Екатеринбург |
|
07 октября 2020 г. |
Дело N А07-27629/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Жаворонкова Д. В., Кравцовой Е. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природопользования и экологии по Республике Башкортостан (далее - Министерство) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.03.2020 по делу N А07-27629/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители Министерства - Галеев И.А. (доверенность от 23.09.2020), Суярембитов И.У. (доверенность от 23.09.2020).
В судебном заседании с использованием системы веб-конференции принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Стройтехсервис" (далее - общество "Стройтехсервис") - Ступникова И.Б. (доверенность от 25.03.2020).
Общество "Стройтехсервис" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об оспаривании постановления Министерства от 01.07.2019 N 02-СИ о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в сумме 1 000 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 11.03.2020 (судья Симахина И.В.) постановление Министерства от 01.07.2019 N 02-СИ признано незаконным и отменено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 (судьи Бояршинова Е.В., Иванова Н.А., Скобелкин А.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт о признании законным постановления от 01.07.2019 N 02-СИ, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что с 2017 г. спорный участок является потенциальным местом незаконного недропользования (дело Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-14485/2018).
Кроме того, Министерство считает, что протокол N 02-СИ об административном правонарушении составлен 29.03.2019 при надлежащем извещении юридического лица, а месяц "апрель" указан ошибочно (опечатка).
В отзыве на кассационную жалобу общество "Стройтехсервис" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, 11.06.2008 обществу "Стройтехсервис" выдана лицензия УФА N 02614 ТЭ с целевым назначением разведка и добыча песчано-гравийной смеси на Миловском Прибрежном участке, действие которой прекращено на основании приказа Министерства от 10.04.2017 N 302п, в соответствии с которым на общество "Стройтехсервис" возложена обязанность провести рекультивацию земель и сдать акт приема-передачи земель владельцу до 01.08.2017.
Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой при участии инспектора Уфимского территориального управления Министерства 30.10.2018 осуществлен выезд на территорию, расположенную в 0,8 км южнее с. Миловка муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
По результатам осуществленного выезда и проведенного в ходе него осмотра инспектором Уфимского территориального управления Министерства 30.10.2018 составлен акт, где зафиксировано, что в водоохранной зоне и защитной прибрежной полосе старицы реки Белая находится гусеничный экскаватор Hitachi без государственного регистрационного знака (заводской номер 15-М-10049), а также осмотром выявлена добыча и погрузка общераспространенных полезных ископаемых указанным экскаватором, погрузка осуществлялась на большегрузный автомобиль с государственным регистрационным знаком Н356ОХ102, в котором на момент осмотра находились общераспространенные полезные ископаемые, содержащие фрагменты песчано-гравийной смеси, котлован, вырытый указанным экскаватором, примыкает к выработанному карьеру, бортики котлована представляют собой вертикальные с осыпающимися грунтом стенки.
Также на участке установлен бытовой вагон, гражданин К.Р.А., пояснил, что он трудоустроен в обществе "Стройтехсервис" в должности диспетчера и осуществляет отпуск общераспространенных полезных ископаемых с оформлением накладных (в частности, представлены две накладные от 30.10.2018 о реализации обществу с ограниченной ответственностью "Вертикаль" песчано-гравийной смеси).
Названные обстоятельства послужили основанием должностному лицу Министерства сделать вывод, что обществом на данном участке организованы работы по добыче и вывозу общераспространенных полезных ископаемых - песчано-гравийной смеси.
В Уфимское территориальное управление Министерства от государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан 23.01.2019 поступила информация о незаконной добыче общераспространенных полезных ископаемых на территории в 0,8 км южнее с. Миловка муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан. В связи с этим отделом Министерства внутренних дел Российской Федерации по Уфимскому району и Уфимским территориальным управлением Министерства осуществлен выезд и осмотр территории.
В ходе осмотра 23.01.2019, результаты которого были зафиксированы в протоколе осмотра места происшествия, составленном органом внутренних дел, и акте осмотра территории, составленном Министерством, установлено, что на спорном участке находится техника (экскаватор Hitachi ZX 200 LC с государственным регистрационным знаком 1941 ММ, два транспортных средства марки КАМАЗ с государственными регистрационными знаками В303ХС102 и О378КТ102), которая принадлежит обществу с ограниченной ответственностью "Промтехснаб СФ" (далее - общество "Промтехснаб СФ"). Рядом с экскаватором имеется свежий участок добычи общераспространенных полезных ископаемых, содержащий фрагменты песка, мелкого гравия, участок добычи представляет собой котлован с осыпающимися стенками общераспространенных полезных ископаемых, фрагменты которых имеются в ковше экскаватора, также общераспространенные полезные ископаемые загружены в кузов транспортного средства марки КАМАЗ. Площадь разработки составляет 27 м2, глубина котлована - 3,6 м. На участке установлен бытовой вагон, гражданин К.Р.А. пояснил, что он трудоустроен в обществе "Стройтехсервис" в должности диспетчера и осуществляет отпуск общераспространенных полезных ископаемых с оформлением накладных (в частности, представлены шесть накладных от 23.01.2019 о реализации обществу "Промтехснаб" 180 м3 песчано-гравийной смеси).
Установив, что экскаватор Hitachi ZX 200 LC был предоставлен обществу "Промтехснаб СФ" на основании договора аренды от 10.01.2019 N 01/2019, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью НПП "Стройинтерсервис", директором которого является С.Ш.Х., также работающий в должности начальника производственного отдела общества "Стройтехсервис", Министерство пришло к выводу, что незаконная добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществлялась в интересах общества "Стройтехсервис", поскольку общество НПП "Стройинтерсервис" является аффилированным лицом по отношению к обществу "Стройтехсервис".
Деяния общества "Стройтехсервис" квалифицированы Министерством, как нарушение требований статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1).
По факту выявленных нарушений административный орган 29.04.2019 составил в отношении общества "Стройтехсервис" протокол об административном правонарушении по делу N 02-СИ по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ и 01.07.2019 принято постановление N 02-СИ о привлечении общества "Стройтехсервис" к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 000 000 руб.
Полагая, что названное постановление административного органа незаконно, общество "Стройтехсервис" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, сделав вывод об отсутствии в действиях общества "Стройтехсервис" события вмененного правонарушения, а также о нарушении административным органом порядка привлечения к административной ответственности, удовлетворил заявленные требования. Суд апелляционной инстанции, поддержав выводы суда первой инстанции о нарушении административным органом порядка привлечения к административной ответственности, оставил решение суда первой без изменения.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами без лицензии, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом правонарушения являются отношения, складывающиеся в сфере лицензирования пользования недрами.
Объективная сторона правонарушения представляет собой действия по пользованию недрами без лицензии.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 23 Закона N 2395-1 запрещается самовольное пользование недрами, то есть пользование недрами без лицензии.
Судами установлено, что в качестве события административного правонарушения, вменяемого обществу "Стройтехсервис", административный орган ссылается на факты осуществления им добычи общераспространенных полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии - 30.10.2018 и 23.01.2019.
По эпизоду 30.10.2018 судами с учетом положений частей 1 - 3 статьи 26.2 КоАП РФ, пункта 14 статьи 4 Закона N 2395-1, Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), Порядка осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02.04.2013 N 119 верно указано, что 30.10.2018 Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой какие-либо мероприятия в рамках главы 1 раздела 3 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" не проводились, а Министерством в материалы дела не представлены доказательства наличия правовых оснований для проведения осмотра 30.10.2018, в том числе утвержденное в установленном порядке задание.
Следовательно, судами правильно указано, что акт осмотра от 30.10.2018 составлен, а объяснения отобраны вне административных процедур, предусмотренных действующим законодательством, действия по инициированию проверки в установленном Федеральным законом N 294-ФЗ порядке либо возбуждению дела об административном правонарушении и проведению административного расследования должностным лицом Министерства не предпринимались, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5, пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ является самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены по указанному эпизоду оспариваемого постановления.
По эпизоду 23.01.2019 суд апелляционной инстанции, проанализировав материалы дела, в том числе: заявление по факту незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых на территории, расположенной 0,8 км южнее с. Миловка муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан; протокол осмотра места происшествия от 23.01.2019; акт осмотра территории, составленный Министерством; объяснения работников общества "Промтехснаб СФ"; объяснения от 23.01.2019 начальника производственного отдела общества "Стройтехсервис" пришел к следующим выводам.
Лицензия от 11.06.2008 серии УФА N 02614 ТЭ была выдана обществу "Стройтехсервис" с конкретным целевым назначением: разведка и добыча песчано-гравийной смеси на Миловском Прибрежном участке, соответственно складирование добытого материала условиями лицензии УФА от 11.06.2008 N 02614 ТЭ не предусмотрено. Согласно приказу Минэкологии Республики Башкортостан от 10.04.2017 N 302п действие названной лицензии прекращено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что 23.01.2019 общество "Стройтехсервис" в нарушение статей 7, 11 Закона N 2395-1 добывало песчано-гравийную смесь на территории, расположенной 0,8 км южнее с. Миловка муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан без лицензии, что указывает на наличие события и объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Однако, суды при проверке законности постановления о привлечении к административной ответственности, установили наличие существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, допущенных Министерством, что выразилось в неизвещении общества "Стройтехсервис" о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
На основании статей 25.4, 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении должен составляться в присутствии законного представителя юридического лица.
Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Как разъяснено в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" существенный характер процессуальных нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Не извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и дате составления протокола об административном правонарушении, о времени и месте вынесения постановления о привлечении к административной ответственности является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных Кодексом процессуальных прав и гарантий защиты: прав на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений и представления доказательств, на заявление ходатайств и отводов, использованию юридической помощью защитника.
Судами установлено, что протокол об административном правонарушении от 29.04.2019 по делу N 02-СИ составлен без участия законного, либо уполномоченного представителя общества "Стройтехсервис".
Доказательств уведомления законного представителя общества "Стройтехсервис" о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении, суду не представлено.
При этом судами указано, что из уведомления (извещения) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 09.01.2019 N 02-СИ следует, что протокол будет составлен 29.03.2019, однако протокол об административном правонарушении фактически составлен 29.04.2019.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о существенном нарушении административным органом процедуры привлечения общества "Стройтехсервис" к административной ответственности.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные обществом "Стройтехсервис" требования.
Доводы Министерства, изложенные в кассационной жалобе, об отсутствии с его стороны процессуальных нарушений в ходе привлечения общества "Стройтехсервис" к административной ответственности не нашли подтверждения в материалах дела, направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств и представленных доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.03.2020 по делу N А07-27629/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природопользования и экологии по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.