Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 7 октября 2020 г. N Ф09-5449/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
02 июля 2020 г. |
Дело N А07-38566/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ануфриевой К.Э., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аврора Плюс" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26 марта 2020 г. по делу N А07-38566/2019.
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Аврора Плюс" - Шулындин Е.О. (доверенность от 11.02.2020, диплом);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Абдурахманова А.Ф. (доверенность N 26/1 от 01.04.2020, диплом);
Прокуратуры Республики Башкортостан - Смолина Е.В. (служебное удостоверение, доверенность N 8-117-2020/34769 от 05.06.2020);
Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан "Управление административными зданиями" - Абрамова Н.В. (доверенность N 098 от 30.12.2019), Имаева В.Р. (доверенность N 098 от 30.12.2019, диплом);
Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - Шакирова Г.Б. (доверенность N ГА21/1 от 09.01.2020).
Общество с ограниченной ответственностью "Аврора Плюс" (далее - заявитель, общество "Аврора Плюс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Управлению федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Управление ФАС по Республике Башкортостан, антимонопольный орган) о признании недействительным решения N 9/15244 от 23.10.2019 и предписания N 002/01/16-881/2019 от 23.10.2019 по делу N 002/01/16-881/2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан "Управление административными зданиями" (далее - третье лицо, ГУП "УАЗ"), Прокуратура Республики Башкортостан (далее также - третье лицо, Прокуратура) и Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - третье лицо, Миземимущество, Министерство).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан 26.03.2020 (резолютивная часть объявлена 18.03.2020) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество "Аврора Плюс" не согласилось с указанным решением и обжаловало его в апелляционном порядке. Считает решение суда первой инстанции незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.
В обоснование указывает, что вывод суда о реализации объекта по заниженной стоимости не соответствует обстоятельствам дела, поскольку цена имущества была установлена на основании отчета N 67-16 от 04.03.2018 об определении рыночной стоимости объекта, достоверность которого презюмируется. Решением Верховного суда Республики Башкортостан установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере рыночной - 51 590 000 руб. Отчет об оценке N А19-029, согласно которому рыночная стоимость помещения по состоянию на 31.08.2018 составляет 112 540 000 руб. является недопустимым доказательством.
Вывод суда о незаконности отчуждения объекта без аукциона противоречит нормам пункта 1 статьи 1, пунктов 2, 3 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства", согласно которым предусмотрена возможность реализации объекта недвижимости, находящегося в хозяйственном ведении государственного унитарного предприятия при согласии собственника объекта недвижимости на совершение сделки.
Суд посчитал установленным недоказанный факт того, что Министерство участвовало в соглашении, соглашение только ГУП "УАЗ" и общества "Аврора Плюс" не образует состав нарушения статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции".
Вывод суда о том, что наличие задолженности по договору аренды, оплате со стороны ГУП "УАЗ" коммунальн6ых платежей и ремонта свидетельствует о соглашении общества "Аврора Плюс" и ГУП "УАЗ", не соответствует обстоятельствам дела.
Антимонопольный орган не доказал нарушение или возможность нарушения конкуренции фактом продажи помещений обществу "Аврора Плюс".
Вывод суда о том, что котельная лит.А1 является вспомогательным объектом нежилого помещения лит. А и она должна была продаваться вместе с помещением, не соответствует обстоятельствам дела.
Суд посчитал установленным недоказанный факт наличия соглашения и согласованных действий. Суд неправильно применил норму материального права - пункт 1 статьи 8 Федерального закона "О защите конкуренции"
Просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении требований общества.
Суд неправильно квалифицировал действия общества "Аврора Плюс", ГУП "УАЗ", Минземимущества как длящееся нарушение. Если нарушение имело место, то оно было совершено и окончено и его последствия возникли в момент передачи помещения во владение общества "Авррора Плюс" - 29.01.2015 - именно тогда был подписан договор аренды по итогам аукциона.
До начала судебного заседания от заинтересованного лица и третьих лиц поступили отзывы на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель общества "Аврора Плюс" настаивал на доводах апелляционной жалобы.
Представители антимонопольного органа и Прокуратуры, Министерства и ГУП "УАЗN поддержали возражения против доводов апелляционной жалобы по изложенным в отзывах основаниям, просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в адрес Управление ФАС по Республике Башкортостан поступила информация от Прокуратуры Республики Башкортостан, содержащая сведения о возможном нарушении антимонопольного законодательства.
На основании представленных документов и сведений, возбуждено дело в отношении общества "Аврора Плюс", Министерства, ГУП "УАЗ", по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N135-ФЗ, Закон о конкуренции).
В результате рассмотрения дела антимонопольный орган квалифицировала действия Министерства, ГУП "УАЗ", общества "Аврора Плюс" как нарушающие пункт 4 статьи 16 Федерального закона N 135-ФЗ, о чем вынесено оспариваемое решение от 23.10.2019 по делу N 002/01/16-881/2019.
На основании решения выданы предписания об устранении нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона N 135-ФЗ, для чего совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: принять меры по возврату торгового помещения общей площадью 22219,9 кв.м., литера А, кадастровый номер 02:55:030155:861, расположенного по адресу: г.Уфа, ул.Первомайская, д.46 и возврату котельной (пристрой) общей площадью 37 кв.м., лит.А1, кадастровый номер 02:55:030155:893, расположенная по адресу: г.Уфа, ул. Первомайская, д.46, в собственность Республики Башкортостан, оформить переход прав на недвижимое имущество в органах государственной регистрации.
Не согласившись с указанными решением и предписаниями, заявитель обратился в суд с настоящим требованием
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности и законности вынесенных решения и предписания антимонопольного органа.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу статьей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления необходима совокупность двух условий: его несоответствие закону и иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать заявитель.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (пункт 4).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 135-ФЗ соглашением является любая договоренность в письменной форме, содержащая в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме; под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Суд первой инстанции, пришел к выводу о доказанности антимонопольным органом факта соглашения (сговора) между Обществом, Министерством и ГУП "УАЗ", что является нарушением пункта 4 статьи 16 Федерального закона N 135-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции признает данные выводы суда правомерными и обоснованными.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов. О наличии соглашения может свидетельствовать совокупность установленных антимонопольным органом обстоятельств, в том числе единообразное и синхронное поведение участников, и иных обстоятельств в их совокупности и взаимосвязи.
Таким образом, возможная связь того и другого соглашения имеет правовое значение при оценке не столько состава их участников, сколько при оценке существа соглашений, истинных целей их участников, ожидаемой результативности, прямых и косвенных доказательств наличия таких соглашений, взаимодействия одних субъектов с другими (влияния одних на других) ввиду хронологии (последовательности) значимых событий (фактов).
Именно на наличие косвенных доказательств, которые сами по себе являются законными, но в совокупности свидетельствуют о направленности действий Министерства, ГУП "УАЗ", общества "Аврора Плюс" на предоставление последнему объектов недвижимого имущества для без проведения торгов по заниженной стоимости, обращает внимание антимонопольный орган в своем решении.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся о государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом о приватизации государственного и муниципального имущества.
Под приватизацией государственного и муниципального имущества, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (далее - Закон о приватизации).
В соответствии с указанным законом приватизация государственного и муниципального имущества, порядок ее планирования, принятие решений об условиях приватизации осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Согласно статье 13 Закона о приватизации приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными настоящей статьей.
Данный перечень способов приватизации является закрытым и включает в себя: преобразование унитарного предприятия в акционерное общество; преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью; продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе; продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций обществ; продажа государственного или муниципального посредством публичного предложения; продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ; продажа акций акционерных обществ по результатам доверительного управления
Антимонопольным органом установлены следующие обстоятельства, свидетельствующие о нарушении Закона о конуренции.
Письмом от 07.08.2014 N 1359/1 директор ГУП "УАЗ" Берг Э.Р. обратилась в Министерство о закреплении на праве хозяйственного ведения ГУП "УАЗ" нежилых помещений 1 и 2 этажей общей площадью 2 219,9 кв.м, литера А, расположенных по адресу: г.Уфа, ул. Первомайская, 46.
Минземимущество приказом от 07.08.2014 N 1115 указанные нежилые помещения закрепила на праве хозяйственного ведения ГУП "УАЗ" (далее также - Предприятие).
По результатам проведенного Предприятием аукциона с обществом "Аврора Плюс" заключен договор от 29.01.2015 N 11907 о передаче объектов государственного нежилого фонда, закрепленных па праве хозяйственного ведения, в аренду без права выкупа, согласно которому данному обществу в аренду предоставлены нежилые помещения N N 1-17 на 1 этаже, NN 1-6 на 2 этаже, литер А, расположенные по адресу: г. Уфа, ул. Первомайская, д. 46, сроком с 20.01.2015 по 19.03.2015.
По результатам проведенных торгов, в соответствии с договором аренды от 29.01.2015 обществу "Аврора-Плюс" переданы в аренду нежилые помещения, общей площадью 2219,9 кв.м, (без котельной), сроком аренды с 20.01.2015 по 19.03.2015.
ГУП "УАЗ" с обществом "Аврора Плюс" 27.03.2015 заключило договор N 11907 по передаче объектов государственного нежилого фонда, закрепленных на праве хозяйственного ведения, в аренду без права выкупа, по условиям которого в аренду обществу "Аврора Плюс" названные нежилые помещения предоставлены с 20.03.2015 по 19.03.2030.
ГУП "УАЗ" 13.07.2017 заключило с ООО "Промышленные технологии строительства" договор N 1707 на проектирование, выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объекту "Строительство котельной по адресу: г. Уфа, Калининский район, ул. Первомайская, д. 46".
Приказом Минземимущества от 01.03.2017 N 172 (с изм. от 28.04.2017 N454) закреплено на праве хозяйственного ведения за ГУП "УАЗ" государственное недвижимое имущество - котельная (пристрой), литера А1, общей площадью 37,0 кв.м, расположенная по адресу: г. Уфа, ул. Первомайская, д. 46.
Письмом Минземимущества от 08.08.2017 N 10915 на основании обращения ГУП "УАЗ" от 21.07.2017 N 2418 согласован межевой план земельного участка с кадастровым номером 02:55:030155:2 по адресу: г. Уфа, ул. Первомайская, 46, согласно которому его площадь под здание котельной увеличена с 2137 кв.м. до 2276 кв.м.
Согласно справке от 15.01.2018 ООО "Промтехстрой" в период с 15.01.2015 выполнило работы по выполнению строительно - монтажных и пуско-наладочных работ по объекту "Строительство котельной по адресу: г. Уфа. Калининский район, ул. Первомайская, д. 46" па общую сумму 8 706 717,25 руб. Выполнение данных работ подтверждается актами о приемке выполненных работ от 15.01.2018.
Письмом ГУП "УАЗ" от 12.03.2018 обратилось в Минземимущество с заявлением о согласовании отчета об оценке N 67-16 рыночной стоимости объектов государственной собственности, расположенных по адресу: г.Уфа, ул.Первомайская, д. 46: торговое помещение общей площадью 2219,9 кв.м, литер А, котельная (пристрой) общей площадью 37,0 кв.м, литер А1. Отчетом об оценке, выполненный ИП Королевой И.В., рыночная стоимость объекта оценена по состоянию на 04.03.2018 и составило 52 728 000 руб., из них нежилое помещение, литер А, - 51 864 000 руб., котельная (пристрой), литер А1- 864 000 руб. Письмом Минземимущества от 15.03.2018 N АХ-18/3025 названный отчет согласован.
Согласно справке ГУП УАЗ от 26.03.2018 N 725, подписанной директором предприятия Берг Э.Р., котельная (пристрой) литера А1, общая площадь 37 кв.м, не функционирует, необходимое оборудование отсутствует, договоры со специализированными организациями не заключены. Теплоснабжение нежилого помещения осуществляется через централизованную систему отопления.
Распоряжением Правительства РБ от 28.04.2018 N 370-р принято предложение ГУП "УАЗ" о согласовании сделки по продаже объектов недвижимого имущества - нежилых помещений (литера А, общая площадь 2219,9 кв.м), котельной (пристрой) (литера А1, общая площадь 37 кв.м), расположенных по адресу: г. Уфа, ул. Первомайская, д. 46, закрепленных на праве хозяйственного ведения за предприятием; Минземимуществу поручено в установленном порядке подготовить и принять соответствующее решение о согласовании сделки.
При этом названное распоряжение Правительства РБ принято на основании пояснительной записки Минземимущества, согласно которой согласованию подлежит сделка по реализации вышеуказанного недвижимого имущества путем проведения аукциона.
Приказом Минземимущества от 17.05.2018 N 596, ГУП "УАЗ" разрешается осуществить продажу на аукционе объекты недвижимого имущества: нежилых помещений (литера А, общая площадь 2219,9 кв.м), котельной (пристрой) (литера А1, общая площадь 37 кв.м), расположенных по адресу: г. Уфа, ул. Первомайская, д. 46.
Письмом от 09.07.2018 общество "Аврора Плюс" информирует ГУП "УАЗ" о намерении реализовать преимущественное право приобретения арендуемого нежилого здания общей площадью 2219,9 кв.м, с кадастровым номером 02:55:030155:861, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Первомайская, 46, в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Письмом от 10.07.2018 ГУП "УАЗ" обратилось в Минземимущество о согласовании продажи недвижимого имущества путем реализации преимущественного права выкупа арендуемого имущества общества "Аврора Плюс", расположенного но адресу: г. Уфа, ул. Первомайская, д. 46: торговое помещение общей площадью 2219,9 кв.м, лит. А, кадастровый номер 02:55:030155:861, по стоимости в соответствии с отчетом об оценке от 04.03.2018 N 67-16.
Письмом от 17.07.2018 ГУП "УАЗ" обратилось в Минземимущество с просьбой внести изменения в приказ Министерства от 17.05.2018 N 596 путем исключения из реализации на аукционе недвижимого имущества: торговое помещение общей площадью 2219,9 кв.м, лит. А, кадастровый номер 02:55:030155:861, расположенное по адресу: г. Уфа, ул. Первомайская, 46.
Приказом Минземимущества от 24.07.2018 N 915 в приказ Министерства от 17.05.2018 N 596 внесены следующие изменения:
Пункт 1 изложен в следующей редакции: "Разрешить государственному унитарному предприятию Республики Башкортостан "Управление административными зданиями" осуществить продажу на аукционе объекта недвижимого имущества: котельной (пристрой) (литера А1, общая площадь 37 кв.м.), расположенного по адресу: Республики Башкортостан, г. Уфа, ул. Первомайская, д. 46";
Пункт 2 изложен в следующей редакции: "Установить, что: начальная цена аукциона по продаже имущества, указанного в пункте 1 настоящею приказа, должна быть равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 04.03.2018 в отчете об определении рыночной стоимости N 67-16 от 04.03.2018, выполненном оценщиком ИП Королевой И.В., и составляющей с учетом НДС 864 000 (восемьсот шестьдесят четыре тысячи) руб.".
Приказом Минземимущества от 10.08.2018 N 988 разрешена ГУП "УАЗ" продажа недвижимого имущества - нежилых помещений (литера А) общей площадью 2219,9 кв.м, расположенных по адресу: г. Уфа, ул. Первомайская, 46, находящихся в хозяйственном ведении Предприятия, путем реализации преимущественного права на приобретение арендуемого государственного имущества общества "Аврора Плюс"; установлена цена продажи в соответствии с отчетом об оценке от 04.03.2018 N 67-16 в размере 51 864 000 руб.
По результатам проведенного 13.08.2018 аукциона между ГУП "УАЗ" и обществом "Аврора Плюс" заключен договор от 13.08.2018 N 1993 купли-продажи недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан и закрепленного за ГУП "УАЗ" на праве хозяйственного ведения, в соответствии с условиями которого в собственность данного общества передана котельная (пристрой) общей площадью 37,0 кв.м, лит. А1, кадастровый номер 02:55:030155:893, расположенная по адресу: г. Уфа, ул. Первомайская, д. 46, по цене в размере 872 640 руб.
На момент согласования продажи здания котельной (пристрой) (литера А1, общая площадь 37 кв.м), кадастровый номер 02:55:030155:893, 2012 года строительства, данный объект был снесен, на его месте осуществлено строительство новой котельной (пристроя).
Следовательно, оценка рыночной стоимости названной котельной в составе объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Первомайская, д. 46, проведенная ИП Королевой И.В. исходя из ее физического износа в размере 59,08% (2012 года строительства), а также без учета вмонтированного в нее оборудования на сумму свыше 7 млн. руб., не могла быть использована ГУП "УАЗ" при продаже данного здания.
Вместе с тем, сведения о сносе здания котельной (пристрой) с кадастровым номером 02:55:030155:893 и строительстве на ее месте нового здания котельной (пристрой) ГУП "УАЗ" в Минземимущество для внесения изменений в Реестр государственного имущества Республики Башкортостан не предоставило, на государственный кадастровый учет новый объект не поставлен.
Между ГУП РБ "УАЗ" и ООО "Аврора Плюс" 31.08.2018 заключен договор N 2001 купли-продажи недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан и закрепленного на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием Республики Башкортостан "Управление административными зданиями", согласно которому в собственность данного общества передано торговое помещение общей площадью 2 219,9 кв.м, литера А, кадастровый номер 02:55:030155:861, расположенное по адресу: г. Уфа, ул. Первомайская, д. 46, по цене в размере 51 864 000 руб. с рассрочкой платежа сроком на 5 лет.
В приказе Минеземимущества от 10.08.2018 N 988 о согласовании Предприятию сделки по продаже путем реализации преимущественного права на приобретение арендуемого государственного имущества обществу "Аврора Плюс" указано о необходимости в трехдневный срок со дня размещения на официальном сайте www.torgi.gov.ru и на сайте Минземимущества соответствующие сведения об этом с приложением копии информационных сообщений о проведении продажи и об итогах продажи.
ГУП УАЗ вышеуказанные сведения о проведении и итогах продажи государственного имущества на сайте www.torgi.gov.ru не размещены.
Согласно статье 135 Гражданского кодекса Российской Федерации здание котельной (пристрой), лит. А1, расположенное по адресу: г. Уфа, ул. Первомайская, д. 46, является вспомогательным объектом, созданным исключительно для обслуживания торговых помещений, лит. А, находящихся на одном земельном участке по указанному адресу, ввиду чего названная котельная не представляет самостоятельной ценности и не может быть отчуждена раздельно от основного здания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" одним из условий реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества является нахождение арендуемого имущества на день подачи заявления в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 названного Федерального закона.
Учитывая изложенное, а также то, что здание котельной (пристрой), лит. А1, расположенное по адресу: г. Уфа, ул. Первомайская, д. 46, являющееся принадлежностью торговых помещений по указанному адресу, лит. А, в аренду ООО "Аврора Плюс" не предоставлялось, оснований для приобретения названных торговых помещений у данного общества без проведения торгов не имелось.
На основании указанных обстоятельств антимонопольным органом сделан правильный вывод о том, что изначально между Минземимуществом, ГУП "УАЗ" и обществом "Аврора Плюс" была договоренность по передаче названных объектов из государственной собственности в частную.
По соглашению от 28.09.2018 (зарегистрировано в ЕГРН 01.11.2018) о расторжении договора купли-продажи недвижимого имущества от 13.08.2018 N 1993 здание котельной (пристрой) (литера А1, общая площадь 37 кв.м), кадастровый номер 02:55:030155:893 возвращено в государственную собственность Республики Башкортостан.
В соответствии с пунктом 9 статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий: 1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации; 2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.
Между тем установлено, что по бухгалтерским данным ГУП "УАЗ" в период действия договора аренды N 11907 от 29.01.2015 от общества "Аврора Плюс" плата за коммунальные и эксплуатационные услуги не поступали, арендная плата не вносилась. Более того, ГУП "УАЗ" продолжал оплачивать коммунальные услуги по данному объекту. Возмещения затрат за аренду земельного участка от общества "Аврора Плюс" также не поступало. Данные обстоятельства нарушали не только условия вышеуказанного договора, но и требования аукционной документации, в Приложении N 1 к которой, указаны дополнительные условия по лоту: заключение договоров на коммунально-эксплуатационные услуги и возмещение налога за аренду земельного участка.
Из актов сверок следует, что задолженность за 2015 г. по заключенным договорам аренды N 11907, 11907, была погашена в полном объеме обществом "Аврора Плюс" только 13.01.2017.
Кроме того антимонопольным органом установлены признаки аффилированности участников антиконкурентных действий.
В частности, бывший директор ГУП "УАЗ" Берг Э.Р. ранее работала в ООО "Максах" (директор - Ахметов Д.А., учредители - Ахметов Д.А., Ахметов У.А.), ООО "Инвестиционная компания "Альянс" (директор - Ахметов У.А.). Учредителем общества "Аврора Плюс" является Даянова Татьяна Дмитриевна - теща Ахметова У.А. и мать начальника отдела контроля и управления имуществом ГУП "УАЗ" Даяновой Регины Салаватовны.
Помимо этого, согласно условиям аукционной документации утвержденной Берг Э.Р., а также пунктам 3.6, 2.3.7 договоров аренды от 29.01.2015 N 11907, от 27.03.2015 N 11907.а арендатор оплачивает предоставляемые ему коммунальные и иные услуги по отдельным договорам, заключаемым между арендатором и арендодателем или предприятиями, обслуживающими объект, а также за свой счет, своими силами и материалами производит текущий и капитальный ремонты арендуемого объекта.
Между тем, Предприятие с февраля 2015 г. по август 2018 г. незаконно оплатило коммунальные и иные услуги, а также осуществленный обществом "Промэлектроснабкомплект" ремонт торговых помещений по адресу: г. Уфа, ул. Первомайская, 46, лит. А, на общую сумму 26 640 793,10 руб.
Более того, ГУП "УАЗ" продолжало по октябрь 2018 г. нести расходы по оплате коммунальных платежей за торговое помещение, расположенное по адресу: г. Уфа, ул. Первомайская, 46, переданное в собственность обществу "Аврора плюс" по договору купли-продажи от 31.08.2018 N 2001, на общую сумму 499 621,39 руб.
В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства РБ от 11.11.2003 N 279 "О реализации республиканскими органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан" сделки по продаже государственного имущества Республики Башкортостан, закрепленного за государственным унитарным предприятием Республики Башкортостан на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (за исключением движимого имущества, закрепленного за предприятием в хозяйственное ведение), осуществляются путем продажи имущества на аукционе, организатором которого выступает предприятие, в порядке, определённом законодательством о приватизации государственного имущества.
Следовательно, непосредственная продажа государственного имущества Республики Башкортостан, закрепленного за ГУП "УАЗ" на праве хозяйственного ведения, производится на аукционе в порядке, определенном законодательством о приватизации государственного имущества, что подтверждается распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 28.04.2018 N 370-р.
Также запрет на отчуждение названного имущества без торгов путем обхода установленных законом запретов закреплен в части 1 статьи 10, статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 1, 13 Федерального закона от 21.02.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Приказом Минземимущества от 10.08.2018 N 988 Предприятию согласована сделка по продаже путем реализации преимущественного права на приобретение арендуемого недвижимого имущества - нежилых помещений (литера А, общая площадь 2219,9 кв.м.) обществу "Аврора Плюс" в соответствии с Федеральным законом N159-ФЗ.
Изменения в распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 28.04.2018 N 370-р, в котором возможен выкуп только на аукционе, не вносились, оно не утратило силу.
Учитывая в совокупности установленные взаимосвязанные действия, антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о том, что вышеуказанные сделки совершены в нарушение распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 28.04.2018 N 370-р.
Совокупность выше названных обстоятельств свидетельствует, что незаконное предоставление без проведения торгов в аренду сроком на 15 лет, в последующем - в собственность обществу "Аврора-Плюс" торговых помещений (литера А) по адресу: г.Уфа, ул. Первомайская, 46, а также неправомерные продажа данному Обществу здания котельной (пристрой) (литера А1) по указанному адресу и предоставление ему в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:55:030155:2 осуществлено путем совершения Министерством, ГУП "УАЗ" и обществом "Аврора" относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин взаимосвязанных согласованных действий с целью обхода аукционных процедур по продаже государственного имущества, находящегося в хозяйственном ведении ГУП "УАЗ", предусмотренных пунктом 6 постановления Правительства Республики Башкортостан от 11.11.2003 N 279 "О реализации республиканскими органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан".
Изложенные факты влияют на условия конкуренции на товарном рынке недвижимого имущества, поскольку реализация государственного имущества должна преследовать цели получения доходных средств в государственный бюджет и строиться на основах открытости и публичности процедур. Антиконкурентные последствия вышеназванных действий выражаются в том, что передача имущества в обход конкурентных процедур и правил, установленных действующим законодательством, привела к ограничению доступа других хозяйствующих субъектов на товарном рынке недвижимого имущества Республики Башкортостан.
Факт заключения соглашения подтверждается совершением вышеназванных действий Министерством, ГУП "УАЗ", общества "Аврора Плюс", направленных на отчуждение недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан, в собственность Общества.
На основании изложенного, антимонопольный орган правомерно квалифицировал действия Министерства, ГУП "УАЗ", общества "Аврора Плюс" как нарушение пункта 4 статьи 16 Федерального закона N 135-ФЗ.
Доводы Общества о том, что антимонопольным органом не доказано участие в соглашении Минземимущества, опровергаются установленными в ходе рассмотрения антимонопольного дела обстоятельствами.
В частности при наличии фактов неуплаты арендной платы и в нарушение части 9 статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ Министерством принимается решение о предоставлении арендуемых объектов Обществу на 15 лет (протокол от 27.03.2015 N 216).
Также Министерством приказом N 988 от 10.08.2018 разрешена продажа нежилых помещений обществу "Аврора Плюс" путем реализации преимущественного права на приобретение арендуемого государственного имущества, цена продажи установлена в соответствии с отчетом об оценке от 04.03.2018 N 67-16 в размере 51 864 000 руб.
Доводы о том, что цена реализации объектов не была занижена, также отклоняется апелляционной инстанцией.
Рыночная стоимость котельной в составе объекта недвижимости, расположенного по адресу: г.Уфа, ул.Первомайская, д.46, определенная ИП Королевой И.В. в отчете об оценке N 5/1-2019 в размере 6 856 123 руб., проведена без учета вмонтированного в нее оборудования на сумму свыше 7 млн.руб., из чего следует, что отчет об оценке N 5/1-2019 является некорректным, не отражает действительную стоимость объекта оценки. В отношении основного здания также были проведены ремонтные работы, за период с 2015 по 2017 г.г. Предприятием вложено 18 235 405,60 руб.
Ссылка Общества на решение Верховного суда Республики Башкортостан по делу N 3-1291/2019, согласно которому по состоянию 01.01.2015 определена рыночная стоимость в размере 51 590 000 руб. не имеет правового значения, так как объекты были выставлены на торги в 2018 г.
Довод Общества о том, что с момента совершения правонарушения прошло 3 года, поскольку оно совершено и окончено 29.01.2015 (заключение договора аренды с Обществом), суд апелляционной инстанции не принимает, так как рассмотренные незаконные взаимосвязанные действия по отчуждению государственного имущества из собственности Республики Башкортостан в пользу Общества совершены в период с 2015 по 2018 год.
На основании выше изложенного суд апелляционной инстанции признает правомерным и обоснованным вывод антимонопольного органа и суда о квалификации рассмотренных действий Министерства, ГУП "УАЗ", общества "Аврора Плюс" как нарушение пункта 4 статьи 16 Федерального закона N 135-ФЗ в виде заключения антиконкурентного соглашения. Антиконкурентные последствия вышеназванных действий выражаются в том, что передача имущества в обход конкурентных процедур и правил, установленных действующим законодательством, привела к ограничению доступа других хозяйствующих субъектов на товарном рынке недвижимого имущества города Уфы.
В связи с тем, что в данном деле отсутствует соглашение, заключенное в письменной форме, доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между субъектами осуществлено антимонопольным органом на основании анализа их поведения в рамках деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.
Доводы заявителя о том, что судом установлен факт нарушения в виде согласованных действий, не принимается, поскольку суд согласился с квалификацией антимонопольного органа, данной действиям участников выше указанных отношений. В данном случае предметом оценки являлись действия участников, в том числе имеющие согласованный характер, в результате чего установлен факт антиконкурентного соглашения.
На основании указанного, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемые решение и предписание Управления ФАС по Республике Башкортостан является обоснованным и соответствующим Федеральному закону N 135-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые решение от 23.10.2019 N 9/15244 и предписания от 23.10.2019 N 9/15247 антимонопольного органа по делу N 002/01/16-881/2019 соответствует требованиям нормативных правовых актов, и являются законными. На основании изложенного, в удовлетворении требований общества "Аврора Плюс" отказано правомерно.
Судом первой инстанции полно и правильно установлены все фактические обстоятельства по делу, исходя из оценки доказательств и доводов, приведенных лицами, участвующими в деле, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26 марта 2020 г. по делу N А07-38566/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аврора Плюс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-38566/2019
Истец: ООО "АВРОРА ПЛЮС"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: ГУП РБ "Управление административными зданиями", МЗИО РБ, ООО "Аврора плюс", Прокуратура РБ