "УАЗ", общества как нарушающие пункт 4 статьи 16 Федерального закона N 135-ФЗ, о чем вынесено оспариваемое решение от 23.10.2019 по делу N 002/01/16-881/2019.
На основании решения выданы предписания об устранении нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона N 135-ФЗ, для чего совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: принять меры по возврату торгового помещения общей площадью 22219,9 кв. м, литера А, кадастровый номер 02:55:030155:861, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Первомайская, д. 46 и возврату котельной (пристрой) общей площадью 37 кв. м, лит.А1, кадастровый номер 02:55:030155:893, расположенная по адресу: г. Уфа, ул. Первомайская, д. 46, в собственность Республики Башкортостан, оформить переход прав на недвижимое имущество в органах государственной регистрации.
Не согласившись с указанными решением и предписаниями, заявитель обратился в суд с настоящим требованием.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности и законности вынесенных решения и предписания антимонопольного органа.
Выводы судов являются обоснованными и законными.
В силу статьей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления необходима совокупность двух условий: его несоответствие закону и иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать заявитель.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (пункт 4).
В силу статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ соглашением является любая договоренность в письменной форме, содержащая в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме; под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Суды пришли к выводу о доказанности антимонопольным органом факта соглашения (сговора) между обществом, Министерством и ГУП "УАЗ", что является нарушением пункта 4 статьи 16 Федерального закона N 135-ФЗ.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов. О наличии соглашения может свидетельствовать совокупность установленных антимонопольным органом обстоятельств, в том числе единообразное и синхронное поведение участников, и иных обстоятельств в их совокупности и взаимосвязи.
Таким образом, возможная связь того и другого соглашения имеет правовое значение при оценке не столько состава их участников, сколько при оценке существа соглашений, истинных целей их участников, ожидаемой результативности, прямых и косвенных доказательств наличия таких соглашений, взаимодействия одних субъектов с другими (влияния одних на других) ввиду хронологии (последовательности) значимых событий (фактов).
Именно на наличие косвенных доказательств, которые сами по себе являются законными, но в совокупности свидетельствуют о направленности действий Министерства, ГУП "УАЗ", общества на предоставление последнему объектов недвижимого имущества для без проведения торгов по заниженной стоимости, обращает внимание антимонопольный орган в своем решении.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся о государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом о приватизации государственного и муниципального имущества.
Под приватизацией государственного и муниципального имущества, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ, Закон о приватизации) понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
В соответствии с указанным законом приватизация государственного и муниципального имущества, порядок ее планирования, принятие решений об условиях приватизации осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Согласно статье 13 Закона о приватизации приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными настоящей статьей.
Данный перечень способов приватизации является закрытым и включает в себя: преобразование унитарного предприятия в акционерное общество; преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью; продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе; продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций обществ; продажа государственного или муниципального посредством публичного предложения; продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ; продажа акций акционерных обществ по результатам доверительного управления...
Как следует из материалов дела, антимонопольным органом установлены следующие обстоятельства, свидетельствующие о нарушении Закона о конкуренции.
Письмом от 07.08.2014 N 1359/1 директор ГУП "УАЗ" Берг Э.Р. обратилась в Министерство о закреплении на праве хозяйственного ведения ГУП "УАЗ" нежилых помещений 1 и 2 этажей общей площадью 2 219,9 кв. м, литера А, расположенных по адресу: г. Уфа, ул. Первомайская, 46.
Министерство приказом от 07.08.2014 N 1115 указанные нежилые помещения закрепила на праве хозяйственного ведения ГУП "УАЗ".
По результатам проведенного Предприятием аукциона с ООО "Аврора Плюс" заключен договор от 29.01.2015 N 11907 о передаче объектов государственного нежилого фонда, закрепленных на праве хозяйственного ведения, в аренду без права выкупа, согласно которому данному обществу в аренду предоставлены нежилые помещения N 1-17 на 1 этаже, N 1-6 на 2 этаже, литер А, расположенные по адресу: г. Уфа, ул. Первомайская, д. 46, сроком с 20.01.2015 по 19.03.2015.
По результатам проведенных торгов, в соответствии с договором аренды от 29.01.2015 ООО "Аврора-Плюс" переданы в аренду нежилые помещения, общей площадью 2219,9 кв. м, (без котельной), сроком аренды с 20.01.2015 по 19.03.2015.
ГУП "УАЗ" с ООО "Аврора Плюс" 27.03.2015 заключило договор N 11907 по передаче объектов государственного нежилого фонда, закрепленных на праве хозяйственного ведения, в аренду без права выкупа, по условиям которого в аренду обществу названные нежилые помещения предоставлены с 20.03.2015 по 19.03.2030.
ГУП "УАЗ" 13.07.2017 заключило с ООО "Промышленные технологии строительства" договор N 1707 на проектирование, выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объекту "Строительство котельной по адресу: г. Уфа, Калининский район, ул. Первомайская, д. 46".
Приказом Министерства от 01.03.2017 N 172 (с изм. от 28.04.2017 N 454) закреплено на праве хозяйственного ведения за ГУП "УАЗ" государственное недвижимое имущество - котельная (пристрой), литера А1, общей площадью 37,0 кв. м, расположенная по адресу: г. Уфа, ул. Первомайская, д. 46.
Письмом Министерства от 08.08.2017 N 10915 на основании обращения ГУП "УАЗ" от 21.07.2017 N 2418 согласован межевой план земельного участка с кадастровым номером 02:55:030155:2 по адресу: г. Уфа, ул. Первомайская, 46, согласно которому его площадь под здание котельной увеличена с 2137 кв. м до 2276 кв. м.
Согласно справке от 15.01.2018 ООО "Промтехстрой" в период с 15.01.2015 выполнило работы по выполнению строительно - монтажных и пуско-наладочных работ по объекту "Строительство котельной по адресу:
г. Уфа. Калининский район, ул. Первомайская, д. 46" на общую сумму 8 706 717,25 руб. Выполнение данных работ подтверждается актами о приемке выполненных работ от 15.01.2018.
Письмом ГУП "УАЗ" от 12.03.2018 обратилось в Министерство с заявлением о согласовании отчета об оценке N 67-16 рыночной стоимости объектов государственной собственности, расположенных по адресу: г. Уфа, ул. Первомайская, д. 46: торговое помещение общей площадью 2219,9 кв. м, литер А, котельная (пристрой) общей площадью 37,0 кв. м, литер А1. Отчетом об оценке, выполненный ИП Королевой И.В., рыночная стоимость объекта оценена по состоянию на 04.03.2018 и составило 52 728 000 руб., из них нежилое помещение, литер А, - 51 864 000 руб., котельная (пристрой), литер А1-864 000 руб. Письмом от 15.03.2018 N АХ-18/3025 названный отчет согласован.
Согласно справке ГУП УАЗ от 26.03.2018 N 725, подписанной директором предприятия Берг Э.Р., котельная (пристрой) литера А1, общая площадь 37 кв. м, не функционирует, необходимое оборудование отсутствует, договоры со специализированными организациями не заключены. Теплоснабжение нежилого помещения осуществляется через централизованную систему отопления.
Распоряжением Правительства РБ от 28.04.2018 N 370-р принято предложение ГУП "УАЗ" о согласовании сделки по продаже объектов недвижимого имущества - нежилых помещений (литера А, общая площадь 2219,9 кв. м), котельной (пристрой) (литера А1, общая площадь 37 кв. м), расположенных по адресу: г. Уфа, ул. Первомайская, д. 46, закрепленных на праве хозяйственного ведения за предприятием; Министерству поручено в установленном порядке подготовить и принять соответствующее решение о согласовании сделки.
При этом названное распоряжение Правительства РБ принято на основании пояснительной записки Министерства, согласно которой согласованию подлежит сделка по реализации вышеуказанного недвижимого имущества путем проведения аукциона.
Приказом Министерства от 17.05.2018 N 596, ГУП "УАЗ" разрешается осуществить продажу на аукционе объекты недвижимого имущества: нежилых помещений (литера А, общая площадь 2219,9 кв. м), котельной (пристрой) (литера А1, общая площадь 37 кв. м), расположенных по адресу: г. Уфа, ул. Первомайская, д. 46.
Письмом от 09.07.2018 ООО "Аврора Плюс" информирует ГУП "УАЗ" о намерении реализовать преимущественное право приобретения арендуемого нежилого здания общей площадью 2219,9 кв. м, с кадастровым номером 02:55:030155:861, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Первомайская, 46, в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Письмом от 10.07.2018 ГУП "УАЗ" обратилось в Министерство просило согласовать продажу недвижимого имущества путем реализации преимущественного права выкупа арендуемого имущества общества "Аврора Плюс", расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Первомайская, д. 46: торговое помещение общей площадью 2219,9 кв. м, лит. А, кадастровый номер 02:55:030155:861, по стоимости в соответствии с отчетом об оценке от 04.03.2018 N 67-16.
Письмом от 17.07.2018 ГУП "УАЗ" обратилось в Министерство с просьбой внести изменения в приказ Министерства от 17.05.2018 N 596 путем исключения из реализации на аукционе недвижимого имущества: торговое помещение общей площадью 2219,9 кв. м, лит. А, кадастровый номер 02:55:030155:861, расположенное по адресу: г. Уфа, ул. Первомайская, 46.
Приказом Министерства от 24.07.2018 N 915 в приказ от 17.05.2018 N 596 внесены следующие изменения:
Пункт 1 изложен в следующей редакции: "Разрешить государственному унитарному предприятию Республики Башкортостан "Управление административными зданиями" осуществить продажу на аукционе объекта недвижимого имущества: котельной (пристрой) (литера А1, общая площадь 37 кв. м), расположенного по адресу: Республики Башкортостан, г. Уфа, ул. Первомайская, д. 46";
Пункт 2 изложен в следующей редакции: "Установить, что: начальная цена аукциона по продаже имущества, указанного в пункте 1 настоящею приказа, должна быть равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 04.03.2018 в отчете об определении рыночной стоимости N 67-16 от 04.03.2018, выполненном оценщиком ИП Королевой И.В., и составляющей с учетом НДС 864 000 (восемьсот шестьдесят четыре тысячи) руб.".
Приказом от 10.08.2018 N 988 разрешена ГУП "УАЗ" продажа недвижимого имущества - нежилых помещений (литера А) общей площадью 2219,9 кв. м, расположенных по адресу: г. Уфа, ул. Первомайская, 46, находящихся в хозяйственном ведении Предприятия, путем реализации преимущественного права на приобретение арендуемого государственного имущества ООО "Аврора Плюс"; установлена цена продажи в соответствии с отчетом об оценке от 04.03.2018 N 67-16 в размере 51 864 000 руб.
По результатам проведенного 13.08.2018 аукциона между ГУП "УАЗ" и обществом заключен договор от 13.08.2018 N 1993 купли-продажи недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан и закрепленного за ГУП "УАЗ" на праве хозяйственного ведения, в соответствии с условиями которого в собственность данного общества передана котельная (пристрой) общей площадью 37,0 кв. м, лит. А1, кадастровый номер 02:55:030155:893, расположенная по адресу:
г. Уфа, ул. Первомайская, д. 46, по цене в размере 872 640 руб.
На момент согласования продажи здания котельной (пристрой) (литера А1, общая площадь 37 кв. м), кадастровый номер 02:55:030155:893, 2012 года строительства, данный объект был снесен, на его месте осуществлено строительство новой котельной (пристроя).
Следовательно, оценка рыночной стоимости названной котельной в составе объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Первомайская, д. 46, проведенная ИП Королевой И.В. исходя из ее физического износа в размере 59,08% (2012 года строительства), а также без учета вмонтированного в нее оборудования на сумму свыше 7 млн. руб., не могла быть использована ГУП "УАЗ" при продаже данного здания.
Вместе с тем, сведения о сносе здания котельной (пристрой) с кадастровым номером 02:55:030155:893 и строительстве на ее месте нового здания котельной (пристрой) ГУП "УАЗ" в Министерство для внесения изменений в Реестр государственного имущества Республики Башкортостан не предоставило, на государственный кадастровый учет новый объект не поставлен.
Между ГУП РБ "УАЗ" и ООО "Аврора Плюс" 31.08.2018 заключен договор N 2001 купли-продажи недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан и закрепленного на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием Республики Башкортостан "Управление административными зданиями", согласно которому в собственность данного общества передано торговое помещение общей площадью 2 219,9 кв. м, литера А, кадастровый номер 02:55:030155:861, расположенное по адресу: г. Уфа, ул. Первомайская, д. 46, по цене в размере 51 864 000 руб. с рассрочкой платежа сроком на 5 лет.
В приказе Министерства от 10.08.2018 N 988 о согласовании Предприятию сделки по продаже путем реализации преимущественного права на приобретение арендуемого государственного имущества ООО "Аврора Плюс" указано о необходимости в трехдневный срок со дня размещения на официальном сайте www.torgi.gov.ru и на сайте Минземимущества соответствующие сведения об этом с приложением копии информационных сообщений о проведении продажи и об итогах продажи.
ГУП УАЗ вышеуказанные сведения о проведении и итогах продажи государственного имущества на сайте www.torgi.gov.ru не размещены.
Согласно статье 135 Гражданского кодекса Российской Федерации здание котельной (пристрой), лит. А1, расположенное по адресу: г. Уфа, ул. Первомайская, д. 46, является вспомогательным объектом, созданным исключительно для обслуживания торговых помещений, лит. А, находящихся на одном земельном участке по указанному адресу, ввиду чего названная котельная не представляет самостоятельной ценности и не может быть отчуждена раздельно от основного здания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" одним из условий реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества является нахождение арендуемого имущества на день подачи заявления в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 названного Федерального закона.
Учитывая изложенное, а также то, что здание котельной (пристрой), лит. А1, расположенное по адресу: г. Уфа, ул. Первомайская, д. 46, являющееся принадлежностью торговых помещений по указанному адресу, лит. А, в аренду ООО "Аврора Плюс" не предоставлялось, оснований для приобретения названных торговых помещений у данного общества без проведения торгов не имелось.
На основании указанных обстоятельств антимонопольным органом сделан правильный вывод о том, что изначально между Министерством, ГУП "УАЗ" и ООО "Аврора Плюс" была договоренность по передаче названных объектов из государственной собственности в частную.
По соглашению от 28.09.2018 (зарегистрировано в ЕГРН 01.11.2018) о расторжении договора купли-продажи недвижимого имущества от 13.08.2018 N 1993 здание котельной (пристрой) (литера А1, общая площадь 37 кв. м), кадастровый номер 02:55:030155:893 возвращено в государственную собственность Республики Башкортостан.
В соответствии с пунктом 9 статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий: 1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации; 2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.
Между тем установлено, что по бухгалтерским данным ГУП "УАЗ" в период действия договора аренды N 11907 от 29.01.2015 от ООО "Аврора Плюс" плата за коммунальные и эксплуатационные услуги не поступали, арендная плата не вносилась. Более того, ГУП "УАЗ" продолжал оплачивать коммунальные услуги по данному объекту. Возмещения затрат за аренду земельного участка от общества также не поступало. Данные обстоятельства нарушали не только условия вышеуказанного договора, но и требования аукционной документации, в Приложении N 1 к которой, указаны дополнительные условия по лоту: заключение договоров на коммунально-эксплуатационные услуги и возмещение налога за аренду земельного участка.
Из актов сверок следует, что задолженность за 2015 г. по заключенным договорам аренды N 11907, 11907, была погашена в полном объеме ООО "Аврора Плюс" только 13.01.2017.
Кроме того антимонопольным органом установлены признаки аффилированности участников антиконкурентных действий.
В частности, бывший директор ГУП "УАЗ" Берг Э.Р. ранее работала в ООО "Максах" (директор - Ахметов Д.А., учредители - Ахметов Д.А., Ахметов У.А.), ООО "Инвестиционная компания "Альянс" (директор - Ахметов У.А.). Учредителем ООО "Аврора Плюс" является Даянова Татьяна Дмитриевна - теща Ахметова У.А. и мать начальника отдела контроля и управления имуществом ГУП "УАЗ" Даяновой Регины Салаватовны.
Помимо этого, согласно условиям аукционной документации утвержденной Берг Э.Р., а также пунктам 3.6, 2.3.7 договоров аренды от 29.01.2015 N 11907, от 27.03.2015 N 11907, а арендатор оплачивает предоставляемые ему коммунальные и иные услуги по отдельным договорам, заключаемым между арендатором и арендодателем или предприятиями, обслуживающими объект, а также за свой счет, своими силами и материалами производит текущий и капитальный ремонты арендуемого объекта.
Между тем, Предприятие с февраля 2015 г. по август 2018 г. незаконно оплатило коммунальные и иные услуги, а также осуществленный ООО "Промэлектроснабкомплект" ремонт торговых помещений по адресу:
г. Уфа, ул. Первомайская, 46, лит. А, на общую сумму 26 640 793,10 руб.
Более того, ГУП "УАЗ" продолжало по октябрь 2018 г. нести расходы по оплате коммунальных платежей за торговое помещение, расположенное по адресу: г. Уфа, ул. Первомайская, 46, переданное в собственность обществу "Аврора плюс" по договору купли-продажи от 31.08.2018 N 2001, на общую сумму 499 621,39 руб.
В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Республики Башкортостан от 11.11.2003 N 279 "О реализации республиканскими органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан" сделки по продаже государственного имущества Республики Башкортостан, закрепленного за государственным унитарным предприятием Республики Башкортостан на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (за исключением движимого имущества, закрепленного за предприятием в хозяйственное ведение), осуществляются путем продажи имущества на аукционе, организатором которого выступает предприятие, в порядке, определенном законодательством о приватизации государственного имущества.
Следовательно, непосредственная продажа государственного имущества Республики Башкортостан, закрепленного за ГУП "УАЗ" на праве хозяйственного ведения, производится на аукционе в порядке, определенном законодательством о приватизации государственного имущества, что подтверждается распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 28.04.2018 N 370-р.
Также запрет на отчуждение названного имущества без торгов путем обхода установленных законом запретов закреплен в части 1 статьи 10, статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 1, 13 Федерального закона N 178-ФЗ.
Приказом Министерства от 10.08.2018 N 988 Предприятию согласована сделка по продаже путем реализации преимущественного права на приобретение арендуемого недвижимого имущества - нежилых помещений (литера А, общая площадь 2219,9 кв. м) ООО "Аврора Плюс" в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ.
Изменения в распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 28.04.2018 N 370-р, в котором возможен выкуп только на аукционе, не вносились, оно не утратило силу.
Учитывая установленные взаимосвязанные действия, выводы судов о том, что сделки совершены в нарушение распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 28.04.2018 N 370-р являются правомерными.
Совокупность выше названных обстоятельств свидетельствует о том, что незаконное предоставление без проведения торгов в аренду сроком на 15 лет, в последующем - в собственность обществу "Аврора-Плюс" торговых помещений (литера А) по адресу: г. Уфа, ул. Первомайская, 46, а также неправомерные продажа данному Обществу здания котельной (пристрой) (литера А1) по указанному адресу и предоставление ему в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:55:030155:2 осуществлено путем совершения Министерством, ГУП "УАЗ" и ООО "Аврора" относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин взаимосвязанных согласованных действий с целью обхода аукционных процедур по продаже государственного имущества, находящегося в хозяйственном ведении ГУП "УАЗ", предусмотренных пунктом 6 постановления Правительства Республики Башкортостан от 11.11.2003 N 279 "О реализации республиканскими органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан".
Изложенные факты влияют на условия конкуренции на товарном рынке недвижимого имущества, поскольку реализация государственного имущества должна преследовать цели получения доходных средств в государственный бюджет и строиться на основах открытости и публичности процедур. Антиконкурентные последствия вышеназванных действий выражаются в том, что передача имущества в обход конкурентных процедур и правил, установленных действующим законодательством, привела к ограничению доступа других хозяйствующих субъектов на товарном рынке недвижимого имущества Республики Башкортостан.
Рыночная стоимость котельной в составе объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Первомайская, д. 46, определенная ИП Королевой И.В. в отчете об оценке N 5/1-2019 в размере 6 856 123 руб., проведена без учета вмонтированного в нее оборудования на сумму свыше 7 млн.руб., из чего следует, что отчет об оценке N 5/1-2019 является некорректным, не отражает действительную стоимость объекта оценки. В отношении основного здания также были проведены ремонтные работы, за период с 2015 по 2017 г.г. Предприятием вложено 18 235 405,60 руб.
Ссылка общества на решение Верховного суда Республики Башкортостан по делу N 3-1291/2019, согласно которому по состоянию 01.01.2015 определена рыночная стоимость в размере 51 590 000 руб. не имеет правового значения, так как объекты были выставлены на торги в 2018.
Довод общества о том, что с момента совершения правонарушения прошло 3 года, поскольку оно совершено и окончено 29.01.2015 (заключение договора аренды с обществом), был предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и обоснованно им не принят, так как рассмотренные незаконные взаимосвязанные действия по отчуждению государственного имущества из собственности Республики Башкортостан в пользу общества совершены в период с 2015 по 2018 год.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемого судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.03.2020 по делу N А07-38566/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аврора Плюс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.